Поиск по творчеству и критике
Cлово "1936"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 5. Размер: 165кб.
2. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 5. Размер: 51кб.
3. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 4. Размер: 60кб.
4. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 3. Размер: 102кб.
5. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 3. Размер: 23кб.
6. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 3. Размер: 71кб.
7. Выбранные места из переписки с друзьями.
Входимость: 3. Размер: 42кб.
8. Канц Кюхельгартен: Идиллия в картинах
Входимость: 2. Размер: 69кб.
9. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 2. Размер: 132кб.
10. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 2. Размер: 125кб.
11. Виноградов И. А.: Обретение жанра: Народная песня и "Тарас Бульба" Гоголя
Входимость: 2. Размер: 57кб.
12. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
13. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 2. Размер: 109кб.
14. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Чудаков А. П.: Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы
Входимость: 2. Размер: 75кб.
15. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 2. Размер: 75кб.
16. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 4
Входимость: 2. Размер: 52кб.
17. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 52кб.
18. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава четвертая. Творчество Н. И. Гнедича (1784-1833) и И. И. Козлова (1779-1840)
Входимость: 2. Размер: 27кб.
19. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 2. Размер: 67кб.
20. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 7. Последнее десятилетие. Вторая часть "Мертвых душ". Часть 2
Входимость: 2. Размер: 77кб.
22. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 2. Размер: 139кб.
23. Записка о плане осмотра Рима для А. О. Смирновой
Входимость: 1. Размер: 3кб.
24. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 36кб.
25. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
26. Списки книг
Входимость: 1. Размер: 16кб.
27. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 1. Размер: 21кб.
28. Мильдон В. И.: Россия в изгнании о России Гоголя
Входимость: 1. Размер: 16кб.
29. Игорь Золотусский. Гоголь. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 4кб.
30. Гоголь Н. В. - Толстому А. П., 28 мая 28 1845 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
31. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 1. Размер: 55кб.
32. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава V. "Мертвые души". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 74кб.
33. Герцен A.И. - Из дневников, мемуаров и статей
Входимость: 1. Размер: 20кб.
34. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
35. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 4
Входимость: 1. Размер: 41кб.
36. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 7
Входимость: 1. Размер: 34кб.
37. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Перевод сочинений Гоголя на французский язык
Входимость: 1. Размер: 7кб.
38. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
39. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
40. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава первая
Входимость: 1. Размер: 51кб.
41. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., 21 августа 1831 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
42. Путешествие Александры Осиповны
Входимость: 1. Размер: 46кб.
43. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 1. Размер: 130кб.
44. Берг Н.В. - Воспоминания о Н.В. Гоголе
Входимость: 1. Размер: 36кб.
45. Гоголь Н. В. - Белинскому В. Г., 10 августа н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
46. Бодянский О.М. - Из Дневников
Входимость: 1. Размер: 14кб.
47. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 27кб.
48. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава третья. "Поэт жизни действительной". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 37кб.
49. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Человек в пушкинском романе в стихах
Входимость: 1. Размер: 34кб.
50. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 77кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 5. Размер: 165кб.
Часть текста: изобразительном искусстве XIX века ГЕРОИ ГОГОЛЯ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА Бессмертные творения Гоголя неизменно привлекали к себе внимание лучших представителей русского изобразительного искусства XIX века, начиная с Агина и кончая младшим поколением передвижников в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже еще не найденным, многое стало известно только в недавнее...
2. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Часть текста: заучивали наизусть вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева, читали альманах «Полярная звезда». Большое влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал участие в гимназич. спектаклях, играл в них роли комич. стариков и старух, проявляя незаурядные способности актёра. В 1826 Г. завёл «Книгу всякой всячины», куда записывал материалы по украинской этнографии и народной поэзии. Уже в эти годы Г. ощутил неудовлетворенность тусклой жизнью нежинских «существователей» и начал помышлять о служении благородным и высоким целям. Жажда общественно-полезной деятельности, самый характер к-рой еще крайне смутно рисовался молодому Г., нашла отражение в письмах и в первом дошедшем до нас произведении — поэме «Ганц Кюхельгартен» (написана в 1827). Её романтич. герой не может примириться со спокойной, мещанской жизнью, стремится к осуществлению вольнолюбивых идеалов. Окончив в 1828 Нежинскую гимназию, Г. к началу 1829 переехал в Петербург. Здесь ему пришлось испытать с самого начала жестокое разочарование. Надежды, возлагавшиеся на издание поэмы «Ганц Кюхельгартен», не...
3. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 4. Размер: 60кб.
Часть текста: и натуральная школа» (1925) и «Этюды о стиле Гоголя» (1926). Существенное место занимает этот писатель и в тогдашних теоретических работах Виноградова, посвященных сказу и теории поэтической речи. В конце 20-х годов им задумывалось еще несколько больших работ: о связях Гоголя с французскими романтиками, Вальтер Скоттом, «романтически-ужасным жанром» (последние две должны были составить 2-й и 3-й выпуски «Этюдов о стиле Гоголя»), об образе автора у Гоголя (см. II, 481). Работа над Гоголем в это время связывалась у Виноградова с деятельностью группы по изучению литературных стилей 30—40-х годов при Государственном институте истории искусств, которою он руководил. Эта группа, как писалось в одном из отчетов, «сосредоточила свое внимание на изучении стиля Гоголя. В результате работы группы составился сборник трудов ее участников, приготовленный к печати». Сборник назывался «Гоголь и его эпоха». В перечне материалов значится и статья Виноградова «Гоголь и историческая действительность» (сборник не вышел). На рубеже 30-х годов предметом непосредственных занятий Виноградова стала история русского литературного языка; их результатом явилась книга «Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв.» (1934), вышедшая как учебник для высших учебных заведений; в ней есть глава о Гоголе. В этой главе в сжатом виде были изложены некоторые положения, развернутые потом в «Языке Гоголя». Главою автор был недоволен, считая, что она получилась менее удачной, чем разделы о писателях, которыми он доселе специально не занимался. «Как ни странно, — писал Виноградов жене, — Гоголю в моем учебнике не повезло» (8 окт. 1934 г.; цитируемые далее письма также адресованы жене, Н. М. Малышевой; хранятся в ААН). «В моем...
4. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 3. Размер: 102кб.
Часть текста: «Ночь перед рождеством» — оперы, проникнутые народной песенностью, глубоко национальные по всему своему складу. Столь же большое значение имеет творчество Гоголя и для украинского музыкального театра: Н. Лысенко в своих операх «Рождественская ночь», «Утопленница» и «Тарас Бульба» развивал гоголевскую традицию, получившую яркое воплощение в русской музыке. Произведения Гоголя принесли в музыкальный театр новые темы и образы. Белинский писал: «„Ночь перед рождеством ... “ есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» 1 . Характеристику эту можно распространить на все остальные повести, составляющие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вошел в историю русской музыки как великий поэт народной жизни, как создатель ярких национальных характеров: героических — в «Тарасе Бульбе», простодушно-лукавых — в «Вечерах». Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая фантастика и, наконец, песенная природа гоголевской прозы, проницательно отмеченная Пушкиным, — все это делало задачу музыкального воплощения «Вечеров на хуторе» чрезвычайно заманчивой и увлекательной. Проникновение образов Гоголя в отечественную музыку в значительной степени определило...
5. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 3. Размер: 23кб.
Часть текста: которые внесли огромный вклад в развитие русской и мировой культуры. Поэтому так плодотворно было значение его для всей последующей литературы: Тургенев, Островский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Глеб Успенский, Некрасов, Короленко и многие другие писатели шли по путям, проложенным Гоголем, создавая великую русскую литературу, проникнутую передовыми свободолюбивыми идеями и ненавистью к угнетению и эксплуатации человека. Именно за это беспощадное разоблачение действительности так высока ценили Гоголя революционные демократы — Белинский, Добролюбов, Чернышевский, видевшие в нем писателя, произнесшего суровый приговор крепостнической действительности. Отмечая в творчестве Гоголя «народность» и «совершенную истину жизни», Белинский писал, что «причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь — поэт, поэт жизни действительной» (II, 213). Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» видел основную заслугу Гоголя в том, что он «первый дал русской литературе решительное стремление к содержанию, и притом стремление в столь плодотворном направлении, как критическое» (III, 19). Своим великим вкладом в дело развития критического реализма русской классической литературы Гоголь оказал большое влияние на ее дальнейшее развитие на путях реализма и демократической народности. С именем Гоголя связано и возникновение школы...
6. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 3. Размер: 71кб.
Часть текста: Лиза (1823—64) и Ольга (1825—1907). Г., будучи старшим братом, впоследствии опекал сестер, заботясь об их воспитании и образовании. Дет. годы Г. провел в имении родителей Васильевке (др. назв. — Яновщина). Край был овеян легендами, поверьями, ист. преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к к-рой впоследствии Г. приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у к-рого якобы проходили свидания Мазепы с Матрёной (Марией). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Г., б. министра, изв. вельможи, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Г. исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал дом. театр, для к-рого отец Г. писал комедии, будучи также его актером и дирижером. Все это содействовало пробуждению худож. и умств. интересов будущего писателя. Но здесь же он наблюдал сцены самодурства и унижения человеческого достоинства (в имении, по старому обычаю, держали шутов), ощущал гнетущее чувство зависимости от знатного и богатого. Страсть к сочинительству проявилась у Г. очень рано; в детстве он писал стихи, к-рые, по преданию, вызвали восхищение В. В. Капниста (имение последнего Обуховка также располагалось недалеко от Васильевки), объявившего родителям: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина!» (Гоголь в восп., 458). Мать проявляла большую заботу о религ. воспитании сына, на к-рого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его эсхатология (пророчество о Страшном суде) и идея загробного воздаяния. В 1818—19 Г. вместе с братом...
7. Выбранные места из переписки с друзьями.
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России Сельский суд и расправа Страхи и ужасы России Близорукому приятелю Занимающему важное место Чей удел на земле выше Напутствие В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность Светлое воскресенье ПРЕДИСЛОВИЕ Я был тяжело болен; смерть уже была близко. Собравши остаток сил своих и воспользовавшись первой минутой полной трезвости моего ума, я написал духовное завещание, в котором, между прочим, возлагаю обязанность на друзей моих издать, после моей смерти, некоторые из моих писем. Мне хотелось хотя сим искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях. Небесная милость божия отвела от меня руку смерти. Я почти выздоровел; мне стало легче. Но, чувствуя, однако, слабость сил моих, которая возвещает мне ежеминутно, что жизнь моя на волоске и, приготовляясь к отдаленному путешествию к святым местам, необходимому душе моей, во время которого может все случиться, я захотел оставить при расставанье ...
8. Канц Кюхельгартен: Идиллия в картинах
Входимость: 2. Размер: 69кб.
Часть текста: всё светло. Вся в золоте сияет колокольня И блещет луч на стареньком заборе. Пленительно оборотилось всё Вниз головой, в серебряной воде: Забор, и дом, и садик в ней такие ж. Всё движется в серебряной воде: Синеет свод, и волны облак ходят, И лес живой вот только не шумит. На берегу далеко вшедшем в море, Под тенью лип, стоит уютный домик Пастора. В нем давно старик живет. Ветшает он, и старенькая кровля Посунулась; труба вся почернела; И лепится давно цветистый мох Уж по стенам; и окна искосились; Но как-то мило в нем, и ни за что Старик его б не отдал. Вот та липа, Где отдыхать он любит, тож дряхлеет. Зато вкруг ней зеленые прилавки Из дерну свежего. В дуплистых норах Ее гнездятся птички, старый дом И сад веселой песнью оглашая. Пастор всю ночь не спал, да пред рассветом Уж вышел спать на чистый воздух; И дремлет он под липой в старых креслах, И ветерок ему свежит лицо, И белые взвевает волоса. Но кто прекрасная подходит? Как утро свежее, горит И на него глаза наводит? Очаровательно стоит? Взгляните же, как мило будит Ее лилейная рука, Его касаяся слегка, И возвратиться в мир наш нудит. И вот в полглаза он глядит, И вот спросонья говорит: „О дивный, дивный посетитель! Ты навестил мою обитель! Зачем же тайная тоска Всю душу мне насквозь проходит, ...
9. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 2. Размер: 132кб.
Часть текста: общие: недовольство всем существующим порядком, осуждение всех, кроме себя, и раздражительная многоречивость без обращения внимания на слушателей. Частые переходы от злости и раздражительности к ненатуральной слезливой чувствительности. Признаки частные: занятия несвойственными и ненужными работами: чищенье и шитье сапог, кошение травы и т. п. Лечение: полное равнодушие всех окружающих к его речам, занятия такого рода, которые бы поглощали силы больного 2 . * * * Крепкое здоровье Льва Николаевича Толстого (1828–1910) упоминалось в мемуарной литературе столь часто, что стало частью его образа. Д. С. Мережковский противопоставил «здоровье» Толстого и «болезненность» Достоевского как два типа таланта и два полюса духовного развития. Слава о несокрушимом здоровье писателя распространилась и за пределы России: Стефан Цвейг отзывался о нем как о воплощении физической и духовной силы. Тем не менее это не защитило Толстого от ярлыка душевного расстройства, который повесили на него критики. Свобода, независимость, неукротимая энергии писателя создавали для этого немало поводов. Его произведения, философия и повседневная жизнь выходили за общепринятые рамки и не укладывались в...
10. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 2. Размер: 125кб.
Часть текста: Такова была именно молчаливая борьба почти всей русской литературы XIX века с Пушкиным, обход его, при явном преклонении перед ним. Идя от «старшей», державинской «линии», Тютчев ничем не вспомнил о своем предке, охотно и официально прославляя Пушкина 1 . Так преклонялся перед Пушкиным и Достоевский. Он даже не прочь назвать Пушкина своим родоначальником; явно не считаясь с фактами, уже указанными к тому времени критикой, он утверждает, что «плеяда» 60-х годов вышла именно из Пушкина1*. Между тем современники охотно усмотрели в нем прямого преемника Гоголя. Некрасов говорит Белинскому о «новом Гоголе» 2 , Белинский называет Гоголя «отцом Достоевского» 3 , даже до сидящего в Калуге Ив. Аксакова донеслась весть о «новом Гоголе» 4 . Требовалась смена, а смену мыслили как прямую, «линейную» преемственность. Лишь отдельные голоса говорили о борьбе. (Плетнев: «гоняется за Гоголем»; «хотел уничтожить Гоголевы «Записки сумасшедшего» — «Двойником»») 5 . И только в 80-х годах Страхов решился заговорить о том, что Достоевский с самого начала его деятельности давал «поправку Гоголя» 6 . Открыто о борьбе Достоевского с Гоголем заговорил уже Розанов 7 ; но всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов. 2 Достоевский явно отправляется от Гоголя, он это подчеркивает. В «Бедных людях» названа «Шинель», в «Господине Прохарчине» говорят о сюжете «Носа» («Ты, ты, ты глуп! — бормотал Семен Иванович. — Нос отъедят, сам с хлебом съешь, не заметишь...» [I, 255]). Гоголевская традиция отражается неравномерно в его первых произведениях. «Двойник» несравненно ближе к Гоголю, чем «Бедные...