Поиск по творчеству и критике
Cлово "1896"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 11. Размер: 75кб.
2. Даты жизни Гоголя, 1842—1845 гг.
Входимость: 8. Размер: 57кб.
3. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 7. Размер: 99кб.
4. Даты жизни Гоголя, 1846—1847 гг.
Входимость: 5. Размер: 41кб.
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 4. Размер: 93кб.
6. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 4. Размер: 103кб.
7. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 3. Размер: 58кб.
8. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 3. Размер: 165кб.
9. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 26 октября н. ст. 1844 г.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
10. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 28кб.
11. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 5 апреля н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
12. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 1 мая н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
13. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 22 (21) июля н. ст. 1846 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
14. Даты жизни Н. В. Гоголя до 1835 г.
Входимость: 2. Размер: 90кб.
15. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 2 января н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
16. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 2. Размер: 125кб.
17. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
18. Вересаев В.: Гоголь в жизни. XI. "Переписка с друзьями"
Входимость: 2. Размер: 95кб.
19. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 5 июня н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
20. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 2. Размер: 102кб.
21. Языков Н. М. - Аксакову С. М., 10 - 15 июня 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
22. Смирнова Е.: С. Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
23. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 15 (11) января н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
24. Языков Н. М. - Гоголю Н. В., 18 февраля 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
25. Переверзев В.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 1-е изд. - 1930 г.)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
26. Наброски завещания
Входимость: 1. Размер: 2кб.
27. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 1. Размер: 55кб.
28. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 15/3 января 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
29. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 28 августа (н. ст.) 1839 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
30. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 10 сентября н. ст. 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
31. Языков Н. М. - Гоголю Н. В., 21 ноября 1845 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
32. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 15 декабря 1834 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
33. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
34. Официальное письмо наследнику Александру Николаевичу, конец августа - сентябрь 1850 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
35. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
36. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 12 ноября н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
37. Гоголь Н. В. - Смирновой А. О., конец марта 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
38. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., А. В. и Е. В., 3 октября 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
39. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 21 марта 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
40. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 14 июля 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Гоголь Н. В. - Панову В. А., лето 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
42. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
43. Гоголь Н. В. - Никитенко А. В., 24 января 1835 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
44. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., первая половина сентября н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
45. Гоголь Н. В. - Никитенко А. В., 30 октября н. ст. 1842 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
46. Языков Н. М. - Гоголю Н. В., 14 октября 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
47. Гоголь Н. В. - Перовскому В. А., 20 апреля н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
48. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 28 ноября 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
49. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 7 июля н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
50. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава первая. Первые реалистические попытки и опыты
Входимость: 1. Размер: 22кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 11. Размер: 75кб.
Часть текста: П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории и архитектуры г. Москвы (ЦГИАМ). Ф. 363. On. 1. Ед. хр. 70. Л. 185 (Объявление о санатории Н. Н. Баженова и О. Мари в Шуази-ле Руа). Ф. 363. Оп. 2. Ед. хр. 3097. Л. 10 (Свидетельство о политической благонадежности Н. Е. Осипова). Цитируемые источники на русском языке Автократов П. М....
2. Даты жизни Гоголя, 1842—1845 гг.
Входимость: 8. Размер: 57кб.
Часть текста: П. А. Плетневу Гоголь сообщает о враждебном отношении Московского цензурного комитета к «Мертвым душам» и просит П. А. Плетнева, А. О. Смирнову и В. Ф. Одоевского способствовать прохождению рукописи в Петербурге. Письмо № 2. Около 24 января. Не получая известий из Петербурга, Гоголь снова пишет В. Ф. Одоевскому; в письме он раскаивается, что не оставил рукописи в Москве. Письмо № 3. Январь — начало февраля. Гоголь заканчивает работу над «Римом». Гоголь. АН СССР, III, стр. 707. Февраль (начало). Гоголь читает «Рим» у Аксаковых, затем — на вечере у московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына. «История моего знакомства», стр. 58. 6 февраля. Не получая известий из Петербурга и понимая безнадежность дальнейших хлопот, Гоголь пишет Плетневу, что он готов согласиться отложить на время печатание первого тома «Мертвых душ»: «Я вижу, не судьба моему творенью теперь быть напечатану». Предлагает для «Современника» статью «около семи печатных листов», т. е. «Портрет» в новой...
3. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 7. Размер: 99кб.
Часть текста: Гоголь, моралисты и психиатры Глава 1 Гоголь, моралисты и психиатры Теперь передо мною все открыто. Теперь я вижу все как на ладони. А прежде, я не понимаю, прежде все было передо мною в каком-то тумане. И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря. Н. В. Гоголь Психиатр до последнего времени мыслил душевное расстройство как явление, чуждое здоровому человеку, явление, обусловленное глубокими анатомическими изменениями инвалидного мозга, в котором он хочет найти подтверждение своим утверждениям и положениям. То законное, с определенной точки зрения, отыскивание во что бы то ни стало физических изменений, которых на самом деле пока нельзя открыть, приводит психиатра к теории функциональных, молекулярных, химических изменений и не позволяет ему изучать явление прежде всего с той стороны, с которой, казалось бы, у него имеются все шансы что-то узнать, со стороны душевных изменений — с психологической. И. Д. Ермаков 1 Современники Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) были поражены тем, что, находясь на вершине своей славы, писатель вдруг распрощался с художественной литературой, стал глубоко религиозным и превратился в проповедника, как им казалось, реакционных идей. «Загадка Гоголя» — по выражению П. А. Вяземского — продолжала мучить его современников до тех пор, пока они не нашли ей объяснение в болезни, которая, как считали многие, сделала блестящего писателя и социального критика чуть ли не религиозным маньяком 2 . Вынесенное по моральным основаниям суждение о болезни Гоголя не требовало медицинского подтверждения. Но психиатры, во второй половине XIX века все громче заявлявшие о себе, вмешались ...
4. Даты жизни Гоголя, 1846—1847 гг.
Входимость: 5. Размер: 41кб.
Часть текста: гг. 1846. Январь — 5 мая (н. ст.). Гоголь в Риме. Жалуется на болезненное состояние. Тем не менее возобновляет работу над вторым томом «Мертвых душ». Письма №№ 1—27. 3 января (н. ст.). Начало переписки Гоголя с Ю. Ф. Самариным. Гоголь перечитывает «Тарантас» В. А. Соллогуба. Письма №№ 2—4. Начало января (н. ст.). Вышли в свет переведенные на немецкий язык Ф. Лёбенштейном и изданные в Лейпциге «Мертвые души» с предисловием переводчика, назвавшего их «Народною русскою книгою». «Литературный Вестник» 1902, т. III, № 4, стр. 374; «Русская Старина» 1896, № 12, стр. 641. 8 января (н. ст.). Гоголь выражает недовольство по поводу перевода первого тома «Мертвых душ» на немецкий язык (из опасения, что иностранцы могут принять книгу «за портрет России»). Письмо № 6. 27 января (н. ст.). Гоголь просит А. О. Смирнову сообщать ему различные сведения о Калуге и ее жителях, о крестьянах Калужской губернии «как помещичьих, так и казенных, обо всех у них и с ними переменах и вообще обо всем, что ни касается их участи». Гоголь намеревался использовать эти сведения как материал для второго тома «Мертвых душ». Письмо № 7. 4 марта (н. ст.). Просьба Гоголя к Смирновой сообщить ему о старообрядцах Калужской губернии, ...
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 4. Размер: 93кб.
Часть текста: — писал Эмиль Дюркгейм в своем знаменитом исследовании «Самоубийство» (1897). Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определенный недостаток психического и нравственного равновесия. Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как ее специфическая меланхолия, основанная на активном сострадании к человеческим несчастьям, это — здоровая печаль, которая побуждает к действию, наша… не выражает ничего, кроме глубокого отчаяния и тревожного состояния депрессии» 2 . По Дюркгейму, возраст и жизнеспособность общества определяются тем, есть ли у него идеалы и высшие ценности. Старый мир переживал период аномии — разрушения устоев, жизненных норм и ценностей, проявляя все признаки умирания. Русское искусство, по мнению Дюркгей-ма, свидетельствовало — этой нации, несмотря на некоторую «психологическую слабость» и «отсутствие равновесия», удалось сохранить ценности и идеалы и остаться полной сил. Разочарованные в собственной цивилизации, европейцы видели зарю нового общества в «колоссальной, юной и варварской» России 3 . Самим же русским в это верилось не вполне: они видели свою страну в закатном свете и обсуждали потерю обществом высших ценностей 4 . Профессор психиатрии И. А. Сикорский писал об «упадке идеализма и высоких мотивов, ослаблении воспитательного влияния старшего поколения на младшее,...
6. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 4. Размер: 103кб.
Часть текста: осложнен специфическими свойствами его художественного мастерства. Эти свойства отметил еще П. А. Плетнев, когда в 1832 г. писал В. А. Жуковскому: „У Гоголя вертится на уме комедия. Не знаю, разродится ли он ею нынешней зимой, но я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места “. 1 Действительно, уже в украинских повестях Гоголя сказался гениальный драматург. Напряженным развитием действия, чисто сценическими ситуациями и блестящими диалогами отличается ряд эпических произведений Гоголя. И приспособление их для сцены происходило, поэтому, с минимальной затратой труда авторами инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал „Разговор двух дам“, не одно актерское поколение училось мастерству сценического...
7. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Часть текста: уч. г. работа эта значится как «приготовленная к печати» (ЛГАЛИ, ф. 6960, оп. 1, ед. хр. 9, л. 28). 10 февраля г. в Секции художественной словесности ГИИИ Виноградов по материалам подготовленной книги сделал доклад «Пародии на стиль Гоголя» («Поэтика», Вып. I. Л., 1926, стр. 156; ГИИИ, 1927, стр. 48; ЛГАЛИ, ф. 3289, оп. 1, ед. хр. 153). Книга выросла на волне интереса к проблеме пародии в русской филологической науке 20-х годов. Эта проблема осознавалась в качестве одной из важнейших как в эволюционном рассмотрении литературы (пародия — один из главных движущих факторов в литературной борьбе в понимании раннего Тынянова, изучение роли пародии в истории античной и средневековой культуры, в частности народного театра в работах О. Фрейденберг и П. Богатырева), так и в плане философии и эстетики слова (М. Бахтин). Как явствует из протокола обсуждения доклада в ГИИИ, Б. В. Казанский «указал на существенные различия в той и другой пародии и находил нужным углубить их сравнение со стилем Гоголя на основе общего анализа пародических приемов. В. В. Виноградов возразил на это, что не считал этого нужным, так как пародирование гоголевского стиля в обоих случаях достаточно ясно» (ЛГАЛИ, ф. 3289, оп. 1, ед. хр. 67, л. 135). В статье об истории пародии Н. Кравцов писал о виноградовском анализе стиля «Отрывка из гумористическо-шутливой повести»: «Виноградов дает прекрасный и полный анализ...
8. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 3. Размер: 165кб.
Часть текста: младшим поколением передвижников в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже еще не найденным,...
9. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 26 октября н. ст. 1844 г.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Часть текста: пределов? Донесение твое о состоянии текущей литературы, при всей краткости, сколько верно, столько же, к сожалению, и неутешительно, но во-первых, так было всегда, а во-вторых, кто виноват? Это уж давно известно всем, что петербургские литераторы <.......>, 1 а московские <......>. 2 Мнение 3 твое о новом журнале, имеющем издаваться в Москве, как мне кажется, довольно основательно, хотя самого журнала еще нет. Я тоже думаю, что это будет что-то в роде Отеч<ественных> Записок. Недавно мне удалось наконец прочесть одно твое послание, именно послание к Вяземскому, напечатанное в Современнике. Я заметил в нем особенную трезвость в слоге и довольно мужественное расположение, но всё еще повторяется в нем то же самое, т. е. что пора и надобно присесть за дело, а самого дела еще нет. Как бы то ни было, но душа твоя вкусила уже другую жизнь, в ней произошли уже другие явления. Если еще 4 не испил, то, по крайней мере, уже прикоснулся устами высшего духовного источника, к которому многим, многим и слишком многим следовало бы давно прикоснуться. Зачем же в стихах своих ты показываешь...
10. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: узком смысле слова на этом материале трудно выстроить, но предметом внимания может стать именно творческое сознание писателя, тем более значимое, когда пребывает в последнем фазисе. Следовательно, задача заключается прежде всего в том, чтобы определить место этого культурного локуса, Абрамцево, в творческой судье Гоголя — писателя, который сам соотносил себя с бессемейным путником. Действительно, Гоголю не суждено было обрести или выстроить собственный Дом, который, во-первых, и не отпускал бы его в бесконечные и дальние странствования, а если и отпускал, то встречал бы «счастливого путника» «после долгой скучной дороги <...> радостным криком выбежавших навстречу людей, шумом и беготней детей <...> успокоительными тихими речами, прерываемыми пылкими лобзаниями» (VI, 133). Дворянская культура XIX в. знает немало освященных как литературным, так и семейным творчеством Домов. Поскольку Гоголь, начиная с 1836 по 1848 гг. находился в беспрестанных переездах, то можно было бы выстроить некую творческую географию писателя, задаваясь вопросом, есть ли внутренняя связь между пребыванием в том или ином месте и создаваемыми произведениями. Хотя и было сказано в письме 1838 г. «Посох мой страннический уже не существует < ...> Я теперь сижу дома» (XI, 132), этот посох еще не раз...