Поиск по творчеству и критике
Cлово "1910"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 8. Размер: 132кб.
2. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 8. Размер: 75кб.
3. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 7. Размер: 103кб.
4. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 6. Размер: 93кб.
5. Н. Пиксанов. Николай Васильевич Гоголь ("Брокгауз и Эфрон", 1916)
Входимость: 4. Размер: 57кб.
6. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 4. Размер: 53кб.
7. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 4. Размер: 61кб.
8. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 3. Размер: 23кб.
9. Мочульский К.: Духовный путь Гоголя. 9. Духовное просветление (1848–1851)
Входимость: 2. Размер: 34кб.
10. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Гоголь и натуральная школа
Входимость: 2. Размер: 136кб.
11. Переверзев В.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 1-е изд. - 1930 г.)
Входимость: 2. Размер: 53кб.
12. А. Воронский. Гоголь. Важнейшие источники и пособия
Входимость: 2. Размер: 3кб.
13. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 5. Здоровье и болезнь Пушкина
Входимость: 2. Размер: 41кб.
14. Арват Ф. С., Арват Н. Н.: О первых украинских переводах произведений Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 24кб.
15. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 8
Входимость: 2. Размер: 47кб.
16. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 2. Размер: 132кб.
17. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Именной указатель
Входимость: 2. Размер: 16кб.
18. Игорь Золотусский. Гоголь. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 4кб.
19. Гиппиус В.: Гоголь. VIII. Морализм
Входимость: 1. Размер: 28кб.
20. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 15
Входимость: 1. Размер: 44кб.
21. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге
Входимость: 1. Размер: 13кб.
22. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 1. Размер: 89кб.
23. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
24. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
25. Черневич М. Н.: Гоголь и гоголевские образы в сочинениях В. И. Ленина
Входимость: 1. Размер: 40кб.
26. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 1. Размер: 31кб.
27. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 7
Входимость: 1. Размер: 34кб.
28. Даты жизни Н. В. Гоголя до 1835 г.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
29. Сапченко Л. А.: Поэтика возраста в "Мертвых душах"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
30. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
31. Ланский Л.: Вступительная статья. Гоголь в неизданной переписке современников (1833 - 1853 гг.)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
32. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 95кб.
33. Айхенвальд Ю. И.: Гоголь
Входимость: 1. Размер: 46кб.
34. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 5
Входимость: 1. Размер: 9кб.
35. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 1. Размер: 52кб.
36. Иваницкий Н.И. - "Гоголь - адъюнкт-профессор"
Входимость: 1. Размер: 16кб.
37. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 1. Размер: 165кб.
38. Клейменова Р. Н.: Создание памятника Н. В. Гоголю в Москве в 1909 г.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
39. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 6
Входимость: 1. Размер: 37кб.
40. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 1. Размер: 105кб.
41. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Основные сокращения названий источников, используемых в комментариях
Входимость: 1. Размер: 3кб.
42. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 5. Образы Гоголя в высказываниях В. И. Ленина и И. В. Сталина
Входимость: 1. Размер: 9кб.
43. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 39кб.
44. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 1. Размер: 99кб.
45. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 37кб.
46. Ремизов В. Б.: Н. В. Гоголь
Входимость: 1. Размер: 17кб.
47. Вересаев В.: Гоголь в жизни. XV. Последние годы
Входимость: 1. Размер: 148кб.
48. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 58кб.
49. Викулова В. П.: Н. В. Гоголь на Сакском курорте
Входимость: 1. Размер: 28кб.
50. Гиппиус В.: Гоголь. IX. Поэма
Входимость: 1. Размер: 42кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 8. Размер: 132кб.
Часть текста: литературе столь часто, что стало частью его образа. Д. С. Мережковский противопоставил «здоровье» Толстого и «болезненность» Достоевского как два типа таланта и два полюса духовного развития. Слава о несокрушимом здоровье писателя распространилась и за пределы России: Стефан Цвейг отзывался о нем как о воплощении физической и духовной силы. Тем не менее это не защитило Толстого от ярлыка душевного расстройства, который повесили на него критики. Свобода, независимость, неукротимая энергии писателя создавали для этого немало поводов. Его произведения, философия и повседневная жизнь выходили за общепринятые рамки и не укладывались в стандартные классификации. Это стало особенно явным, когда в конце 1870-х годов Толстой, неожиданно для своих современников, прекратил писать беллетристику и перешел на публицистику и философствование. Появилась масса недовольных: читатели лишились удовольствия читать, а литературная критика — критиковать новые романы; власти увидели в Толстом революционера, а радикалы, напротив, сожалели, что он не пошел в своей оппозиционности настолько далеко, насколько им бы хотелось. За проповедь собственной версии христианства Русская православная церковь прокляла и отлучила писателя. Как и в случае с Гоголем, критики Толстого нашли поддержку у психиатров, и те стали подыскивать диагноз его «душевному...
2. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 8. Размер: 75кб.
Часть текста: клинической и судебной психиатрии и невропатологии. СПб, 1883–1899. ВПКАГ — Вестник психиатрии, криминальной антропологии и гипнотизма. СПб, 1904–1912. ВНПМ — Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1896–1905 ЖНПК — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Москва, 1901–1992. КА — Клинический архив гениальности и одаренности. Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное...
3. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 7. Размер: 103кб.
Часть текста: “. 1 Действительно, уже в украинских повестях Гоголя сказался гениальный драматург. Напряженным развитием действия, чисто сценическими ситуациями и блестящими диалогами отличается ряд эпических произведений Гоголя. И приспособление их для сцены происходило, поэтому, с минимальной затратой труда авторами инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал „Разговор двух дам“, не одно актерское поколение училось мастерству сценического диалога на этих страницах поэмы Гоголя, а между тем, как правило, в этих случаях пользовались непосредственно текстом „Мертвых душ“. Несмотря на это, нашему учету всё же поддается настолько большое количество пьес „по Гоголю“, что на основе их возможно проследить и самые принципы сюжетного отбора произведений Гоголя для театра на различных этапах его развития и те проблемы художественного стиля, которые попутно разрешались театром в каждый данный период. Но не только для истории театра...
4. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 6. Размер: 93кб.
Часть текста: Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации Глава 4 Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации Нельзя, конечно, обвинять ни Пушкина, ни Достоевского за то, что сейчас происходит в русской литературе и русской действительности. Но должна же существовать какая-нибудь связь между последним полувеком нашей литературы и нашей действительности, между величием нашего созерцания и ничтожеством нашего действия. Кажется иногда, что русская литература истощила до конца русскую действительность: как исполинский единственный цветок Victoria Regia, русская действительность дала русскую литературу и ничего уже большего дать не может. Во сне мы были боги, а наяву людьми еще не стали. Д. С. Мережковский 1 Был ли в России декаданс? «Хотя в эпохи упадка вырождающихся становится больше, но благодаря именно им создаются государства», — писал Эмиль Дюркгейм в своем знаменитом исследовании «Самоубийство» (1897). Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определенный недостаток психического и нравственного равновесия. Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как ее специфическая меланхолия,...
5. Н. Пиксанов. Николай Васильевич Гоголь ("Брокгауз и Эфрон", 1916)
Входимость: 4. Размер: 57кб.
Часть текста: Васильевич Гоголь ("Брокгауз и Эфрон", 1916) Гоголь , Николай Васильевич - один из величайших писателей русской литературы (1809 - 1852). Он родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцах (на границе Полтавского и Миргородского уездов) и происходил из старинного малороссийского рода; в смутные времена Малороссии некоторые из его предков приставали и к польскому шляхетству, и еще дед Гоголя, Афанасий Демьянович, писал в официальной бумаге, что "его предки, фамилией Гоголь, польской нации", хотя сам он был настоящий малоросс, и иные считали его прототипом героя "Старосветских помещиков". Прадед, Ян Гоголь, питомец киевской академии, "вышедши в российскую сторону", поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание "Гоголей-Яновских". Сам Гоголь, по-видимому, не знал о происхождении этой прибавки и впоследствии отбросил ее, говоря, что ее поляки выдумали. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет; но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого характера и замечательный рассказчик, не осталась без влияния на вкусы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру. Жизнь в деревне до...
6. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 4. Размер: 53кб.
Часть текста: селомъ Васильевкой, Василiя Афанасьевича и Марiи Ивановны Гоголь-Яновскихъ. Принадлежность Н. В. къ малороссiйской народности и время рожденiя его оказали существенное влiянiе на его мiросозерцанiе и писательскую деятельность. Психологическiя особенности малорусской народности нашли въ немъ, хотя и писавшемъ свои произведенiя на литературномъ великорусскомъ (онъ же для того времени и общерусскiй) языке, свое яркое выраженiе особенно въ раннiй перiодъ его деятельности; оне отразились на содержанiи его раннихъ произведенiй перваго перiода и на своеобразномъ художественномъ стиле его речи, преимущественно того же перiода2). Время сложенiя мiросозерцанiя и писательской физiономiи Г. падаетъ на знаменательную эпоху возрожденiя малорусской литературы и народности (время вскоре после И. П. Котляревскаго); обстановка, созданная этимъ возрожденiемъ, оказала влiянiе и довольно сильное также на Г., какъ въ раннихъ его произведенiяхъ, такъ и позднее въ отдельныхъ взглядахъ въ зреломъ возрасте3). Воспитанiе Г. совершается на юге Россiи подъ перекрестнымъ влiянiемъ домашней обстановки и малорусской среды, съ одной стороны, и общерусской литературы въ ея отраженiи въ глухой, далекой отъ центровъ провинцiи — съ другой. Возрождающаяся малорусская литература несетъ на себе ясно выраженный интересъ къ народности, культивируетъ живой народный языкъ, бережливо, любовно и въ то же время энергично изучаетъ, вводитъ въ литературный оборотъ народный бытъ, народно-поэтическую старину въ виде преданiй, песенъ, думъ, описанiй народныхъ обрядовъ и т. д. 4). Во второмъ и третьемъ десятилетiи XIX века эта литература (еще не отделяя себя сознательно, еще менее тенденцiозно, отъ общерусской) образуетъ местные центры, где достигаетъ особаго оживленiя; однимъ изъ нихъ былъ Дм. Прок. Трощинскiй, бывшiй министръ юстицiи, типичный малороссъ по воззренiямъ, въ с. Кибинцахъ; здесь сосредоточена была...
7. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 4. Размер: 61кб.
Часть текста: ему крепостнической действительности. Созданные им образы благодаря своей жизненной правдивости и силе социальной обобщенности и типичности сохранили свое значение вплоть до нашего времени. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, сделали возможным и применение их к проявлениям других исторических и социальных укладов. Такие образы Гоголя, как Хлестаков, городничий, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Держиморда и многие другие, давно уже стали нарицательным обозначением самых отвратительных сторон собственнического эксплуататорского общества – его лицемерия, лживости, хамства, чудовищного эгоизма, стяжательства и угнетения простого трудящегося человека. Гоголь вместе с Белинским, раскрывшим объективно-критическое содержание и значение гоголевского творчества, оказал большое воздействие на революционных разночинцев. Он «привил новому поколению резкий и суровый взгляд на действительность, первый подверг ее строгому разбору» (Добролюбов), первый сосредоточил внимание на «несовершенствах» жизни (Чернышевский). Писатели революционной демократии – Чернышевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин – продолжили и углубили именно эти стороны творчества Гоголя. Они придали его произведениям политическую насыщенность и целеустремленность, они смело сделали те выводы, которые ...
8. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Часть текста: Успенский, Некрасов, Короленко и многие другие писатели шли по путям, проложенным Гоголем, создавая великую русскую литературу, проникнутую передовыми свободолюбивыми идеями и ненавистью к угнетению и эксплуатации человека. Именно за это беспощадное разоблачение действительности так высока ценили Гоголя революционные демократы — Белинский, Добролюбов, Чернышевский, видевшие в нем писателя, произнесшего суровый приговор крепостнической действительности. Отмечая в творчестве Гоголя «народность» и «совершенную истину жизни», Белинский писал, что «причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь — поэт, поэт жизни действительной» (II, 213). Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» видел основную заслугу Гоголя в том, что он «первый дал русской литературе решительное стремление к содержанию, и притом стремление в столь плодотворном направлении, как критическое» (III, 19). Своим великим вкладом в дело развития критического реализма русской классической литературы Гоголь оказал большое влияние на ее дальнейшее развитие на путях реализма и демократической народности. С именем Гоголя связано и возникновение школы писателей-реалистов сороковых годов, возглавлявшейся Белинским. Основным принципом этой школы являлся принцип верности действительности, осуществленный в творчестве Гоголя и теоретически обоснованный и разработанный Белинским. Гончаров, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский начали свой творческий путь в русле этой гоголевской школы, не говоря уже о таких писателях,...
9. Мочульский К.: Духовный путь Гоголя. 9. Духовное просветление (1848–1851)
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: смиренное письмо отцу Матвею. В нем он снова жалуется на свою черствость, на опасность своего положения, на соблазны духа искусителя и прибавляет: «Скажу Вам, что еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима», — и просит молиться за него: «Слезы, в эту минуту упавшие на этот лист бумаги, просят вас о том же». Из Одессы Гоголь поехал к родным в Васильевку, где пробыл всю весну и лето. Только первые три–четыре дня он чувствовал себя хорошо; потом начались сильные жары, Гоголь заболел желудком, боялся холеры; от «адской духоты» нервы его расстроились, занимался он с трудом; его грызла тоска. По свидетельству Кулиша, "в последнее пребывание Гоголя дома веселость уже оставила его. Он впадал в очевидное уныние и выражал свои мысли только коротким восклицанием: «И все вздор, и все пустяки». А вот несколько отрывков из дневника сестры Гоголя Елизаветы Васильевны: «1848 г. 9 мая, именины брата. Как он переменился! Такой серьезный сделался; ничто, кажется, его не веселит, и такой холодный и равнодушный к нам! Как мне это было больно! 22 августа. Сегодня брат хотел уехать, но, слава Богу, отсрочил еще до понедельника. Вчера мы все плакали. Тоска ужасная. Как я его сильно люблю, хотя часто и неприятности делает…» В сентябре Гоголь приезжает в Москву. Он напуган политическими событиями (революционные брожения в Европе) и переносит свое личное уныние на все человечество. Кажется ему, что весь мир охвачен безумием, что все гибнет и распадается. Данилевскому (24 сентября 1848 г.) он пишет: "Никто не в силах вынести страшной тоски этого рокового переходного времени, и почти у всякого ночь и тьма вокруг. А между тем слово «молитва» до сих пор еще не раздалось ни на чьих устах ". Та же мысль развивается в...
10. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Гоголь и натуральная школа
Входимость: 2. Размер: 136кб.
Часть текста: структуры. Лишь робко, как второстепенная линия подхода к художеству Гоголя, с начала текущего века намечается путь непосредственного изучения гоголевской поэтики и стилистики. От книги проф. Мандельштама о характере гоголевского стиля легко окинуть беглым взором расчищенные этапы этого пути по трем направлениям: стиля, композиции и сюжетологии. Труд проф. Мандельштама ценен выборкой материала и освещением отдельных вопросов (о роли иностранных речений в стиле Гоголя, о тенденциях языковых переработок, о повторяющихся стилистических формулах и т. п.). Вместе с тем он помогает осознать некоторое стилистическое ядро, которое неизменно присутствует у Гоголя в стилевых построениях как речей персонажей его произведений, так и «сказов» подставных повествователей. Это своеобразный конгломерат стилистических тенденций, по которому узнаются выборки из сочинений Гоголя, чью бы речь они ни воспроизводили — рассказчика или его героев. В исследовании форм гоголевского творчества вопрос об этой субстанциональной общности повествовательного и разговорно-речевых стилей имеет исключительное значение. В его решении открываются те стилистические эффекты, которые создаются непрестанным «скольжением» сказа от имитации речи «автора», постороннего наблюдателя, к слиянию его с речами комических персонажей повествования. Рассказчик, подставное лицо (medium), которое плетет словесный узор, в произведениях Гоголя как бы движется зигзагами по линии от автора к героям. Вследствие этого, в сущности, было бы целесообразнее характеризовать повествовательный стиль гоголевских новелл не как сказ, а как оркестр голосов, которые чередуются (ср. сочетание разных форм речи, не объединяемых одним психологическим образом рассказчика, «в Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», в «Невском проспекте»). Проф. Мандельштам для...