Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "М"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 2003).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
682МАЙ (МАЕ, МАЯ, МАЮ, МАЕМ)
299МАЙОР (МАЙОРА, МАЙОРЫ, МАЙОРУ, МАЙОРОМ)
217МАЙСКИЙ (МАЙСКОЙ, МАЙСКАЯ, МАЙСКОЮ, МАЙСКОМ)
563МАКСИМОВИЧА, МАКСИМОВИЧ, МАКСИМОВИЧЕ (МАКСИМОВИЧЕМ, МАКСИМОВИЧУ)
378МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЕНЬКИЕ, МАЛЕНЬКУЮ, МАЛЕНЬКАЯ, МАЛЕНЬКОГО)
267МАЛОРОССИИ, МАЛОРОССИЯ (МАЛОРОССИЮ, МАЛОРОССИЕЙ, МАЛОРОССИЕЮ)
333МАЛОРОССИЙСКИЙ (МАЛОРОССИЙСКИЕ, МАЛОРОССИЙСКИХ, МАЛОРОССИЙСКОЙ, МАЛОРОССИЙСКАЯ, МАЛОРОССИЙСКОГО)
289МАЛЫЙ (МАЛОМ, МАЛОЙ, МАЛОГО, МАЛАЯ)
236МАЛЬЧИК (МАЛЬЧИКА, МАЛЬЧИКОВ, МАЛЬЧИКАМ, МАЛЬЧИКОМ)
313МАМЕНЬКА (МАМЕНЬКИ, МАМЕНЬКОЙ, МАМЕНЬКУ, МАМЕНЬКЕ)
264МАМИНЬКА, МАМИНЬКИ (МАМИНЬКЕ, МАМИНЬКОЙ, МАМИНЬКУ)
289МАНЕРА, МАНЕР (МАНЕРЕ, МАНЕРЫ, МАНЕРУ)
402МАНИЛОВ
828МАНИЛОВ (МАНИЛОВА, МАНИЛОВЫХ, МАНИЛОВЫМ, МАНИЛОВЫ)
287МАРИАННА (МАРИАННЫ, МАРИАННУ, МАРИАННЕ, МАРИАННОЙ)
308МАРИИ, МАРИЯ (МАРИЕЙ, МАРИЙ, МАРИЮ)
284МАРКИЗ, МАРКИЗА (МАРКИЗУ, МАРКИЗОМ, МАРКИЗОВ)
586МАРТ (МАРТЕ, МАРТА, МАРТЫ, МАРТУ)
671МАРЬЯ (МАРЬИ, МАРЬЕ, МАРЬЕЙ, МАРЬЮ)
249МАСКА (МАСКИ, МАСКУ, МАСКОЙ, МАСОК)
270МАССА (МАССЫ, МАССУ, МАСС, МАССЕ)
167МАСТЕР (МАСТЕРА, МАСТЕРОВ, МАСТЕРЕ, МАСТЕРОМ)
426МАТВЕЙ (МАТВЕЯ, МАТВЕЮ, МАТВЕЕМ, МАТВЕЕВ)
746МАТЕРИАЛ (МАТЕРИАЛАХ, МАТЕРИАЛОВ, МАТЕРИАЛЫ, МАТЕРИАЛА)
760МАТЕРИТЬ (МАТЕРИ)
319МАТУШКА (МАТУШКУ, МАТУШКЕ, МАТУШКИ, МАТУШКОЙ)
182МАТФЕЙ (МАТФЕЯ, МАТФЕЮ, МАТФЕЕ, МАТФЕЕМ)
1112МАТЬ (МАТЕРИ, МАТЕРЬЮ, МАТЕРЕЙ, МАТЕРЯМ)
648МАЯТЬ (МАЙ, МАЯ, МАЕТ, МАЮ, МАЕМ)
169МЕДИЦИНА (МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНОЙ, МЕДИЦИНУ, МЕДИЦИНЕ)
177МЕДИЦИНСКИЙ (МЕДИЦИНСКИХ, МЕДИЦИНСКОМ, МЕДИЦИНСКОЕ, МЕДИЦИНСКИМИ, МЕДИЦИНСКИЕ)
312МЕЛКИЙ (МЕЛКИЕ, МЕЛКИХ, МЕЛКОГО, МЕЛКИМИ)
175МЕЛОЧЬ (МЕЛОЧЕЙ, МЕЛОЧИ, МЕЛОЧАХ, МЕЛОЧАМИ)
248МЕНЬШИЙ (МЕНЬШЕ, МЕНЬШЕЙ, МЕНЬШЕГО, МЕНЬШЕМУ)
472МЕРА (МЕРЫ, МЕРУ, МЕРЕ, МЕР)
172МЕРЗОСТЬ (МЕРЗОСТИ, МЕРЗОСТЕЙ, МЕРЗОСТЯХ, МЕРЗОСТЬЮ)
235МЕРТВЕЦ (МЕРТВЕЦА, МЕРТВЕЦОВ, МЕРТВЕЦЫ, МЕРТВЕЦОМ)
2484МЕРТВЫЙ (МЕРТВЫМ, МЕРТВЫЕ, МЕРТВЫХ, МЕРТВЫМИ, МЕРТВОГО)
194МЕСТИ (МЕЛ, МЕЛИ, МЕТУТ, МЕТЕТ)
1493МЕСТО (МЕСТА, МЕСТЕ, МЕСТАХ, МЕСТАМ)
283МЕСТЬ (МЕСТИ, МЕСТЬЮ)
501МЕСЯЦ (МЕСЯЦЕВ, МЕСЯЦА, МЕСЯЦЕ, МЕСЯЦЫ)
329МЕТОДА, МЕТОД (МЕТОДОМ, МЕТОДЫ, МЕТОДАМИ)
515МЕЧТА (МЕЧТЫ, МЕЧТАХ, МЕЧТОЙ, МЕЧТУ)
187МЕШАТЬ (МЕШАЕТ, МЕШАЛО, МЕШАЛ, МЕШАЛИ)
348МЕШОК (МЕШКИ, МЕШКА, МЕШКЕ, МЕШКОВ)
166МИЛОСТИВЫЙ (МИЛОСТИВ, МИЛОСТИВЫ, МИЛОСТИВОМУ, МИЛОСТИВАЯ)
250МИЛОСТЬ (МИЛОСТИ, МИЛОСТЬЮ, МИЛОСТЕЙ, МИЛОСТЯХ)
256МИЛЫЙ (МИЛЫЕ, МИЛАЯ, МИЛО, МИЛОЕ)
221МИМ (МИМОМ)
164МИНИСТЕРСТВО (МИНИСТЕРСТВА, МИНИСТЕРСТВАХ, МИНИСТЕРСТВАМИ, МИНИСТЕРСТВУ)
306МИНИСТР (МИНИСТРА, МИНИСТРУ, МИНИСТРОМ, МИНИСТРАМИ)
712МИНУТА (МИНУТ, МИНУТЫ, МИНУТУ, МИНУТЕ)
371МИНУТЬ (МИНУТ, МИНУТЫ, МИНУТА, МИНУ, МИНУЛО)
1472МИР (МИРОМ, МИРА, МИРУ, МИРЕ)
518МИРГОРОДЕ, МИРГОРОДА, МИРГОРОД (МИРГОРОДАХ, МИРГОРОДУ)
184МИРОВАЯ (МИРОВОЙ, МИРОВОГО, МИРОВУЮ, МИРОВОЕ)
188МИРОВОЗЗРЕНИЕ (МИРОВОЗЗРЕНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕМ, МИРОВОЗЗРЕНИЮ)
250МИХАИЛ (МИХАИЛУ, МИХАИЛА, МИХАИЛОМ, МИХАИЛЕ)
295МИХАЙЛОВНА, МИХАЙЛОВНЕ, МИХАЙЛОВНЫ (МИХАЙЛОВНОЙ, МИХАЙЛОВНУ)
645МНЕНИЕ (МНЕНИЙ, МНЕНИЮ, МНЕНИЯ, МНЕНИИ)
1539МНОГОЕ (МНОГОМ, МНОГИЕ, МНОГИХ, МНОГО)
517МНОЖЕСТВО (МНОЖЕСТВА, МНОЖЕСТВОМ, МНОЖЕСТВЕ, МНОЖЕСТВУ)
180МОГИЛА (МОГИЛЫ, МОГИЛУ, МОГИЛЕ, МОГИЛ)
193МОГУЧИЙ (МОГУЧЕЕ, МОГУЧЕЙ, МОГУЧИМ, МОГУЧАЯ)
464МОЛИТВА (МОЛИТВ, МОЛИТВЕ, МОЛИТВЫ, МОЛИТВУ)
552МОЛИТЬ (МОЛИТЕ, МОЛИЛ, МОЛИТ, МОЛЮ)
187МОЛЛЕР (МОЛЛЕРА, МОЛЛЕРУ, МОЛЛЕРОМ, МОЛЛЕРЕ)
173МОЛОДЕЖЬ (МОЛОДЕЖИ, МОЛОДЕЖЬЮ)
732МОЛОДОЙ (МОЛОДЫЕ, МОЛОДЫХ, МОЛОДАЯ, МОЛОДОГО)
187МОЛОДОСТЬ (МОЛОДОСТИ, МОЛОДОСТЬЮ)
238МОЛОТЬ (МОЛИТЕ, МОЛЮ, МОЛЯ, МОЛОТ, МОЛИ)
196МОЛЧАТЬ (МОЛЧАЛ, МОЛЧА, МОЛЧИТ, МОЛЧИ)
295МОМЕНТ (МОМЕНТА, МОМЕНТЫ, МОМЕНТОВ, МОМЕНТУ)
248МОНАСТЫРЬ (МОНАСТЫРЕ, МОНАСТЫРЯ, МОНАСТЫРЮ, МОНАСТЫРЕЙ)
187МОНАХ (МОНАХИ, МОНАХОВ, МОНАХА, МОНАХОМ)
198МОНОЛОГ (МОНОЛОГА, МОНОЛОГЕ, МОНОЛОГОВ, МОНОЛОГИ)
300МОРАЛЬНЫЙ (МОРАЛЬНЫХ, МОРАЛЬНО, МОРАЛЬНОГО, МОРАЛЬНОМ, МОРАЛЬНОМУ)
401МОРЕ (МОРЯ, МОРЮ, МОРЕМ, МОРЯМ)
196МОРИТЬ (МОРЯ, МОРЮ, МОРИТ, МОРИЛИ)
213МОРСКАЯ (МОРСКОЙ, МОРСКИЕ, МОРСКИМИ, МОРСКИХ)
1237МОСКВА (МОСКВЕ, МОСКВУ, МОСКВЫ, МОСКВОЙ)
349МОСКВИТЯНИН (МОСКВИТЯНИНА, МОСКВИТЯНИНЕ, МОСКВИТЯНИНОМ, МОСКВИТЯНИНУ)
678МОСКОВСКИЙ, МОСКОВСКИЕ, МОСКОВСКОЙ, МОСКОВСКОЕ, МОСКОВСКАЯ (МОСКОВСКОГО, МОСКОВСКИХ, МОСКОВСКОМ)
460МОТИВ (МОТИВЫ, МОТИВОВ, МОТИВА, МОТИВАМ)
3579МОЧЬ (МОГЛИ, МОЖЕТ, МОГУТ, МОГ, МОГУ)
200МОШЕННИК (МОШЕННИКИ, МОШЕННИКОВ, МОШЕННИКАМИ, МОШЕННИКУ)
193МРАЧНЫЙ (МРАЧНОЕ, МРАЧНО, МРАЧНЫЕ, МРАЧНОЙ)
412МУЖ (МУЖА, МУЖУ, МУЖЕМ, МУЖЕЙ)
488МУЖИК (МУЖИКА, МУЖИКИ, МУЖИКОВ, МУЖИКУ)
224МУЖЧИНА (МУЖЧИН, МУЖЧИНЫ, МУЖЧИНУ, МУЖЧИНАХ)
277МУЗЕЙ (МУЗЕЕ, МУЗЕЯ, МУЗЕИ, МУЗЕЯМИ)
348МУЗЫКА (МУЗЫКИ, МУЗЫКЕ, МУЗЫКУ, МУЗЫКОЮ)
175МУЗЫКАЛЬНЫЙ (МУЗЫКАЛЬНОЕ, МУЗЫКАЛЬНОМ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ, МУЗЫКАЛЬНАЯ)
183МУРА (МУР, МУРЕ, МУРУ, МУРЫ)
247МУРАЗОВ (МУРАЗОВА, МУРАЗОВЫМ, МУРАЗОВУ, МУРАЗОВЕ)
181МУХА (МУХИ, МУХ, МУХУ, МУХАМИ)
611МЫСЛИТЬ (МЫСЛИ, МЫСЛИТ, МЫСЛИЛ, МЫСЛЯТ)
1317МЫСЛЬ (МЫСЛЯХ, МЫСЛЬЮ, МЫСЛЕЙ, МЫСЛИ)
343МЫТЬ (МОЮ, МОЯ, МОЕТ, МЫЛА, МЫЛО)

Несколько случайно найденных страниц

по слову МОЛЛЮСК (МОЛЛЮСКАМ, МОЛЛЮСКА, МОЛЛЮСКОВ)

1. Степанов Н.Л.: Гоголь (Жизнь замечательных людей). Глава четвертая. Петербург. Невский проспект
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: перед вами на улице для того, чтобы смерить снисходительным взглядом ваши сапоги, сюртук, шляпу, а затем долго смотрят вслед. Перед ним бойко трусил по тротуару молодой человек с личиком, которое можно было бы упрятать в дамский ридикюль. Его новенький сюртучок обвис от моросящего дождя, но он, приятно наклоняя свой гибкий стан, заглядывал под шляпки встречавшихся на пути дам. За молодым человеком следовала какая-то чиновная крыса в виц-мундире с крестиком, выпучив зеленые, как его воротничок, глаза на полные, трясущиеся, как бланманже, выпуклости ног пышной дамы, которая приподняла свыше всякой меры подол нарядного платья. Навстречу попался и бородатый купец в синем сюртуке с талией у самой шеи, под руку со своей дородной супругой, неуклюже держа над нею зонтик. Эта огромная масса мяса, обернутая в капот и чепчик, напоминала скорее огромного моллюска, чем позвоночное существо. Гоголь свернул с Невского проспекта и, проходя мимо незанавешенного окна одного из домов, нечаянно заглянул в него. В глубине узкой, тускло освещенной комнаты неподвижно сидел бледный молодой человек с вьющимися белокурыми волосами. Его лицо выражало страдание, он задумчиво смотрел перед собой, словно не решаясь пошевелиться. На стенах висели какие-то картины, в углу темнел мольберт. "Наверное, бедняк художник", - подумал Гоголь. Ему показалось, что судьба этого молодого человека, вероятно приехавшего в сырую холодную столицу в жажде славы из какой-нибудь дальней стороны, напоминает его собственную судьбу. Ведь он так же одинок, как этот молодой художник. За годы, проведенные в Петербурге, ему пришлось столкнуться с горькой нуждой, унижениями, завистью, изведать много горя и недоброжелательства. Взобравшись на свой четвертый этаж по узкой полутемной лестнице, Гоголь долго не мог отделаться от впечатлений этого...
2. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 7
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: тетушке» связана с теми бытовыми, полными едкого юмора зарисовками, которые Гоголь дает в остальных повестях «Вечеров», подсмеиваясь над кичливым «головой» в «Майской ночи», над Чубом или Солохой в «Ночи перед рождеством». Но в повести о Шпоньке представлены уже не отдельные бытовые штрихи, а передано типическое воплощение существенных сторон жизни. Повесть о Шпоньке не одинока в кругу тех произведений, которые создавал Гоголь в начале 30-х годов, в период работы над «Вечерами». До нас дошли две главы из «малороссийской повести» «Страшный кабан» – «Учитель» и «Успех посольства», в которых правдивые и точные зарисовки украинского поместного быта «зажиточных панков» перекликаются с повестью о Шпоньке. Особенно удался Гоголю портрет домашнего учителя из семинаристов, обладателя громоподобного баса и великолепного синего сюртука с костяными пуговицами. Нравы глухого поместья показаны с реалистической уверенностью и конкретностью бытовых подробностей. Уже характеристика познаний и талантов учителя рисует типический образ этого провинциального «педагога»: «Почтенный педагог имел необъятные для простолюдина сведения, из которых иные держал под секретом, как то: составление лекарства против...
3. А. Воронский. Гоголь. Пути и перепутья
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: как на плод отдохновения. Их успех тоже не убедил его окончательно в настоящем его призвании. Поэтому он продолжает преподавать в Патриотическом институте. Правда, рвения он не обнаруживает; в связи с его поездкой летом к себе на родину Плетнев жалуется Жуковскому: "Кстати, о чадах Малороссии: Гоголь нынешним летом ездил на родину. Вы помните, что он в службе и обязан о себе давать отчет. Как же он поступил? Четыре месяца не было про него ни слуху, ни духу. Оригинал!". (1832 год, 8 декабря.) "Чадо Малороссии" занят растроенным имением; сожалеет, что помещики кругом разоряются и входят в неоплатыне долги. "Начинает понимать, - пишет он Дмитриеву, - что пора приниматься за мануфактуры и фабрики; капиталов нет, счастливая мысль дремлет, наконец умирает". Озабоченный воспитанием малолетних сестер, Гоголь решает взять их для помещения в институт. Неизменно внимательный к родным, он справляется о житье и здоровье даже дальних родственников, дает советы, указания. К матери он по особому чуток и нежен, очень аккуратен в переписке, беспокоится, если из Васильевки долго не получает вестей. Нет мелочей в семейной жизни, которые не занимали бы его: он заказывает ботинки, посылает чулки, следит за свадьбой сестры, напоминает о бережливости; зная, что мать суеверна, мнительна, он успокаивает ее. В его любви к матери есть нечто трогательное и несомненно - объясняется она не одними практическими соображениями. Несмотря на обширный круг знакомых, Гоголь внутренно один. Близко сходиться с женщинами он уже тогда избегал. Анненков отмечает, что Гоголь вел трезвую целомудренную жизнь; удавалось это ему - по его словам - в напряженной борьбе с собой. В одном из писем к А. Данилевскому, влюбленному тогда, Гоголь писал: "Очень понимаю и чувствую состояние души твоей,...
4. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 1. Размер: 104кб.
Часть текста: правда, в высшей степени ценное — замечание встречаем у Чернышевского. Юбилейная литература 1902—1909 гг., в сущности, не внесла ничего нового в понимание комедии. Появившиеся же в советские годы книги о „Женитьбе“, 1 ставя себе специальные задания — дать режиссерский комментарий к комедии или выяснить ее сценическую историю, не могли, естественно, затронуть всех связанных с нею вопросов. Поэтому, несмотря на наличие большого фактического материала и множества ценных, но разрозненных наблюдений, — мы далеки еще от ясного представления о стилевом облике пьесы. Место ее в творческом процессе Гоголя, идейная сущность и художественные способы, наконец связи с современной Гоголю и предшествовавшей литературой, ориентированность на определенные моменты в развитии русского театра, даже самая степень этой ориентированности — все это требует или определения или уточнения. 1 Внешняя „биография“ „Женитьбы“ была написана еще Н. С. Тихонравовым, дополнена В. Шенроком 2 и В. Каллашем резюмирована так: „В 1833 г. Николай Васильевич работает над сюжетом, «которым бы и квартальный не мог обидеться» — «Женитьбой». Ряд переделок 1834—1835 и 1838—1840 гг. привел к...
5. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава четвертая. Сравнение
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: параллелизма, сопутствующего повтору, к установке аналогии: параллелизм до осознания коренящейся в нем аналогии — таков: «блеснул день, но не солнечный: небо хмурилось, и тонкий дождь сеялся на поля, на леса, на широкий Днепр. Проснулась пани Катерина, но не радостна: очи заплаканы, и вся она смутна и беспокойна» (СМ). В повторе форм, строящих фразы, и знаков препинания — строжайший параллелизм: пары фраз начинаются с глагола и существительного; далее — запятая; и — союз «но» с прилагательным; две точки и — слова, раскрывающие фразы: « блеснул » — « проснулась », « день » — « Катерина »; день — « не солнечный »; Катерина — « не радостна »; « дождь сеялся » — « очи заплаканы »; сеялся — « на поля , на леса », на все; « вся она » — неспокойна; в параллелизм вкоренен ряд сравненьиц: блеснул, как проснулась; « нерадостна , как бессолнечность »; « слезы , как дождь » и т. д.; вынося « как — так » за скобки, можем сказать: «как блеснувший, не солнечный день, когда небо хмурится и тонкий дождь сеется на поля и леса, — так ...