Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века
Введение

Введение

Русская литература XIX века - наше великое культурное наследие. В ней с огромной силой и яркостью проявились глубокий разум, благородное чувство и художественная одаренность русского народа. Созданные ею полотна национальной жизни занимают одно из первых мест среди вечно живых творений вдохновенного художественного гения человечества.

На великом художественном опыте писателей-классиков учатся и совершенствуют свое мастерство советские писатели. Основоположник социалистического реализма, гениальный пролетарский писатель Максим Горький - непосредственный продолжатель лучших традиций литературы XIX века.

Начиная с пушкинской "Деревни", проникнутой болью за поруганный народ и ожиданием того дня, когда можно будет увидеть "народ неугнетенный", писатели XIX века выступают как люди, душа которых, говоря словами Радищева, народными страданиями "уязвлена стала". Они изображают ужасы бесправного существования народа, возмущаются всевластием "дикого барства", открывают в народе источник великих сил разума, таланта, воли к творчеству и прогрессу, связывают с освобождением народа будущее России. Чем больше накапливалось в народе гнева и отчаянной решимости, чем организованнее становилась его борьба против поработителей, тем глубже вникала литература в психику и думы трудящихся, тем колоритнее и значительнее становились образы крестьян, сочувствующих им интеллигентов, затем рабочих и революционеров, тем настойчивее писатели показывали народ как силу, способную влить в Россию энергию обновления и стремительного движения вперед.

Это история непрестанной борьбы, борьбы мужественной и самоотверженной. Царизм не шутил с теми, кто шел вразрез с "видами правительства". Талант и слава не защищали от самых жестоких преследований. Ссылка, каторга, виселица, одиночное заключение - вот нередко итог деятельности русского писателя. Непрестанные цензурные гонения, насильственное изувечивание произведений, вызовы в жандармское отделение, явный и тайный полицейский надзор, полицейские придирки, грубые окрики, издевательские судебные процессы - в таких тревогах и муках обыкновенно проходила жизнь лучших наших писателей. "С отчаянной силой потрясала она,- говорит о русской литературе Роза Люксембург,- социальными и политическими оковами, натирала себе ими раны и кровью своего сердца честно оплачивала эту борьбу"1.

Многие из писателей-классиков были активными деятелями революционного движения. Другие следили с глубоким сочувствием за разгорающейся освободительной борьбой, содействуя успеху передовых сил России "сердечным смыслом своих произведений". Русская литература создала полные обаяния образы мужественных борцов против царизма и всех форм политического, экономического и социального гнета. Преданностью родине, глубоким гуманизмом, верой в могучие силы разума и воли русского народа передовая русская литература воспитывала самоотверженных борцов за новую Россию. "Мы на русском искусстве воспитывались",- говорил от лица старой большевистской гвардии М. И. Калинин, имея в виду прежде всего передовой отряд русского искусства - великую литературу. О громадной роли русской литературы в формировании духовного облика создателя и вождя Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленина рассказано его родными, учениками и соратниками.

Русская почва оказалась наиболее благоприятной для первых могучих всходов коммунизма по ряду экономических, социально-политических и исторических причин. Но среди этих причин многое зависело также и от того, что эта почва возделывалась на протяжении целого столетия руками талантливейших сынов русского народа, писателей, ни на минуту не отрывавших своего творческого подвига в искусстве от подвигов на ниве гражданского воспитания молодых поколений в духе непреклонного стремления к свободе, свету, к новой жизни. Правильно сказано выдающимся писателем нашего века Мартином Андерсеном Нексе: "Писатели помогали русскому народу вырасти до своего настоящего величия"2.

Интерес и внимание к творениям русской классики, ее благотворное влияние в мире тесно связаны с героической борьбой, которую развернул русский рабочий класс под руководством партии Ленина за социалистическое переустройство действительности. Перемещение центра революционного пролетарского движения в Россию имело громадное значение в судьбах русской литературы. Она выросла в мировую силу. О ее "всемирном значении" писал В. И. Ленин.

Всюду сказывается освободительное влияние ее неотразимого слова, созданные ею обаятельные образы служат примером того, как надо бороться за честь и достоинство своего отечества, за свободу и счастье своего народа. В зарубежной критике отмечается, что люди Запада, читая произведения русской классики, "обретали большую свободу ума и духа и более глубокое сознание братства людей"3.

развивать гуманистические принципы. Своим реализмом, художественным совершенством, ясностью формы, глубиной содержания, народностью идеалов и средств их эстетического воплощения наши классики вдохновляют художников, служат маяком для многих и многих честных творцов искусства и литературы в так называемом "свободном" мире.

Ромен Роллан и Бернард Шоу, Анатоль Франс и Джон Голсуорси не раз обращали внимание своих братьев по перу на великую русскую литературную школу.

Особое значение имеет тот факт, что Маркс и Энгельс внимательно изучали творения Пушкина и Гоголя, Чернышевского и Щедрина. Роман Пушкина "Евгений Онегин" и его гениальная поэма "Медный всадник" воспринимались Энгельсом как воплощение красоты, силы и богатства русского языка, помимо того, что произведения Пушкина служили ему источником ценного материала для политико-экономических и социологических выводов относительно России. Возможно, не без впечатлений от пушкинского дивного стиха Энгельс писал свои восторженные слова о русском языке. Энгельсу принадлежит краткая, но выразительная характеристика русских писателей XIX века, которые пишут "превосходные романы", проникнутые ярко выраженной передовой тенденциозностью.

В наше время к русской литературе обращаются миллионы людей на всем свете, чтобы понять народ, совершающий беспримерные подвиги в строительстве коммунистического общества, в развитии советской науки и техники, не знающих преград. И она дает удовлетворение своим жаждущим читателям покоряющей силой своего разума, любовью к человеку и жизни, демократизмом содержания и мастерства, страстным исканием справедливого общественного устройства, при котором исчезают бедность, темнота, угнетение человека человеком, когда, по великому слову Пушкина, ее гениального основоположника,

Народы, распри позабыв,
 

Произведения классической литературы глубоко волнуют, они учат молодое поколение мудрости жизни, пониманию человека и человеческих отношений и представляют собой неиссякаемый источник эстетического наслаждения.

Источники и пособия

Маркс и Энгельс о русском языке и русской литературе XIX в. - "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве". В двух томах. Сост. Мих. Лившиц. М., "Искусство", 1957. Том первый: "Фридрих , Энгельс - Минне Каутской", стр. 9 (о тенденциозности русских романистов с оценкой русских романов как "превосходных"); "Русская литература", стр. 531-532, 535-550. Том второй: "Из воспоминаний о Марксе", стр. 583 (об отношении Маркса к Пушкину, Гоголю и Щедрину); стр. 595 (отзыв Маркса о Лермонтове); "Из воспоминаний об Энгельсе", стр. 604-606 (об отношении Энгельса к роману Пушкина "Евгений Онегин").

"Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями". Изд. второе. М., Госполитиздат, 1951 (в "Переписке" нашли отражение вопросы, связанные с литературным движением в России 40-60-х годов прошлого века).

В. И. Ленин о русской литературе XIX века. Имеется несколько изданий специальных сборников, в которых собраны статьи и высказывания Ленина о русской классической литературе и ее самых выдающихся представителях. Важнейшие из этих изданий: "В. И. Ленин о литературе и искусстве". М., Гослитиздат, 1957; "В. И. Ленин о культуре и искусстве". М., "Искусство", 1956. Большой материал об отношении В. И. Ленина к писателям-классикам - в четырехтомном издании "Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине". М., Госполитиздат. 1956-1963; Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М., Госполитиздат, 1957. Использование Лениным фактов и образов из классической русской литературы представлено в книге: А. Г. Цейтлин. Литературные цитаты В. И. Ленина. М., ГИХЛ, 1934. Есть более основательная и удобная для пользования книга: И. П. Уханов. Образы русской художественной литературы в трудах В. И. Ленина. М., изд. Военно-политической академии имени В. И. Ленина, 1961.

Общая характеристика русской литературы содержится в работах многих исследователей. Наиболее ярко, глубоко, интересно охарактеризована она в работах выдающихся марксистов - в статье Розы Люксембург "Душа русской литературы" (сб.: Роза Люксембург о литературе. М. -Л., "Academia", 1934) и в лекции А. В. Луначарского "Судьбы русской литературы", прочитанной в Академии коммунистического воспитания 15 октября 1924 года (сб: А. В. Луначарский. Классики русской литературы. М., ГИХЛ, 1937. стр. 76-103). Оригинальная оценка русского реализма в сравнении с реализмом зарубежных литератур содержится в книге М. Горького "История русской литературы". М., ГИХЛ, 1939. Новейшие работы на эту тему: С. М. Петров. "Введение" в "Историю русской литературы XIX века" (том I. M., Учпедгиз, 1960, стр. 3-12); Б. Бурсов. О национальном своеобразии и мировом значении русской классической литературы (в журн. "Русская литература", 1958, №№ 1-4; 1959, № 1).

Примечания

1 "Academia", 1934, стр. 105.)

2 "Правда", 9 июня 1949 г.)

3 "3намя", 1943, № 11-12, стр. 258.)

Раздел сайта: