Поиск по творчеству и критике
Cлово "1950"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 11. Размер: 178кб.
2. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 4. Размер: 124кб.
3. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 4. Размер: 51кб.
4. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 4. Размер: 102кб.
5. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 4. Гоголь и революционная демократия 60-х годов
Входимость: 3. Размер: 14кб.
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 3. Размер: 47кб.
7. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 3. Размер: 88кб.
8. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. 1. Вопросы изучения творчества Гоголя
Входимость: 2. Размер: 19кб.
9. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 2. Размер: 118кб.
10. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава первая. Первые реалистические попытки и опыты
Входимость: 2. Размер: 22кб.
11. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 2. Размер: 46кб.
12. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 1
Входимость: 2. Размер: 39кб.
13. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава третья. Переход от поэзии к прозе. Развитие критического реализма
Входимость: 2. Размер: 20кб.
14. Из записных книжек В. С. Аксаковой
Входимость: 2. Размер: 20кб.
15. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
16. Гоголь Н. В. - Белинскому В. Г., около 20 июня н. ст. 1847 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
17. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 2
Входимость: 2. Размер: 52кб.
18. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - моралист. 2. Вторая часть "Мёртвых душ"
Входимость: 2. Размер: 14кб.
19. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 2. Размер: 165кб.
20. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
21. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
22. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
23. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Краткий список рекомендуемой литературы
Входимость: 1. Размер: 4кб.
24. Панаев И.И. - Из "Литературных воспоминаний", Из "Воспоминания о Белинском"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
25. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 12
Входимость: 1. Размер: 44кб.
26. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
27. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Введение
Входимость: 1. Размер: 9кб.
28. Аксакова В. С. - Аксакову С. Т., 11 сентября 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
29. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 1. Размер: 70кб.
30. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 10
Входимость: 1. Размер: 14кб.
31. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
Входимость: 1. Размер: 47кб.
32. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 16кб.
33. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". "Чужая речь" в "Евгении Онегине"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
34. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 91кб.
35. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 1. Размер: 132кб.
36. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава вторая. Создание реалистической басни. И. А. Крылов (1768-1844)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
37. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 37кб.
38. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 7. Последнее десятилетие. Вторая часть "Мертвых душ". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 37кб.
39. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
40. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. "Фаталист" и проблема востока и запада в творчестве Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 50кб.
41. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Юмор и сатира Гоголя. 9. Гоголь и передовая общественность 30-х годов
Входимость: 1. Размер: 21кб.
42. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 42кб.
43. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 1. Размер: 61кб.
44. Спевякина Д. В.: Храмы близ Арбата, в которых молился Н. В. Гоголь
Входимость: 1. Размер: 30кб.
45. Попов А. Н. - Свербеевой Е. А., сентябрь 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
46. Карпов А. А., Виролайнен М. Н.: Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин
Входимость: 1. Размер: 10кб.
47. Лидин В. Г.: Перенесение праха Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 11кб.
48. Друзьям моим
Входимость: 1. Размер: 2кб.
49. Гоголь Н. В. - Белинскому В. Г., 10 августа н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
50. Студитский А. Е. - Погодину М. П., 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 11. Размер: 178кб.
Часть текста: Лермонтов откликнулся на самую важную потребность эпохи - потребность суровой критики существующего порядка вещей. Но самое полное художественное выражение жажда социальной критики и отрицания нашла в творчестве Гоголя, гениального ученика и продолжателя Пушкина. По характеру своего дарования и взглядам на жизнь Гоголь больше, чем кто-либо из его современников, способен был безукоризненно владеть орудием "пламенной сатиры" и возглавить критическое направление русской литературы. Пушкин раньше всех понял это, предав молодому писателю свои творческие замыслы - сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Романтический период творчества Гоголь начал пробовать свои литературные силы очень рано, еще в годы ученья в Нежине. Помимо сатирического обозрения "Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан", им была написана трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", баллада "Две рыбки" и много стихотворений. Обо всех этих опытах юного поэта сохранились лишь воспоминания современников. Только два произведения Гоголя-поэта дошли до нас. Это...
2. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 4. Размер: 124кб.
Часть текста: совершался не только под влиянием идейного фактора, но также под влиянием условий и обстоятельств жизни поэта. Новая гроза, разразившаяся над его головой летом 1824 года, приведшая к Михайловскому затворничеству, поставила Пушкина лицом к лицу с русской действительностью, с деревенской Россией. Это был уже не автор "Деревни", юноша, пылающий политическими страстями, негодующий и уверенный в скором восходе на русском небосклоне "звезды пленительного счастья". Теперь это был зрелый поэт, охлажденный суровым опытом. Мысль поэта-изгнанника, пережившего веру в преобразования по "манию царя" и в успех самоотверженных "сеятелей", устремилась в глубь жизни, в сущность человеческих характеров и народных судеб. Богатырским напряжением духовных сил Пушкин не дал деревенской глуши сломить себя, на что, несомненно, рассчитывало царское самодержавие, насильственно разрывая его связи с культурой, с идейным и социальным движением современности. Принудительную близость с глухой деревенской Русью он превратил в идейную близость с нею, с народом русским, и это дало ему возможность подняться идейно и творчески гораздо выше современников и стать "уже воспитателем будущих поколений" (Белинский). "Евгений Онегин" (1823-1830) "Самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии",- так назвал Белинский роман "Евгений Онегин". На создание этого произведения, по подсчетам самого поэта, ушло семь лет, четыре месяца и семнадцать дней. Самая счастливая, самая вдохновенная пора творческой жизни связана с этим романом: от 24 до 32 лет. Переходя от главы к главе, Пушкин сам непрестанно развивался, переходил от молодости к зрелым годам, от веселых настроений юношеской поры к поражающей до сих пор мудрости сосредоточенного раздумья. Росла, разрасталась, уходила в новые и новые дали творческая мысль, и картина русской жизни вставала перед глазами во ...
3. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева, читали альманах «Полярная звезда». Большое влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал участие в гимназич. спектаклях, играл в них роли комич. стариков и старух, проявляя незаурядные способности актёра. В 1826 Г. завёл «Книгу всякой всячины», куда записывал материалы по украинской этнографии и народной поэзии. Уже в эти годы Г. ощутил неудовлетворенность тусклой жизнью нежинских «существователей» и начал помышлять о служении благородным и высоким целям. Жажда общественно-полезной деятельности, самый характер к-рой еще крайне смутно рисовался молодому Г., нашла отражение в письмах и в первом дошедшем до нас произведении — поэме «Ганц Кюхельгартен» (написана в 1827). Её романтич. герой не может примириться со спокойной, мещанской жизнью, стремится к ...
4. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 4. Размер: 102кб.
Часть текста: театр новые темы и образы. Белинский писал: «„Ночь перед рождеством ... “ есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» 1 . Характеристику эту можно распространить на все остальные повести, составляющие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вошел в историю русской музыки как великий поэт народной жизни, как создатель ярких национальных характеров: героических — в «Тарасе Бульбе», простодушно-лукавых — в «Вечерах». Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая фантастика и, наконец, песенная природа гоголевской прозы, проницательно отмеченная Пушкиным, — все это делало задачу музыкального воплощения «Вечеров на хуторе» чрезвычайно заманчивой и увлекательной. Проникновение образов Гоголя в отечественную музыку в значительной степени определило развитие национальной оперы и тем самым способствовало дальнейшему движению русской музыки по пути реализма. Воздействие Гоголя сказалось также на...
5. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 4. Гоголь и революционная демократия 60-х годов
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: и к середине 50-х годов вступили на путь пересмотра своих прежних эстетических убеждений, сложившихся под влиянием Белинского. Они начали изменять принципам "натуральной школы", отказываться от творческих традиций, основанных Гоголем, а затем стали даже критиковать эти традиции с точки зрения вновь возрождавшихся идей "чистого искусства". Во главе этой группы стали А. В. Дружинин, В. П. Боткин и П. В. Анненков. Некрасову, который редактировал тогда журнал "Современник", а также вступившему в редакцию этого журнала Н. Г. Чернышевскому и позднее Н. А. Добролюбову пришлось, наоборот, взять на себя принципиальную и активную защиту идейных и эстетических позиций 40-х годов, традиций Гоголя-реалиста и Белинского, и выступить с резкой и принципиальной критикой теории "чистого искусства". В этих целях Чернышевский публикует в "Современнике" цикл статей под названием "Очерки гоголевского периода русской литературы". В этом своём произведении, как и в других, Чернышевский является прямым продолжателем и преемником Белинского. Это сказывается, в частности, и в его понимании и оценке творчества Гоголя. Подобно Белинскому,...
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: Михаил. Активным членом общества был известный своими "народными" песнями А. Ф. Мерзляков, ставший впоследствии профессором, теоретиком классицизма. Первое заседение общества состоялось 12 января 1801 года. В том же году оно распалось под влиянием внутренних разногласий и житейских обстоятельств. Следовательно, его деятельность частью прошла еще в условиях политического террора Павла I, а большею частью - уже в короткий период "дней Александровых прекрасного начала". Участники разработали "Законы Дружеского литературного общества", в которых определялись цель, предмет и средства общества. Положено было, что будут разбираться критические переводы и сочинения на русском языке, обсуждаться полезные книги и собственные произведения. Выделены были задача овладения "теорией изящных искусств", т. е. эстетикой, и практическое стремление к выработке эстетического вкуса. Общество не было чуждо и морально-политических целей. Особенно подчеркивалась задача воспитания высокого чувства патриота-гражданина. Поэтому говорили и даже часто "о вольности, о рабстве". В речи о любви к отечеству Андрей Тургенев связывал идею патриотизма с идеей высокого человеческого достоинства: "Цари хотят, чтоб пред ними пресмыкались во прахе рабы; пусть же ползают пред ними льстецы с мертвою душою;...
7. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Часть текста: 1 Гоголь принадлежит к замечательному поколению, к которому непосредственно перешло духовное наследие декабристов, Грибоедова и Пушкина. Белинский и Герцен, Бакунин и Огарев, Станкевич и Сатин, Шевченко и Лермонтов, Пирогов и Федотов, братья Критские и Полежаев - все они были сверстниками Гоголя, родившегося на пороге второго десятилетия XIX века. У колыбели этого поколения стоял 1812 год. В детстве и отрочестве они слышали гром пушек на Сенатской площади, который возвестил о революционном крещении России. Их вступление в самостоятельную жизнь осенила мрачная тень виселиц на верках Петропавловской крепости. Им пришлось жить в николаевской казарме, под неусыпным надзором голубых мундиров, в России, о которой иностранный наблюдатель сказал: "Тюрьма без покоя, пустыня без отдыха..." По-разному отозвались в душе представителей этого поколения впечатления детства и юности. По-разному прошли они свой жизненный путь. Но было у них и общее - и оно было самым главным в жизни, в творчестве, в судьбе лучших людей этого поколения. Они были охвачены страстью - именно страстью! - любви к России и к своему народу, страстью служения родине. "Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу" 1 . Так на Воробьевых горах в 1826 году подростки Герцен и Огарев дали "аннибалову...
8. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. 1. Вопросы изучения творчества Гоголя
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: понять творчество Гоголя прежде всего как своеобразное отражение определенного исторического момента в национальном развитии России. В. И. Ленин писал, что критика, имеющая своим предметом культуру, "менее всего другого может опираться на какую-либо форму или какой-либо результат сознания", что "исходным пунктом для нее может служить никак не идея, но только внешнее объективное явление" 1 . Это значит, что идеи возникают не произвольно, что они всегда представляют собой отражение реальной действительности, в данном случае - социальной жизни, в развитии и своеобразии которой и надо искать их обоснование. Надо сказать, что первые критики творчества Гоголя, великие революционные демократы 40 - 60-х годов XIX в.,В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский очень близко подходили к такой точке зрения. Нечто подобное, несомненно, имел в виду Белинский, когда писал свои статьи о Пушкине, указывая, в частности, на "великую заслугу" поэта в создании им "Евгения Онегина", заслугу, состоящую в том, что в своём романе поэт " так верно умел схватить действительность известного мгновенья из жизни общества " 2 . К сожалению, намерение критика осуществить, вслед за исторической характеристикой сочинений Пушкина, подобный же "разбор всех сочинений Гоголя, от "Вечеров на хуторе" до "Мёртвых душ" включительно " 3 , так и не было осуществлено. Н. Г. Чернышевский, задумывая свои "Очерки гоголевского периода русской литературы", предполагал после первой их части,...
9. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 2. Размер: 118кб.
Часть текста: агентов Бенкендорфа о крайне тревожном «состоянии умов». То тут, то там, в самых различных местах страны стихийно прорывалось наружу «дум высокое стремленье», погасить которое правительство Николая I оказалось, в конце концов, бессильным. События 14 декабря в Петербурге и вспыхнувшее почти одновременно восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826 г.) не прошли стороной мимо Нежина. Под влиянием растущего в стране недовольства феодально крепостническим строем в «гимназии высших наук» в 1827 г. возникло так называемое «дело о вольнодумстве», в которое была замешана значительная часть профессоров и учеников. Это «дело» представляет интерес не только как важный исторический факт, но и как событие, имеющее непосредственное отношение к биографии Гоголя. Оно чрезвычайно ярко раскрывает ту политическую атмосферу, в условиях которой жил Гоголь в последние годы своего пребывания в гимназии — то есть в период, непосредственно предшествовавший его выходу на большую литературную дорогу. «Дело о вольнодумстве» давно привлекало к себе внимание исследователей. Фактическая сторона «дела» частично освещалась в работах Н. А. Лавровского 1 , И. А. Сребницкого 2 , В. И. Саввы 3 . Однако многие политические аспекты...
10. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава первая. Первые реалистические попытки и опыты
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Часть текста: в свое время журналиста и критика, вполне и оригинально раскрылось в его баснях и сказках (первый сборник - 1811 год). Александр Бестужев в статье "Взгляд на старую и новую словесность в России" сравнивал Измайлова с Теньером. "Он избрал для предмета сказок низший класс общества и со временем будет иметь в своем роде большую цену, как верный историк сего класса народа" 1 . Некоторые "сказки" и басни А. Измайлова печатались в "Полярной звезде" за 1823 и 1824 годы. В лучших баснях этого писателя ("Лгун", "Яшка-повар", "Скотское правосудие", "Помещик и управители", "Священник и крестьянин") выражено стремление к жизненной правде. В живых оценках и диалогах раскрывается, как господа секут "своих людей", попы насаждают предрассудки и темноту, в суде председательствует Осел, а доклады делает Лисица. Во множестве случаев осмеяны сочинители од, бездарные рифмачи, "украшающие природу". Карикатурный одописец представлен в "сказке" - "Встреча двух подруг". При отдельных удачах Измайлову не удалось подняться в своих произведениях до типических обобщений. Стремясь демократизировать язык басни, он злоупотреблял так называемыми "простонародными" словами и...