Поиск по творчеству и критике
Cлово "ACADEMIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 8. Размер: 55кб.
2. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 7. Размер: 47кб.
3. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 1
Входимость: 3. Размер: 31кб.
4. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 2. Размер: 132кб.
5. Тургенев И.С. - Гоголь. Из писем
Входимость: 2. Размер: 38кб.
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 2. Размер: 12кб.
7. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 2. Размер: 104кб.
8. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 52кб.
9. Гоголь Н. В. - Прокоповичу Н. Я., 25 января (н. ст.) 1837 г.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
10. Гоголь Н. В. - Щепкину М. С., 29 апреля 1836 г.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
11. Эйхенбаум Б. М.: Как сделана "Шинель" Гоголя
Входимость: 1. Размер: 48кб.
12. Барбе д'Оревильи: Николай Гоголь
Входимость: 1. Размер: 81кб.
13. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 58кб.
14. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 1. Размер: 93кб.
15. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Петербургские повести 1833—1835 гг.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
16. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
17. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 1. Размер: 67кб.
18. Гоголь Н. В. - Аксакову С. Т., начало 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
19. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава четвертая. Творчество Н. И. Гнедича (1784-1833) и И. И. Козлова (1779-1840)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
20. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 8
Входимость: 1. Размер: 30кб.
21. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 1. Размер: 75кб.
22. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 60кб.
23. Гоголь Н. В. - Прокоповичу Н. Я., 24 мая 1835 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
24. Мочульский К.: Духовный путь Гоголя. 5. За границей и в России (1836–1842)
Входимость: 1. Размер: 26кб.
25. Гоголь Н. В. - Аксаковой О. С., зима 1848/49 г. или 1851/52 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
26. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 1. Размер: 45кб.
27. Перечень авторов и книг
Входимость: 1. Размер: 25кб.
28. Путешествие Александры Осиповны
Входимость: 1. Размер: 46кб.
29. Боратынская Н. Л. - Путятам С. Л. и Н. В. , 13 апреля 1843 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
30. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., 21 августа 1831 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
31. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 13кб.
32. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 8
Входимость: 1. Размер: 31кб.
33. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 7
Входимость: 1. Размер: 34кб.
34. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Первый период жизни (1809—1836)
Входимость: 1. Размер: 37кб.
35. Гоголь Н. В. - Аксакову С. Т., 7 мая 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
36. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
37. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 21кб.
38. Гоголь Н. В. - Путяте Н. В., 14 - 18 августа или 21 - 27 сентября 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
39. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 95кб.
40. Гоголь Н. В. - Урби П. Я., 8 марта н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
41. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 16кб.
42. Феоктистов Е. М. - Тургеневу И. С., 25 февраля 1852 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
43. Гоголь Н. В. - Белозерскому Н. Д., 21 февраля 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
44. Аксакова В. С. - Аксаковым Г. С., И. С. и М. С., начало апреля 1840 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
45. Арнольди Л.И. - Мое знакомство с Гоголем
Входимость: 1. Размер: 64кб.
46. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., май 1834 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
47. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 1. Размер: 46кб.
48. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 23 октября 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
49. Аксакова В. С. - Карташевской М. Г., 20 августа 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
50. Гоголь Н. В. - Аксакову К. С., первая половина февраля 1850 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 8. Размер: 55кб.
Часть текста: признание еще до восстания декабристов: П. А. Вяземский, Н. М. Языков, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский. Каждый из них испытал на себе огромное влияние Пушкина; признавая его первенство, каждый стремился вместе с тем сказать свое слово. Но в молодости никто из них не поднялся до пушкинского революционного романтизма, а в зрелые годы, когда Пушкин создавал основы художественного реализма, все они остались на романтических позициях. Торжество реакции, распространение в обществе уныния, страха перед неизвестностью, глубокого разочарования и мистики, было объективной почвой, на которой оживали различные формы романтизма. Ближайшее поэтическое окружение Пушкина и поэты, согретые его вниманием в страшное николаевское время, остались верными романтизму, сочетавшему прогрессивные черты с элегической бесперспективностью и отсталыми политическими взглядами. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) "Звезда разрозненной плеяды", как называл его Баратынский, князь Вяземский начал свое творчество шестью годами раньше Пушкина, но занимался поэзией преимущественно как приятным развлечением. Он много острил над классицистами, сыпал эпиграммами, веселыми песенками, объяснялся с друзьями, умудряясь даже литературно-критические замечания втискивать в ямбы,...
2. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Часть текста: 1825 года Пушкин писал из своей Михайловской глуши Александру Бестужеву: "Откуда ты взял, что я льщу Рылееву? Мнение свое о его "Думах" я сказал вслух и ясно; о поэмах также Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своею дорогою. Он в душе поэт... Жду с нетерпением Войнаровского и перешлю ему все свои замечания. Ради Христа! чтоб, он писал, да более, более!" 1 . Несомненно, это самая высокая и самая компетентная оценка творческого дарования Рылеева. И Пушкин не однажды выражал свое мнение о Рылееве как большом поэте. Следя из Михайловского за развитием современной русской литературы, Пушкин отметил, что на русском Парнасе происходит смена министерства, что старые авторитеты, такие как Жуковский и Батюшков, уступают место новым, свежим и крепким дарованиям. Среди них первое место он отводил Рылееву и в шутку прочил ему пост министра 2 . Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов, ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов. В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле. Жизнь и борьба Рылеева Кондратий Федорович Рылеев...
3. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 1
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: Пушкину. «… Пушкин, – писал впоследствии Гоголь, – заставил меня взглянуть на дело сурьезно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и, наконец, один раз, после того как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью, не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» … в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь начал писать «Мертвые души» вскоре после выхода «Миргорода» и «Арабесок», с середины 1835 года, и работал над первой частью своей поэмы до конца 1841 года, то есть более шести лет. 7 октября 1835 года он сообщал Пушкину: «Начал писать «Мертвых...
4. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 2. Размер: 132кб.
Часть текста: XIX века   2. Переводы других поэм Мура ("Огнепоклонники", "Покровенный пророк Хорасана", "Свет гарема"). -- Отзвуки "Лаллы Рук" в произведениях Грибоедова, Пушкина, В. К. Кюхельбекера, И. И. Козлова, Гоголя, А. С. Хомякова, А. И. Полежаева. -- Мур и А. И. Подолинский Возвратимся, однако, к Томасу Муру. В 1821 г., когда в "Сыне Отечества" была опубликована в стихотворном переводе Жуковского вторая вставная поэма из "Лаллы Рук" -- "Paradise and the Peri", о Муре сразу заговорили в нескольких русских журналах. В "Соревнователе просвещения" та же поэма появилась в русском прозаическом переводе К. П. Б. под более точным, чем у Жуковского, заглавием "Рай и пери (сочинение Томаса Мура)" 68 ; этот перевод был, однако, завершен до перевода Жуковского и выполнен независимо от него. Это полный перевод указанной поэмы Мура, сохраняющий также многие прозаические примечания английского поэта, тогда как при переводе Жуковского они большею частью опущены. Хотя при переводе К. П. Б. указано, что он сделан "с...
5. Тургенев И.С. - Гоголь. Из писем
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: перемена, происшедшая в нем с 41 года. Я раза два встретил его тогда у Авдотьи Петровны Е<лаги>ной. В то время он смотрел приземистым и плотным малороссом; теперь он казался худым и испитым человеком, которого уже успела на порядках измыкать жизнь. Какая-то затаенная боль и тревога, какое-то грустное беспокойство примешивались к постоянно проницательному выражению его лица. Увидев нас со Щепкиным, он с веселым видом пошел к нам навстречу и, пожав мне руку, промолвил: "Нам давно следовало быть знакомыми". Мы сели. Я рядом с ним, на широком диване; Михаил Семенович на креслах, возле него. Я попристальнее вгляделся в его черты. Его белокурые волосы, которые от висков падали прямо, как обыкновенно у казаков, сохранили еще цвет молодости, но уже заметно поредели; от его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по временам веселость - именно веселость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым. Длинный, заостренный нос придавал физиономии Гоголя нечто хитрое, лисье; невыгодное впечатление производили также его одутловатые, мягкие губы под остриженными усами: в их неопределенных очертаниях выражались - так, по крайней мере, мне показалось - темные стороны его характера: когда он говорил, они неприятно раскрывались и выказывали ряд нехороших зубов; маленький подбородок уходил в широкий...
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: словами Радищева, народными страданиями "уязвлена стала". Они изображают ужасы бесправного существования народа, возмущаются всевластием "дикого барства", открывают в народе источник великих сил разума, таланта, воли к творчеству и прогрессу, связывают с освобождением народа будущее России. Чем больше накапливалось в народе гнева и отчаянной решимости, чем организованнее становилась его борьба против поработителей, тем глубже вникала литература в психику и думы трудящихся, тем колоритнее и значительнее становились образы крестьян, сочувствующих им интеллигентов, затем рабочих и революционеров, тем настойчивее писатели показывали народ как силу, способную влить в Россию энергию обновления и стремительного движения вперед. Великая и благородная миссия, которую взяла на себя классическая русская литература, миссия защиты народа от царских властей и помещичье-буржуазного гнета, накладывала особую печать на всю ее историю. Это история непрестанной борьбы, борьбы мужественной и самоотверженной. Царизм не шутил с теми, кто шел вразрез с "видами правительства". Талант и слава не защищали от самых жестоких преследований. Ссылка, каторга, виселица, одиночное заключение - вот нередко итог деятельности русского писателя. Непрестанные цензурные гонения, насильственное изувечивание произведений, вызовы в жандармское отделение, явный и тайный полицейский надзор, полицейские придирки, грубые окрики, издевательские судебные процессы - в таких тревогах и муках обыкновенно проходила жизнь...
7. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 2. Размер: 104кб.
Часть текста: которое создано было этими узловыми его произведениями. Гоголь и сам чувствовал какую-то несовместимость этой комедии с творческими замыслами, напряженно занимавшими его в то время; это и подчеркнуто дважды в самом заглавии пьесы — „писано в 1833 году“ и „совершенно невероятное происшествие“. Некоторой оторванностью комедии от других произведении зрелой поры творчества Гоголя объясняется и то место, какое заняла она в гоголевской литературе. Очень мало внимания уделил ей Белинский, одно — правда, в высшей степени ценное — замечание встречаем у Чернышевского. Юбилейная литература 1902—1909 гг., в сущности, не внесла ничего нового в понимание комедии. Появившиеся же в советские годы книги о „Женитьбе“, 1 ставя себе специальные задания — дать режиссерский комментарий к комедии или выяснить ее сценическую историю, не могли, естественно, затронуть всех связанных с нею вопросов. Поэтому, несмотря на наличие большого фактического материала и множества ценных, но разрозненных наблюдений, — мы далеки еще от ясного представления о стилевом облике пьесы. Место ее в творческом процессе Гоголя, идейная сущность и художественные...
8. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: через два месяца получил на него ответ. Я был просто приведен в недоумение этим ответом. Он содержал в себе строжайший, более чем начальнический, а какой-то пасторский выговор, точно Гоголь отлучал меня торжественно от общения с верными своей церкви. Вместо мне знакомого добродушного, прозорливого, все понимающего и классифицирующего психолога - стоял теперь передо мною совсем другой человек, да и не человек, а какой-то проповедник на кафедре, им же и воздвигнутой на свою потребу, громящий с нее грехи бедных людей направо и налево, по власти кем-то ему данной я не всегда зная хорошенько, чем они действительно грешат. Тон письма сбил меня совсем с толка, потому что я еще не знал тогда, что роль пророка и проповедника Гоголь уже давно усвоил себе, что в этой роли он уже являлся г-же Смирновой, Погодину, Языкову, даже Жуковскому и многим другим, громя и по временам бичуя их с ловкостью почти что ветхозаветного человека. Привожу это письмо целиком 237 . "Франкфурт, мая 10-го Благодарю вас за некоторые известия о толках на книгу. Но ваши собственные мнения... смотрите за собой: они пристрастны. Неумеренные эпитеты, разбросанные кое-где в вашем письме, уже показывают, что они пристрастны. Человек благоразумный не позволил бы их себе никогда. Гнев или неудовольствие...
9. Гоголь Н. В. - Прокоповичу Н. Я., 25 января (н. ст.) 1837 г.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: января (н. ст.) 1837 г. 36. Н. Я. ПРОКОПОВИЧУ . Париж, 25 генварь <н. ст.> 1837. Я давно не писал к тебе. Я хотел получить прежде твое письмо, о котором я знал, что оно лежит в Лозанне, и которое пришло ко мне довольно поздно. Прежде всего нужно тебя поздравить с новым годом. Желаю 1 одного: чтобы он был плодороднее для тебя прочих, чтобы ты наконец принялся за дело. Тебе нужно испытать горькое и приятное нашего ремесла. Жизнь твоя не полна, ты теперь должен иногда чувствовать пустоту ее. Пора, брат, пора! Вот тебе и желание мое и упрек вместе. Из письма Данилевского ты, я думаю, уже узнал о моем пребывании здесь. Я попал в Париж почти нечаянно. В Италии холера, в Швейцарии холодно. На меня напала хандра, да притом и доктор требовал для моей болезни перемены места. Я получил письмо от Данилевского, что он скучает в Париже, и решился ехать разделять его скуку. Париж город хорош для того, кто именно едет для Парижа, чтобы погрузиться во всю его жизнь. Но для таких людей, как мы с тобою, — не думаю, разве нужно скинуть с каждого из нас по 8 лет. К удобствам здешним 2 приглядишься, тем более, что их более, нежели сколько нужно; люди легки, а природы, в которой всегда находишь рессурс и утешение, когда всё приестся, — нет: итак, нет того, что бы могло привязать к нему мою жизнь. Жизнь политическая, жизнь вовсе противоположная смиренной художнической, 3 не может понравиться таким счастливцам праздным, как мы с тобою. Здесь всё политика, в...
10. Гоголь Н. В. - Щепкину М. С., 29 апреля 1836 г.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: в первый раз происходит. Явление точно очень замечательное: два первые ленивца в мире, наконец, решаются изумить друг друга письмом. Посылаю вам «Ревизора». Может быть, до вас уже дошли слухи о нем. Я писал к ленивцу 1-й гильдии и беспутнейшему человеку в мире, Погодину, чтобы он уведомил вас. Хотел даже посылать к вам его, но раздумал, желая сам привезти к вам и прочитать собственногласно, дабы о некоторых лицах не составились заблаговременно превратные понятия, которые, я знаю, чрезвычайно трудно после искоренить. Но, познакомившись с здешнею театральною дирекциею, я такое получил отвращение к театру, — что одна мысль о тех приятностях, которые готовятся для меня еще и на московском театре, в силе удержать и поездку в Москву и попытку хлопотать о чем-либо. К довершению, наконец, возможнейших мне пакостей здешняя дирекция, то есть директор Гедеонов вздумал, как слышу я, отдать главные роли другим персонажам после четырех представлений ее, будучи подвинут какой-то мелочной личной ненавистью к некоторым главным актерам в моей пьесе, как-то: к Сосницкому и Дюру. — Мочи нет. Делайте, что хотите, с моей пьесой, но я не стану хлопотать о ней. Мне она сама надоела так же, как хлопоты о ней. Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня,...