Поиск по творчеству и критике
Cлово "1957"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
2. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
3. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 3. Размер: 71кб.
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 3. Размер: 12кб.
5. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 3. Размер: 61кб.
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 3. Размер: 105кб.
7. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 3. Размер: 102кб.
8. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
10. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 7
Входимость: 2. Размер: 39кб.
11. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Этапы творчества
Входимость: 2. Размер: 75кб.
12. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава шестая. Поэма о России. Часть 6
Входимость: 2. Размер: 29кб.
13. Смирнова Е.: С. Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
14. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
15. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. О Хлестакове
Входимость: 2. Размер: 98кб.
16. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Идейная структура "Капитанской дочки"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
17. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
18. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава четвертая. Творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
Входимость: 2. Размер: 56кб.
19. Выбранные места из переписки с друзьями. Карамзин
Входимость: 1. Размер: 22кб.
20. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 17кб.
21. Гуминский В. М.: Гоголь о любви и браке
Входимость: 1. Размер: 38кб.
22. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 45кб.
23. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. "Фаталист" и проблема востока и запада в творчестве Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 50кб.
24. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава вторая. "Вся Русь…"
Входимость: 1. Размер: 164кб.
25. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Вступление
Входимость: 1. Размер: 14кб.
26. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 4
Входимость: 1. Размер: 38кб.
27. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 54кб.
28. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Вместо заключения: патографии и их критика
Входимость: 1. Размер: 22кб.
29. Алмазов Б. Н.: Сон по случаю одной комедии
Входимость: 1. Размер: 68кб.
30. Арват Ф. С., Арват Н. Н.: О первых украинских переводах произведений Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 24кб.
31. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 5. Здоровье и болезнь Пушкина
Входимость: 1. Размер: 41кб.
32. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". "Поэзия действительности"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
33. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Человек в пушкинском романе в стихах
Входимость: 1. Размер: 34кб.
34. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. От издательства
Входимость: 1. Размер: 2кб.
35. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 4. "Тайна смеха". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 32кб.
36. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 28кб.
37. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Литература и "литературность" в "Евгении Онегине"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
38. Степанов Н.Л.: Гоголь (Жизнь замечательных людей). Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 3кб.
39. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 1. "Верный список общества". Часть 5
Входимость: 1. Размер: 30кб.
40. Работы художника-графика Анатолия Зыкова
Входимость: 1. Размер: 4кб.
41. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Краткий список рекомендуемой литературы
Входимость: 1. Размер: 4кб.
42. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 176кб.
43. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 75кб.
44. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
45. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава вторая. Пасичник Рудый Панько. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 36кб.
46. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 1. Размер: 46кб.
47. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Введение
Входимость: 1. Размер: 42кб.
48. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 18кб.
49. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 1. Размер: 70кб.
50. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава первая. Формирование замысла
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
Часть текста: — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории и архитектуры г. Москвы (ЦГИАМ). Ф. 363. On. 1. Ед. хр. 70. Л. 185 (Объявление о санатории Н. Н. Баженова и О. Мари в Шуази-ле Руа). Ф. 363. Оп. 2. Ед. хр. 3097. Л. 10 (Свидетельство о политической благонадежности Н. Е. Осипова). Цитируемые источники на русском языке Автократов П. М. Призрение, лечение и эвакуация душевнобольных во время Русско-японской войны в 1904–1905 гг. // ОП. 1906. № 10. С. 665–668. Аменицкий Д. А. По поводу «Болезни Достоевского». Введение к статье Т. Е. Сегалова // Научное слово. 1929. Nq 4. С. 88–91. Аменицкий Д. А. Психопатология Раскольникова, как одержимого навязчивым состоянием // ...
2. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Часть текста: обучался в Полтавском уездном училище. В 1820—21 брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В 1821 был принят в нежинскую Гимназию высших наук, где учились также Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др. В гимназич. годы проявилась разносторонняя худож. одаренность Г.: он увлекался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комич. роли. К 1825—27 относятся первые лит. опыты Г.: стих. «Новоселье», не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако главные его устремления в ту пору были связаны с деятельностью на поприще «юстиции»: «Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце» (Письмо П. П. Косяровскому от 3 окт. 1827, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 111—12). На принятие Г. такого решения повлиял рост свободолюбивых настроений в гимназии; в 1827 здесь возникло «дело о вольнодумстве», закончившееся в 1830 разгромом передовой профессуры во главе с Н. Г. Белоусовым. Г. сочувствовал Белоусову и на следствии дал показания в его пользу. В 1828, окончив гимназию, Г. переехал в Петербург. В 1829 под псевд. В. Алов издал «идиллию» в стихах «Ганц Кюхельгартен» (написанную в основном еще в 1827), к-рая получила отрицат. оценку критики. Г. сжег нераспроданные экземпляры книги и в июле 1829 уехал за границу, побывав в Любеке, Травемюнде, Гамбурге. По возвращении в Петербург, после неудачной попытки поступить на сцену, Г. служил чиновником в департаменте гос. хозяйства и публич. зданий (1829), затем в департаменте уделов (1830—31). Пребывание в канцелярии пробудило у Г. глубокое отвращение к «службе государству», но зато дало ему богатый...
3. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 3. Размер: 71кб.
Часть текста: В семье было шестеро детей: помимо Г., сын Иван (ум. в 1819), дочери Марья (1811—44), Анна (1821—93), Лиза (1823—64) и Ольга (1825—1907). Г., будучи старшим братом, впоследствии опекал сестер, заботясь об их воспитании и образовании. Дет. годы Г. провел в имении родителей Васильевке (др. назв. — Яновщина). Край был овеян легендами, поверьями, ист. преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к к-рой впоследствии Г. приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у к-рого якобы проходили свидания Мазепы с Матрёной (Марией). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Г., б. министра, изв. вельможи, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Г. исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал дом. театр, для к-рого отец Г. писал...
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: XIX века - наше великое культурное наследие. В ней с огромной силой и яркостью проявились глубокий разум, благородное чувство и художественная одаренность русского народа. Созданные ею полотна национальной жизни занимают одно из первых мест среди вечно живых творений вдохновенного художественного гения человечества. На великом художественном опыте писателей-классиков учатся и совершенствуют свое мастерство советские писатели. Основоположник социалистического реализма, гениальный пролетарский писатель Максим Горький - непосредственный продолжатель лучших традиций литературы XIX века. Начиная с пушкинской "Деревни", проникнутой болью за поруганный народ и ожиданием того дня, когда можно будет увидеть "народ неугнетенный", писатели XIX века выступают как люди, душа которых, говоря словами Радищева, народными страданиями "уязвлена стала". Они изображают ужасы бесправного существования народа, возмущаются всевластием "дикого барства", открывают в народе источник великих сил разума, таланта, воли к творчеству и прогрессу, связывают с освобождением народа будущее России. Чем больше накапливалось в народе гнева и отчаянной решимости, чем организованнее становилась его борьба против поработителей, тем глубже вникала литература в...
5. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Часть текста: и силе социальной обобщенности и типичности сохранили свое значение вплоть до нашего времени. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, сделали возможным и применение их к проявлениям других исторических и социальных укладов. Такие образы Гоголя, как Хлестаков, городничий, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Держиморда и многие другие, давно уже стали нарицательным обозначением самых отвратительных сторон собственнического эксплуататорского общества – его лицемерия, лживости, хамства, чудовищного эгоизма, стяжательства и угнетения простого трудящегося человека. Гоголь вместе с Белинским, раскрывшим объективно-критическое содержание и значение гоголевского творчества, оказал большое воздействие на революционных разночинцев. Он «привил новому поколению резкий и суровый взгляд на действительность, первый подверг ее строгому разбору» (Добролюбов), первый сосредоточил внимание на «несовершенствах» жизни (Чернышевский). Писатели революционной демократии – Чернышевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин – продолжили и углубили именно эти стороны творчества Гоголя. Они придали его произведениям политическую насыщенность и целеустремленность, они смело сделали те выводы, которые не мог еще сделать сам Гоголь. Гоголь содействовал созданию подлинно демократической культуры и литературы, в этом было великое объективно-историческое значение его деятельности как художника-реалиста. Могучий критический реализм его творчества способствовал тому, что с появлением Гоголя литература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русской...
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 3. Размер: 105кб.
Часть текста: к нему надолго, писатель категорически отрицал, что он «психолог», высмеивая современные ему психологию и физиологию 2 . Невозможно было не заметить, что те, кто восхищался, даже искренне, мастерством его психологического анализа, вольно или невольно раздували только эту сторону его произведений за счет высказываемых в них идей. Однако восторженные поклонники психологического таланта Достоевского пошли еще дальше, увидев источник этого таланта в его собственных душевных страданиях. Мнение о том, что писатель создавал своих персонажей на основе самоанализа, санкционировали своим авторитетом врачи. Еще при жизни писателя не только литературные критики, но и врачи-психи-атры заявили, что он наделяет своих героев собственными чертами, включая болезненные. Излюбленным примером был князь Мышкин из романа «Идиот», падучая болезнь которого считалась списанной с недуга самого Достоевского. «До сих пор никто из гениальных эпилептиков не познакомил нас так красноречиво со своей [предшествующей припадку] аурой. Я уверен, что эти строки перейдут в учебник психиатрии», — утверждал психиатр В. Ф. Чиж 3 . А невролог В. М. Бехтерев ...
7. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 3. Размер: 102кб.
Часть текста: обогащение». Глубокая мысль Островского связана с тем, что Пушкин дает читателю не только плоды своих размышлений, но и учит самостоятельно думать: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют». Пушкин дает не конечную, застывшую, а живую, динамическую мысль. В этом, как мы постараемся показать, одна из типологических особенностей его позднего творчества. Изучение творчества последних лет затруднено тем, что многие замыслы остались незавершенными. Нам придется прибегать к реконструкциям, а иногда выдвигать осторожные гипотезы. * * * В 1834 г. в Петербурге была выставлена для обозрения картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На Пушкина она произвела сильное впечатление. Он сделал попытку срисовать некоторые детали картины и тогда же набросал стихотворный отрывок: Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый [страхом], Под каменным дождем, [под воспаленным прахом], Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 1, 332). Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Это соответствует основной композиционной оси картины. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины, построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы, изображенной на полотне». Наблюдение Н. Тарабукина исключительно точно, и опрос информантов полностью подтвердил, что внимание зрителей картины, как правило, сосредоточивается именно на толпе. В этом отношении характерно мнение дворцового коменданта П. П. Мартынова, который, по словам...
8. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: идеально построена, не может иметь ничего лишнего: "Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов. В романе иное лицо может иметь место не столько по действительному участию в событии, сколько по оригинальному характеру: в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития. Простота, немногосложность и единство действия (в смысле единства основной идеи) должно быть одним из главнейших условий драмы; в ней все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению" 1 . Эта монолитность драматического произведения, сосредоточенность действия, реализуемого в сюжете вокруг основного центра, является необходимым условием художественного совершенства пьесы. То, что в других жанрах может быть добавлено автором, выражено им при помощи психологической характеристики, лирических отступлений, пейзажа, - в драматургическом жанре исключено. Зритель или читатель узнает и познает все из самого действия, из реплик персонажей, из развития сюжета пьесы. В гоголевских пьесах точно выверено, композиционно закончено не только сюжетное построение пьесы в целом, но и построение отдельных действий и явлений. И здесь основной принцип драматурга - ничего лишнего. Каждое явление имеет свою внутреннюю тему и в то же время служит раскрытию целого. Мы знаем, как настойчиво Гоголь добивался собранности и сжатости пьесы, отказавшись в окончательной редакции...
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: сил общества за новый путь развития русской литературы Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы Наступление реакции на передовую литературу Поражение декабристов и торжество царского самодержавия означало прежде всего, что русская литература лишилась своего передового отряда, потеряла талантливых писателей и поэтов, проницательных критиков и прогрессивные журналы, где отстаивалось все лучшее, что создавал самобытный русский художественный гений. С насильственным устранением с литературного поприща лучшей части общества, по словам Герцена, "дрянь александровского времени всплыла наверх", а уровень читателя значительно снизился. Пушкин оказался в одиночестве, у него не стало самых высоких ценителей и защитников, и травля поэта со стороны консерваторов и реакционеров была почти беспрепятственной. Двойная цензура, установленная для его произведений, создавала неправильное представление о творческом развитии поэта и ослабляла воздействие его реалистической практики на современный литературный процесс и на прогресс в эстетической и критической мысли страны. Влияние Пушкина и его последователей ослаблялось также политикой...
10. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 7
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: Бульбы», отметив, что начало его «достойно Вальтера Скотта». [144] Подобно пушкинской «Капитанской дочке» и «Войне и миру» Л. Толстого, «Тарас Бульба» занимает важное место в развитии исторического романа. Гоголь показал пример создания новых принципов исторического романа, основанного не на индивидуальном выделении героя, не на сложном сцеплении событий, а на широком, эпическом изображении народной жизни. Народ и является главным, основным героем его повести. Гоголь, как и Пушкин, высоко ценил творчество Вальтера Скотта, видя в его романах принципы подлинного историзма. Выступая против реакционных взглядов Сенковского, назвавшего «знаменитого шотландца» «шарлатаном», Гоголь в статье «О движении журнальной литературы» писал, что «Вальтер Скотт великий гений, коего бессмертные создания объемлют жизнь с такою полнотою». В другом месте он называет Вальтера Скотта «великим дееписателем сердца, природы и жизни, полнейшим, обширнейшим гением XIX века». Вальтер Скотт осуществил большой шаг вперед на пути к реализму, сделав героями своих романов не только известных исторических деятелей, королей и полководцев, но и «среднего» обыкновенного человека. Но он не смог с достаточной полнотой показать роли народа, понять ее определяющее значение в исторических судьбах страны и государства. Этим объясняется, что, несмотря на признание заслуг Вальтера Скотта, Гоголь пошел иным, своим путем в создании исторического романа. Романы Вальтера Скотта и писателей, следовавших за ним, основаны на выдвижении на первое место отдельных героев, на...