Поиск по творчеству и критике
Cлово "1939"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 4. Размер: 89кб.
2. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 3. Размер: 132кб.
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
4. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава третья
Входимость: 2. Размер: 56кб.
5. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 2. Размер: 18кб.
6. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 60кб.
7. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 1. Размер: 124кб.
8. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
9. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
11. Кузовкина Т.: Функция булгаринского подтекста в произведениях Гоголя 1842 года
Входимость: 1. Размер: 44кб.
12. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 80кб.
13. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге
Входимость: 1. Размер: 13кб.
14. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава пятая
Входимость: 1. Размер: 40кб.
15. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 1. Размер: 125кб.
16. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 18кб.
17. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
18. Джулиани Р.: Историософские взгляды Гоголя и Шевырева. О "народе сильном, непочатом"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
19. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 1. Размер: 93кб.
20. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 1. Размер: 12кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 1. Размер: 61кб.
22. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 45кб.
23. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 7. Последнее десятилетие. Вторая часть "Мертвых душ". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 37кб.
24. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 5
Входимость: 1. Размер: 30кб.
25. Падерина Е. Г.: Пушкинский мотив в заграничных письмах Гоголя 1836 — 1842 годов
Входимость: 1. Размер: 32кб.
26. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава седьмая. Духовная драма. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 22кб.
27. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 1. Размер: 139кб.
28. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
29. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 1. Размер: 130кб.
30. Белинский В. Г.: Арабески... Н. Гоголя... Миргород... Н. Гоголя...
Входимость: 1. Размер: 10кб.
31. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 1. Размер: 102кб.
32. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 1. Размер: 23кб.
33. Зеньковский В.: Н. В. Гоголь. Часть III. Гоголь как человек. Глава I
Входимость: 1. Размер: 20кб.
34. Гоголь Н. В. - Гоголь Е. В., 9 мая 1840 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
35. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Чудаков А. П.: Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы
Входимость: 1. Размер: 75кб.
36. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 1. Размер: 102кб.
37. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 2
Входимость: 1. Размер: 31кб.
38. Вересаев В.: Гоголь в жизни. IV. Профессура
Входимость: 1. Размер: 85кб.
39. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 52кб.
40. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 77кб.
41. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 4. Размер: 89кб.
Часть текста: мемуарных документов. Отрывки из них играли здесь лишь чисто иллюстративную роль в освещении тога или иного периода биографии Гоголя. Что касается книги Вересаева, то ее порочность определялась прежде всего совершенно некритическим отношением составителя к мемуарным источникам. В. В. Вересаев воспроизводил без каких бы то ни было комментариев противоречивые, а порой и взаимно исключающие друг друга свидетельства. Настоящее издание является наиболее полным, хотя далеко не исчерпывающим, сводом мемуарных материалов о Гоголе. В отборе этих материалов мы руководствовались желанием дать советскому читателю лишь самое ценное и важное, что помогло бы воссоздать живой облик великого русского писателя. В книгу не включены воспоминания, содержание которых основано на малозначительных или сомнительной достоверности фактах (И. Г. Кулжинского. В. Н. Репниной, А. С. Стурдзы, И. Ф. Золотарева и др.). Некоторые мемуары (С. В. Скалон, И. К. Айвазовского, К. С. Аксакова, Д. К. Малиновского и др.), не вошедшие по тем или иным причинам в книгу, но содержащие интересные свидетельства о Гоголе, используются в комментариях. Ряд воспоминаний воспроизводится нами с сокращениями, главным образом за счет мест, не имеющих мемуарного значения или содержащих явные ошибки, грубо фальсифицирующие образ Гоголя. Из общих воспоминаний В. А. Соллогуба, И. И. Панаева, В....
2. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 3. Размер: 132кб.
Часть текста: Хорасана", "Свет гарема"). -- Отзвуки "Лаллы Рук" в произведениях Грибоедова, Пушкина, В. К. Кюхельбекера, И. И. Козлова, Гоголя, А. С. Хомякова, А. И. Полежаева. -- Мур и А. И. Подолинский Возвратимся, однако, к Томасу Муру. В 1821 г., когда в "Сыне Отечества" была опубликована в стихотворном переводе Жуковского вторая вставная поэма из "Лаллы Рук" -- "Paradise and the Peri", о Муре сразу заговорили в нескольких русских журналах. В "Соревнователе просвещения" та же поэма появилась в русском прозаическом переводе К. П. Б. под более точным, чем у Жуковского, заглавием "Рай и пери (сочинение Томаса Мура)" 68 ; этот перевод был, однако, завершен до перевода Жуковского и выполнен независимо от него. Это полный перевод указанной поэмы Мура, сохраняющий также многие прозаические примечания английского поэта, тогда как при переводе Жуковского они большею частью опущены. Хотя при переводе К. П. Б. указано, что он сделан "с английского", в этом можно усомниться, принимая во внимание допущенную здесь кое-где транскрипцию собственных...
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: них не поднялся до пушкинского революционного романтизма, а в зрелые годы, когда Пушкин создавал основы художественного реализма, все они остались на романтических позициях. Торжество реакции, распространение в обществе уныния, страха перед неизвестностью, глубокого разочарования и мистики, было объективной почвой, на которой оживали различные формы романтизма. Ближайшее поэтическое окружение Пушкина и поэты, согретые его вниманием в страшное николаевское время, остались верными романтизму, сочетавшему прогрессивные черты с элегической бесперспективностью и отсталыми политическими взглядами. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) "Звезда разрозненной плеяды", как называл его Баратынский, князь Вяземский начал свое творчество шестью годами раньше Пушкина, но занимался поэзией преимущественно как приятным развлечением. Он много острил над классицистами, сыпал эпиграммами, веселыми песенками, объяснялся с друзьями, умудряясь даже литературно-критические замечания втискивать в ямбы, сочинял альбомные стихи. Пробовал свои силы и в басне. Был активным членом "Арзамаса" под кличкой Асмодей. Общественный подъем в связи с подготовкой вооруженного восстания оказал сильное влияние на Вяземского, его творчество приобрело политическое направление. В 1818 году, участвуя в подготовке проекта конституции для России, Вяземский написал стихотворение "Петербург". В непомерно длинном стихотворении, написанном...
4. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава третья
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: Значение гоголевского творчества в преодолении идейных заблуждений Белинского в 1840 г. Гоголь в Москве в кругу Аксаковых, Киреевских, Хомякова, Погодина, Шевырева. Взгляды славянофилов как система воззрений. Встречи Гоголя с Лермонтовым, его отношение к творчеству Лермонтова. Вторичный отъезд за границу. Неудавшаяся попытка написать запорожскую историческую трагедию. Создание второй редакции "Тараса Бульбы". Реакционные тенденции шовинизма и монархизма в ней. "Рим" как итог раздумий Гоголя над судьбами Запада, как первое выражение назревающего в Гоголе идейного кризиса. Пророческий, выспренний тон, экзальтация как проявления внутренней борьбы, душевного смятения Гоголя. Поездка в Россию с готовой рукописью "Мертвых душ". 1 С. Т. Аксаков в своих воспоминаниях рассказывает о том впечатлении, которое произвел Гоголь на своих друзей при встрече после трехлетней разлуки: "Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладковыбритого и обстриженного (кроме хохла) франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечам; красивые усы, эспаньолка довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражалась доброта, веселость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьезное устремление к чему-то высокому... Шутки Гоголя, которые передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал, сам же он всегда шутил, не улыбаясь" 1 . Это интересное и важное свидетельство: Гоголь приехал в Россию бодрым, веселым, в нем еще не было признаков того крутого перелома в душевном состоянии, в психологии, который явственно обнаружился спустя два года, при вторичном приезде в Россию. Гоголь приехал, чтобы освежить свою злость против мерзостей крепостной России, и то, что он застал...
5. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: Памяти Гоголя Памяти Гоголя Сумма приемов изобразительных еще не составляет стиля. Сумма приемов языковых -- тоже. Не составляют его и обе эти суммы, друг с другом соединенные по способу арифметического сложения. Но в сочетании более сложном, по характеру близком к соединениям химическим, они уже образуют стиль. Стиль, следственно, можно определить как результат взаимодействия приемов изобразительных с приемами языковыми. Потому так трудно и шатко всякое исследование стиля. Мы сознаем неотложную важность таких исследований и торопимся к ним приступить, не имея достаточно установленных и разработанных методов. Самая разработка этих методов находится еще в зачаточном состоянии. Кое-что мы, однако, уже умеем различать и оценивать, хотя надо сознаться, что интуиция здесь играет слишком большую роль. С другой стороны, несомненно, что в оценке эстетических явлений вовсе без интуиции обойтись нельзя. Дело все в том, чтобы и самой интуиции поставить пределы, определив ее законные права и отмежевав области, ей неподсудные. Как бы то ни было, мы можем априорно разделить приемы на хорошие и дурные, правые и ложные. Обилие ложных...
6. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 60кб.
Часть текста: о стиле Гоголя» (1926). Существенное место занимает этот писатель и в тогдашних теоретических работах Виноградова, посвященных сказу и теории поэтической речи. В конце 20-х годов им задумывалось еще несколько больших работ: о связях Гоголя с французскими романтиками, Вальтер Скоттом, «романтически-ужасным жанром» (последние две должны были составить 2-й и 3-й выпуски «Этюдов о стиле Гоголя»), об образе автора у Гоголя (см. II, 481). Работа над Гоголем в это время связывалась у Виноградова с деятельностью группы по изучению литературных стилей 30—40-х годов при Государственном институте истории искусств, которою он руководил. Эта группа, как писалось в одном из отчетов, «сосредоточила свое внимание на изучении стиля Гоголя. В результате работы группы составился сборник трудов ее участников, приготовленный к печати». Сборник назывался «Гоголь и его эпоха». В перечне материалов значится и статья Виноградова «Гоголь и историческая действительность» (сборник не вышел). На рубеже 30-х годов предметом непосредственных занятий Виноградова стала история русского литературного языка; их результатом явилась книга «Очерки по истории русского литературного языка XVII—XIX вв.» (1934), вышедшая как учебник для высших учебных заведений; в ней есть глава о Гоголе. В этой главе в сжатом виде были изложены некоторые положения, ...
7. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 1. Размер: 124кб.
Часть текста: страстями, негодующий и уверенный в скором восходе на русском небосклоне "звезды пленительного счастья". Теперь это был зрелый поэт, охлажденный суровым опытом. Мысль поэта-изгнанника, пережившего веру в преобразования по "манию царя" и в успех самоотверженных "сеятелей", устремилась в глубь жизни, в сущность человеческих характеров и народных судеб. Богатырским напряжением духовных сил Пушкин не дал деревенской глуши сломить себя, на что, несомненно, рассчитывало царское самодержавие, насильственно разрывая его связи с культурой, с идейным и социальным движением современности. Принудительную близость с глухой деревенской Русью он превратил в идейную близость с нею, с народом русским, и это дало ему возможность подняться идейно и творчески гораздо выше современников и стать "уже воспитателем будущих поколений" (Белинский). "Евгений Онегин" (1823-1830) "Самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии",- так назвал Белинский роман "Евгений Онегин". На создание этого произведения, по подсчетам самого...
8. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: для романтизма, который в русской литературе в конце 20-х – начале 30-х гг. имел уже свои традиции. Революционная устремленность романтизма писателей-декабристов, южные поэмы Пушкина, эмоционально-патетическая проза А. Бестужева-Марлинского, романтические повести Н. Полевого знаменовали яркую струю в литературе, проникнуты были вольнолюбивыми настроениями, протестом против самодержавно-крепостнического режима. В противовес защитникам феодальных пережитков декабристы выдвинули требование национальной самобытности русской литературы, видя ее в выражении свободолюбивых начал, хранящихся в народе. В. Кюхельбекер в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824) писал: «… нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности». [67] На значение народного творчества, и прежде всего песен как плодотворного источника для писателей, указывал М. Максимович в предисловии к первому изданию «Малороссийских песен» (1827), хорошо знакомому Гоголю: «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности ; начинает сбываться желание – да создастся поэзия истинно Русская!» М. Максимович подчеркивает обращение лучших русских поэтов к народному творчеству, видя особенно полное выражение...
9. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: черствее и черствее становится жизнь; все мельчает и мелеет, и возрастает в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Все глухо, могила повсюду. Боже! Пусто и страшно становится в Твоем мире! ("Выбранные места из переписки с друзьями" Н. Гоголя, стр. 284) 1 1 Последняя книга Гоголя составляет чуть ли не самый важный вопрос нашей литературы в настоящую минуту, не только сама по себе, но и по отношению к партиям, в которых этот вопрос нашел себе различные ответы 2 . Книга эта -- "Выбранные места из переписки с друзьями" -- сделалась уже не простым литературным явлением, но делом, процессом литературным. Еще за несколько времени до появления своего в свете она возбуждала толки, еще предисловие ко второму изданию "Мертвых душ" встречено было неприязненно 3 , хотя, собственно говоря, в этом предисловии нет ничего такого, что не было прежде сказано поэтом, на что по крайней мере не было сделано им намека. Партия, встретившая неприязненно предисловие к "Мертвым душам", может быть, не заметила, что она противоречит самой себе и более еще противоречит современному значению искусства, которое, сошло с своих прежних ...
10. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: шестая. Затем наступил перерыв в два года, и седьмую главу читатель получил лишь в марте 1830 г. Восьмая появилась в январе 1832 г Наконец, в двадцатых числах марта 1833 г. «Евгений Онегин» вышел отдельным изданием, собравшим воедино публиковавшиеся на протяжении ряда лет тексты. И публикация текста частями, и то, что по ходу создания романа менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха, были в значительной мере обстоятельствами, внешними по отношению к первоначальному замыслу Пушкина. Определенные особенности романа сложились стихийно и только впоследствии были осмыслены поэтом как сознательный принцип. Однако очень скоро то, что порой появлялось случайно, сделалось осознанной конструктивной идеей. Тем более это стало справедливо для тех поколений читателей, которые знакомились с «Евгением Онегиным» уже не по отдельным выпускам и сразу же смотрели на него как на оконченный текст. В ходе растянувшейся на семь лет работы в текст романа вкрадывались противоречия и несогласованности. Так, в XXXI строфе 3-й главы Пушкин писал: Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу... (VI, 65). Но в 8-й главе письмо Татьяны находится в архиве Онегина, а не Пушкина: Та, от которой он хранит Письмо, где сердце говорит (VI, 174) 3 . Есть и более значимые противоречия. В 3-й главе о Татьяне говорится: ... И выражалася с трудом На языке своем родном... (VI, 63). А в 5-й главе — хрестоматийно известная характеристика: Татьяна (русская душою...)... (VI, 98) В программной XXIV...