Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 5 апреля н. ст. 1845 г.

260. Н. М. ЯЗЫКОВУ.

Апреля 5 <н. ст. 1845>. Франкф<урт>.

Письмо от 10 марта получил и с ним стихотворение к Шевыр<еву>. Благодарю за него. Оно очень сильно1 и станет недалеко от «К не нашим», а, может быть, и сравнится даже с ним. Но не скажу того же о двух посланиях: «К молодому человеку» и «Старому плешаку». О них напрасно сказал ты, что они в том же духе; в них скорей есть повторение тех же слов, а не того же духа. В том же духе могут быть два стихотворенья, ничего не имеющие между собою похожего относительно содержания, и могут быть не в том духе2 напоминающие содержанием друг друга и, повидимому, похожие. Это не есть голос, хоть и похоже на голос, ибо оно не двигнуто теми же устами. В них есть что-то полемическое, скорлупа дела, а не ядро дела. И мне кажется это несколько мелочным для поэта. Поэту более следует углублять самую истину, чем препираться об истине. Тогда будет всем видней, в чем дело, и невольно понизятся те, которые теперь ерошатся. Что ни говори, а как напитаешься сам сильно и весь существом истины, послышится власть во всяком слове, и против такого слова уже вряд ли найдется противник.3 Всё равно, как от человека, долго пробывшего в комнате, где хранились благоухания, всё благоухает, и всякий нос это слышит, так что почти и не нужно4 много рассказывать о том, какого рода запах он обонял, пробывши в комнате. Друг мой, не увлекайся ничем гневным, а особливо если5 в нем хоть что-нибудь6 противуположное той любви, которая вечно должна пребывать в нас. Слово наше должно быть благостно, если оно обращено лично к кому-нибудь из наших братии. Нужно, чтобы в стихотворениях слышался сильный гнев против врага людей, а не против самих людей. Да и точно ли так сильно виноваты плохо видящие в том, что они плохо видят? Если ж они, точно, в том виноваты, то правы ли мы в том, что подносим прямо к их глазам7 нестерпимое количество света и сердимся на них же за то, что слабое их зренье не может выносить такого сильного8 блеска? Не лучше ли быть снисходительней и дать им сколько-нибудь рассмотреть и ощупать то, что оглушает их, как громом? Много из них в существе своем люди добрые, но теперь они доведены до того, что им трудно самим, и они упорствуют и задорствуют, потому что иначе нужно им публично самих себя, в лице всего света, назвать дураками. Это не так легко, сам знаешь. А ведь против них большею част<и>ю в таком смысле было говорено: «Ваши мысли все — предатели ее». А между тем ты сам знаешь, что нельзя назвать всего совершенно у них ложным и что, к несчастию, не совсем без основания их некоторые выводы. Преступление их в том, что они некоторые частности распространяют на общее, исключенья выставляют в правила, временные болезни принимают за коренные,9 во всяком предмете видят тело его, а не дух, и, близоруко руководствуясь аналогией видимого, дерзают произносить свои сужденья о том, что духом своим отлично от всего того, с чем они сравнивают его. Следовало бы, по-настоящему, вооружиться противу сих заблуждений, разъять их спокойно и показать их несообразность, но с тем вместе10 поступить таким образом, чтобы в то же время и тут им самим дать возможность выйти не совсем бесчестно из своего трудного положения. Тогда, кроме того, что многие из них сами обратились <бы> на истинный путь, но самой публике было бы доступней всё это и хоть сколько-нибудь понятней, в чем дело. Теперь же11 она решительно не понимает, в чем дело и отчего так сильно горячатся у нас одни против других в журналах. Десяток людей сражаются между собою; те и другие говорят в слишком общем и пространном смысле; с обеих сторон крайности, не соединяющиеся никаким образом друг с другом; те и другие сражаются друг против друга уже выведенными результатами, не давая никому отчета, как они дошли до своих результатов, и хотят, чтобы всё это понятно было всем читателям. Конечно, многое понимается инстинктивно, потому что дух идущего века12 действует своим чередом. Поэт может действовать инстинктивно, потому что в нем13 пребывает высшая сила слова. Но кто хочет действовать полемически, тут потребна необыкновенная точность, разъятие ясное всего и ощутительное показание, в чем дело.14 Храни бог тут быть поэтом, как раз будешь сражаться с тенью и воздухом, бросая, вместо ядер, целые беспредельные пространства мыслей, то есть мысли слишком цельные, которые можно истолковать всячески. Я бы очень хотел теперь читать лекции Шевырева. Я уверен слишком в их значительности, но знаю также, что он способен человечески увлекаться, переходить нечувствительно в излишество, и потому весьма может быть, что отчасти повредил и себе и своему предмету. Но мы не получаем здесь решительно ничего. Скажи Киреевскому, что Жуковский на него сердит за то, что он не прислал «Москвитянина». Я сам также ехал во Франкфурт с приятной надеждой найти здесь 1 номер давно полученный, и вот с приезда моего сюда15 протекло уже почти полтора месяца, а «Москвитянина» всё нет. Я всё еще нахожусь в больном и расстроенном состоянии. Временами бывает несколько лучше, времена<ми> вновь хуже. До сих пор не в силах писать и трудиться, и малейшая натуга повергает меня в болезнь,16 а что всего хуже, с этим соединяется всякий раз тоска, и не знаешь, куда от нее деться. Но отложим обо мне речь на конец17 письма. Продолжаю о тебе. В послании твоем «К плешаку» слышно военнолюбивое расположение, вовсе неприличное твоему мирному характеру, по существу своему настроенному18 к прохладам тишины, а потому я отчасти думаю,19 не вмешались ли сюда нервы? А потому советую тебе рассмотреть хорошенько себя: точно ли это раздражение законное и не потому ли оно случилось, что дух твой был к тому приготовлен20 нервическим мятежом. Эту поверку я делаю теперь всегда над собою при малейшем неудовольствии на кого бы то ни было, хотя бы даже на муху, и, признаюсь, уже не раз подкараулил я, что это были нервы, а из-за них, притаившись, работал и чорт, который, как известно, ищет всяким путем просунуть к нам нос свой, и если в здоровом состоянии нельзя, так он его просунет дверью болезни. А потому советую и тебе также в таких случаях всякий раз обсматриваться на себя. А чтобы исполнить это успешней, перечти вновь мои письма, писанные к тебе по поводу «Землетрясения». И так как там многое, вследствие твоих же слов, согласно с твоими собственными мыслями относительно действований поэта в нынешнее время, то ты можешь весьма скоро сличить и увидеть, не отступил ли сам от собственных своих мыслей. А покаместь я тебе повторяю вновь: перетряхни русскую старину, особенно времена царей. Они живей и говорящей и ближе к нам. И ты в несколько раз выиграешь более, когда те русские стихии и чисто-славянские струи нашей природы, из-за которых идет спор, выставишь в живых и говорящих образах. Твои21 герои (а в героя может обратиться и всякий бездушный предмет) ходом и действием своим защитят сильней, чем бы ты сам защитил истину, ибо дело сильней слова. Но довольно. Обращаюсь от твоей души к твоему телу. На днях я был у Коппа, и он, расспрашивая о тебе, сказал мне, чтобы22 я написал тебе, чтобы ты съездил23 А потому я и передаю это тебе к сведен<ию>. Как решишь, конечно, зависит от тебя и от твоего нынешнего состояния, но, во всяком случае, если бы тебе случилось, точно, ехать в Гастейн, то я готов тебя сопровождать и туда, ибо к Призницу я не отваживаюсь, тем более, что получил, наконец, известие от Россети, который бранит на все четыре стороны холодное свое лечение, говоря, что, кроме каторги самого лечения, никакого от него удовольствия, а пользы и на копейку <нет>, и который притом пророчит, что я никак не в силах буду выдержать курса. Я знаю только то, что где ни случится мне протаскаться летом, но нужно протаскаться и проездиться; дорога и переезды мне делали добро. А осенью — в Рим, где встречу и начало зимы, а в конце зимы — в Иерусалим, к говенью и пасхе. А из Иерусалима — в Москву. Всё это, разумеется, в таком разе, если бог будет так милостив, что повелит прийти в порядок душевным и телесным моим силам. Пришли мне «Путешест<вие> к св. местам» Норова, хочу посмотреть, что за вещь. Спроси у Шевырева, писал ли он ко мне или нет в ответ на мое письмо, писанное еще в прошлом году. Вопрос этот не упрек и не напоминанье, а хочу только знать, чьи были два письма ко мне, о которых я имею известие то, что они пропали между Франкфуртом и Парижем. Узнай также от Конст<антина> Серг<еевича>, получил ли Cep<гей> Т<имофеевич> от меня письмо с некоторым поученьем сыновьям его, в числе которых и ему,24 т. е. К<онстантину> Серг<еевичу>, и что он думает о сем. Да распорядись,25 чтобы к нам какими-нибудь судьбами дошел «Москвитянин». Может быть, пришествие его оживило бы сколько-нибудь литературные побуждения. Уведоми также, уехал ли Погодин в Иерусалим или отложил свою поездку на другое время. В последнем случае объяви ему о моем намерении, и если ему случится ехать на Рим,26 тоже подымет вопль, да вряд ли и Иноземцев тебя отпустит. Что ни говори, люди всё-таки важная вещь: хоть они подчас и надоедят, но всё же потом обратишься к ним. Хороший доктор под рукой тоже не безделица, а этого в деревне не найдешь. Мой совет уж лучше послушаться Коппа и съездить в Гастейн, а после поездки заграничной наскучившая Москва приглянется вновь. А там подъеду я, и ты увидишь, что при мне будет многое сносно, особенно если я приеду из Иерусалима таким, как хочу приехать, внося мир, а не раздор в домы. Помолись же хорошенько богу о себе, да и о мне тоже помолись, о здоровьи и о силах моих слабеющих. Восстание наше в его святой воле, и всё от него.

Обнимаю тебя от всей души.

Твой Г.

На обороте: Moscou. Russie.

В Москве. В приходе Николы Явленного, в Серебряном

переулке. В доме Шидловской.

Сноски

1 сильно и хорошо

2

3 Далее начато: Кто д<олго>

4 так почти об этом и не нужно ему

5 В подлиннике:

6 что-нибудь есть

7 носу

8 выносить слишком сильного

9 и

10 но сохранить к ним по

11 <…>

12 дух времени

13 потому что он

14 разъятие ясное всего и облечение всего в простое слово

15 с тех по<р>

16

17 к концу

18 вообще настроенному

19 заключаю

20 приготовлен в то время

21

22 что

23 еха<л>

24 есть и ему

25 распорядись таким образом

26 в Рим

Печатается по подлиннику (ПД).

Впервые опубликовано: без заключительной фразы, подписи и адреса — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 178—182; с пропуском одной фразы и адреса — в «Письмах», III, стр. 41—47.

Дата уточнена на основании почтового штемпеля.

<еву>«Русской Старине» 1896, № 12, стр. 632—633. Послание «С. П. Шевыреву», как и «К не нашим», было написано Языковым под впечатлением публичных лекций Шевырева в Московском университете о древнерусской словесности, проникнутых реакционно-славянофильским духом (лекции задуманы и читаны в противовес лекциям Т. Н. Грановского).

«К молодому человеку» («Ты молодец! В тебе прекрасно...») — стихотворение, посвященное К. С. Аксакову, с упреками в терпимости его к представителям круга Герцена и Грановского. К. С. Аксаков был очень недоволен как этим стихотворением, так и всем полемическим циклом Языкова.

«Старому плешаку» («Вполне чужда тебе Россия...») — стихотворение было обращено к П. Я. Чаадаеву (1794—1856), автору известного «Философического письма» («Телескоп» 1836), в котором Чаадаев глубоко ошибочно, пессимистически решал вопрос об исторических судьбах России. Однако год спустя, в «Апологии сумасшедшего», он говорил уже о русском народе, который призван «решить бо̀льшую часть проблем социального порядка, завершить бо̀льшую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» (Сочинения и письма П. Я. Чаадаева, под ред. М. Гершензона, т. II, М. 1914, стр. 227). В 1840-х годах, сочувствуя прогрессивным позициям круга Герцена—Грановского, Чаадаев участвовал в его борьбе со славянофилами.

Не примыкая к славянофильскому лагерю, куда тщетно старались завербовать его московские друзья, Гоголь пытался найти компромисс и примирить враждующие стороны. Эти попытки он делал и в позднейших своих письмах, 1847 г., к представителю противоположного лагеря, П. В. Анненкову. См. также его статью «Споры» (в «Выбранных местах из переписки с друзьями»).

Я бы очень хотел теперь читать лекции Шевырева — читанный последним в 1844 г. публичный курс по древней русской литературе.

Скажи Киреевскому... — Ивану Васильевичу, тогда соредактору Погодина по журналу «Москвитянин».

... получил, наконец, известие от Россети... — письмо от 28 марта 1845 г. из Петербурга («Материалы», IV, стр. 339—343).

«Путешествие к св. местам» Норова — книга А. С. Норова «Путешествие по святой земле в 1835 году», в двух частях. (2-е изд. — СПб. 1844).

Гоголь подразумевает ответ на свое письмо от 14 декабря <1844 г.>. Шевырев ответил на него лишь 4 октября 1845 г. (см. примеч. к № 307).

... получил ли Сер<гей> Т<имофеевич> от меня письмо... — подразумевается письмо № 234 от 21 декабря <1844 г.> из Франкфурта.

Уведоми также, уехал ли Погодин в Иерусалим... «Погодин едет в Мариенбад, а его путешествие в святую землю, кажется, отложено в длинный ящик» («Русская Старина» 1896, № 12, стр. 634).

Намерение твое ехать в Симбирск... В письме от 10 марта 1845 г. Языков сообщил о своем желании «съездить летом в Симбирск, в деревню», так как ему «крайне наскучила столичная жизнь» (там же, стр. 633).

Раздел сайта: