Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Манн Ю. В.: Гоголь
Входимость: 1. Размер: 68кб.
2. Мельгунов Н. А. - Языкову Н. М., 12 июля 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
3. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть III. Глава I. Квадратура круга
Входимость: 1. Размер: 134кб.
4. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 75кб.
5. Авенариус В.П.: Гоголь-гимназист (биографическая повесть). Глава третья. У Юпитера-громовержца
Входимость: 1. Размер: 25кб.
6. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CXI
Входимость: 1. Размер: 19кб.
7. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
8. Исторические афоризмы Михайла Погодина (черновики)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
9. Мережковский Д. С.: Гоголь. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 157кб.
10. Перцов П. П.: Литературные афоризмы
Входимость: 1. Размер: 75кб.
11. Манн Ю. В.: Гоголь (История всемирной литературы в 9 томах. - 1989 г.)
Входимость: 1. Размер: 67кб.
12. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 48кб.
13. Белинский В.Г. - Из статей и писем
Входимость: 1. Размер: 60кб.
14. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Библиографическое известие
Входимость: 1. Размер: 9кб.
15. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 1. Размер: 53кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Манн Ю. В.: Гоголь
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: творческие устремления молодого писателя. С одной стороны, мир поэмы - это типично идиллический мир («идиллия в картинах» - ее жанровое обозначение), ограниченный двумя деревнями (действие происходит в Германии); мир несложных чувств, простых радостей, естественного общения с природой; мир, обрисованный в традициях знаменитой идиллии И. Фосса «Луиза», с переводом которой Гоголь, видимо, был знаком. С другой стороны, в облике главного персонажа, Ганца, не только уже концентрировался сложный комплекс настроений молодого мечтателя-романтика, что противоречило идиллическому миру, но эти настроения выливались в определенный волевой шаг - бегство из родной среды, романтическое путешествие в Грецию и, по-видимому, на Восток, - приводили к глубокому, выстраданному разочарованию в современной цивилизации (тут поэма обнаруживала широкий спектр влияний романтических образцов, от Жуковского до Томаса Мура и Байрона). Заострение же этого чувства в духе вражды к обывателям предвосхищало уже зрелое творчество Гоголя, и недаром в строках поэмы: «Безжалостно и беспощадно // Пред ним захлопнули вы дверь, // Сыны существенности жалкой, // Дверь в тихий мир мечтаний, жаркой!» - недаром в этих строках впервые у Гоголя давалась формула разлада «мечтаний» и «существенности»,...
2. Мельгунов Н. А. - Языкову Н. М., 12 июля 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Мельгунов Н. А. - Языкову Н. М., 12 июля 1841 г. 52. Н. А. МЕЛЬГУНОВ — Н. М. ЯЗЫКОВУ 12 июля 1841. Вена ... Кстати о Риме: там был недавно <Н. И.> Надеждин, который Вам усердно кланяется, — и видел Гоголя. С чего, как бы Вы думали, начал этот свой разговор с экс-профессором-журналистом? «Каков урожай в России, и высоки ли цены на хлеб?» — У Надеждина так и опустились руки. — Его 1 еще здесь нет; он странствует с Княжевичем по Далмации, хе, и воротится сюда недели через две ... Примечания Автограф. ИРЛИ. Фонд Языковых (19. 4. 67. — Яз. I. 28). 1 Мельгунов имел здесь, конечно, в виду Н. И. Надеждина, о котором см. ниже, в примеч. к письму № 91. Это письмо явилось поводом для забавного qui pro quo: Н. М. Языков поспешил сообщить своим родным в Россию: «Мельгунов < ... > пишет мне, что Гоголь опять был в Риме, теперь ездит по Далмации вместе с Княжевичем и скоро будет в Вену» (ИРЛИ, 19. 4. 22. — Яз. I. 22). В. И. Шенрок, на основании этих слов, отметил в биографии Языкова: «Этот факт о пребывании Гоголя в Далмации не был известен до сих пор» («Вестник Европы», 1897, № 12, стр. 623). Упоминание о Гоголе имеется в письме Н. М. Языкова к родным от 26 сентября 1841 г. из Ганау: «Гоголь в первый раз в Дрездене; стыдно ему будет не видеть Мадонны» (неизд. — ИРЛИ, 19. 4. 24. — Яз. I. 29).
3. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть III. Глава I. Квадратура круга
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: Часть III. Глава I. Квадратура круга Часть III Глава I. Квадратура круга Приехав в Берлин 8 июня 1842 года (20 июня 1842 года по григорианскому календарю), Гоголь сначала предполагал продолжать свой путь до Дюссельдорфа, где уединенно жил Жуковский, став отцом семейства, со своей молодой женой и новорожденной дочкой. Но говорили, что у госпожи Жуковской были больные нервы и скорее всего супруги поехали на какой-нибудь курорт с минеральными водами. Сидя в своей комнате в гостинице, Гоголь изучал карту и пугался, как далеко ему придется ехать до Дюссельдорфа. Опасаясь отправляться в такое путешествие зазря, он предпочел послать поэту экземпляр «Мертвых душ» и сопроводил его одним из своих полускромных-полугорделивых писем: «С каждым днем и часом, – писал он, – становится светлей и торжественней в душе моей, что не без цели и значенья были мои поездки, удаленья и отлученья от мира, что совершалось незримо в них воспитанье души моей. Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и только тогда я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования… Посылаю вам „Мертвые души“. Это первая часть… В сравнении с другими, имеющими последовать ей частями, все мне кажется похожею на приделанное губернским архитектором наскоро крыльцо к дворцу, который задуман строиться в колоссальных размерах… Ради Бога, сообщите мне ваши замечания. Будьте строги и неумолимы как можно больше. Вы знаете сами, как мне это нужно… Не читайте без карандаша и бумажки, и тут же на маленьких бумажных лоскутках пишите свои замечанья; потом по прочтении каждой...
4. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: фантастичны «Портрет», «Нос», да и «Шинель» с ее концовкой о привидении Акакия Акакиевича, срывающем шинели (этот фантастический мотив едва ли не лежал в самой основе замысла Гоголя: самый первый черновой набросок повести назывался «Повесть о чиновнике, крадущем шинели», то есть именно фантастическую тему выдвигал как определяющую). Но и остальные две повести, «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», не лишены налета своеобразной фантастики, некоего бреда, где запросто происходят вещи, как будто бы совершенно необыкновенные; при этом бред и фантастика этих повестей – совсем того же характера, колорита и смысла, что и в других, в открытую «нереальных». В самом деле, всмотримся в изображение города в «Невском проспекте», и мы увидим странные гиперболы и изломы: «мириады карет валятся с мостов» – мириады , да еще валятся ; или: «Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу…» и т. д.; и совсем невероятные утверждения вроде того, что в этом городе только служащие в иностранной коллегии носят черные бакенбарды, другие же все должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие, что уже совсем фантастично, не менее, чем нос, гуляющий по улицам того же самого города. К тому же, повесть пронизана бредом Пискарева, его болезненными видениями, снами, и без опиума и с опиумом. Да и без снов вся история художника Пискарева дана в тонах нереального видения, – например: «Нет, это уже не мечта! боже, сколько счастия в один миг! такая чудесная жизнь в двух минутах! Но не во сне ли это все ?.. » и т. д. Пожалуй, еще очевиднее элемент фантастического в «Записках сумасшедшего», так как здесь он образует уже не детали или...
5. Авенариус В.П.: Гоголь-гимназист (биографическая повесть). Глава третья. У Юпитера-громовержца
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: и табельным дням избранные из гимназистов-пансионеров, не имевших в городе родных, поочередно, партиями человек в пять-шесть, обедали и проводили вечер у Ивана Семеновича, который дома у себя обходился с ними не как начальник, а как любезный хозяин. Гоголь попал в число этих избранных не столько, конечно, из-за своих собственных заслуг, сколько благодаря доброму расположению Орлая к его родителям. У Ивана Семеновича было шесть человек детей; но из трех сыновей двое старших служили уже в уланах и находились при своих полках. Один десятилетний Мишенька, с осени надевший гимназическую форму, находился еще в родительском доме, также как и его три сестрицы. Младшая из них, Лизонька, и подала на этот раз повод к семейному торжеству: ей исполнилось тринадцать лет. Ровно в половине пятого приступили к закуске, а затем разместились чинным порядком за столом, который, по случаю большого числа гостей, пришлось накрывать в зале. Весь учебно-воспитательный персонал гимназии оказался налицо. Одни были во фраках, другие, за неимением таковых, - в вицмундирах, но все в белых галстуках, орденские кавалеры и при орденах. Воспитанники точно так же обменяли свои будничные серые сюртучки на нарядные синие мундирчики с черными бархатными воротничками. Мишенька Орлай собрал около себя чуть не дюжину своих маленьких сверстников. Гоголь был единственным из пятого класса и имел по одну руку от себя двух "студентов" - семиклассников Бороздина и Редкина, а по другую - четвероклассника Кукольника и третьеклассника Базили. Бороздин хотя по-христиански и отпустил своему должнику - Яновскому - его грех, но теперь словно и не замечал его присутствия: обернувшись к своему соседу - однокласснику Редкину, - он чуть не с...
6. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CXI
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: произведенному ею невыгодному впечатленiю. Прежде всего, крайне непрiятно видеть, какъ, призванъ все европейское вреднымъ, Гоголь, не останавливаясь на полдороге, готовъ былъ возвести въ апофеозъ установившiяся формы русскаго быта вплоть до крепостныхъ порядковъ. Затемъ, только-что онъ начиналъ отъ отвлеченной проповеди переходить къ указанiямъ более практическимъ и близкимъ къ жизни, какъ тотчасъ же обнаруживалась вся несостоятельность его мечтанiй: вместо живого, огненнаго слова человека, облеченнаго особымъ призванiемъ свыше, слышались советы слишкомъ избитые, жалкiе и совсемъ не идеальные. Всего лучше можно видеть, какая неизмеримая бездна отделяла добрыя желанiя Гоголя отъ ихъ исполненiя, конечно, на статье „Русскiй помещикъ“. Не такъ легко „глаголомъ жечь сердца людей“, какъ легко это советовать, и какъ бы въ насмешку надъ добрымъ намеренiемъ автора, съ языка его сорвались здесь слова, выдающiя его собственную неумелость въ томъ, чему онъ хочетъ показать примеръ: вместо слова, идущаго къ сердцу, авторъ рекомендуетъ здесь нечто иное, или, лучше сказать, начавъ за здравiе, онъ нечаянно свелъ за упокой: „Умей пронять мужика хорошенько словомъ; ты же на меткiя слова мастеръ. Ругни его при всемъ народе, но такъ, чтобы тутъ же осмеялъ его весь народъ“. Крайности сходятся — и вотъ отъ самаго идеальнаго намеренiя потрясти чувства горячимъ словомъ убежденiя, вдохновенной речью, идущей прямо изъ сердца,...
7. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: мифологии и культуры, колыбель и источник которой, разумеется и прежде всего, древняя Греция. Среди этих достопамятных писателей-художников, а не беллетристов, особое место принадлежит Н. В. Гоголю. Ахиллесова пята, если не болезнь, современного литературоведения и лингвистического структурализма, я полагаю, в том, что зачастую та или иная внешне эффектная «концепция» изобретается вне внимательного прочтения, а значит и понимания, самого художественного текста, тогда как, в моем представлении, она должна не предварять, а резюмировать. Вовсе несложно изобрести некий «концепт», а затем, при соответствующем умении и сноровке, подогнать под него «поэтику». И совсем иное дело, когда «концепция» сама по себе, естественно рождается и проистекает из художественной ткани конкретного произведения. Читанный-перечитанный нами «Невский проспект», по моему мнению — не только самое романтическое и символистское, но и, наряду со «Старосветскими помещиками», самое мифопоэтическое, трагикомическое создание Гоголя. Жанр трагикомедии как таковой не только редко представлен в мировой литературе, но и мало изучен. Элементы комического в трагедии или драме — не редкость. Достаточно вспомнить беседу могильщиков в «Гамлете», бурлескный монолог Меркуцио о королеве Мэб по дороге на бал в дом семейства Капулетти или образы странницы Феклуши и провинциального актера Аркадия Счастливцева (Робинзона) в «Грозе» и «Бесприданнице» А. Н. Островского. Лишь в конце XIX в. А. П. Чехов в связи с новаторской поэтикой комедии «Чайка» так обосновал правомерность и смысл своих художественных исканий: «Нужны новые формы <...> Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано — глубокое с мелким, величавое с...
8. Исторические афоризмы Михайла Погодина (черновики)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: МИХАИЛА ПОГОДИНА. ЧЕРНОВАЯ РЕДАКЦИЯ Г-н Погодин во многих отношениях есть лицо замечательное в нашей литературе. Он как-то уединенно стоит среди писателей нашего <века>, не привлекая за собою полки приверженцев, не становясь предметом жарких прений pro и contra. Но из всех, посвятивших себя истории, он в последнее десятилетие более других должен остановить <на> себе внимание. Издавая Московский вестник, он сказал первый, еще в 1827 году, что история < ... > У нас он первый сказал это и то сильное ударение, которое он поставил на этой мысли, показывает, что в душе его жило стремление к настоящему значению истории. Но никогда мыслей своих, очевидно рожденных глубоким размышлением, не развивал он во всем пространстве, не изложил [с] текучею увлекательностью красноречия. Эти мысли выражались у него отрывисто, шероховато и потому они оставались незаметны, не оценены по достоинствам и лишенные пластического художественного изложения не привлекли светского мнения и приверженцев. Он трудился довольно и в трудах его видна любовь к науке. В критике своей он показал довольно ума, но притом и младенческое познание света и людей. В его критических статьях дышит умеренность, что для полного, твердого историка необходимо. Он издал по частям многие замечательные сочинения. Вот реестр их... В них можно заметить отсутствие и строгой последовательности и обдуманного пла<на>, но везде есть мысли мыслящего человека. В изданных им ныне афоризмах или отдельных мыслях и замечаниях хотя выражены мнения его об истории... эти мысли помещены без всякого порядка, многие являются очень небрежно, без всяких пояснений, так что...
9. Мережковский Д. С.: Гоголь. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 157кб.
Часть текста: к "осязаемой существенности" -- начало плотское, языческое или опять-таки кажущееся доныне, в противоположность христианству, "языческим". Предвидел ли Гоголь, что, определяя Пушкина, он и самого себя определял, что и он явился из этих же самых "двух начал"? "Никогда не чувствовал себя погруженным в такое спокойное блаженство. О, Рим, Рим! О, Италия! Что за небо!.. Что за воздух!.. Пью -- не напьюсь, гляжу -- не нагляжусь... Никогда я не был так весел, так доволен жизнью". Друзья Гоголя рассказывают, как на вилле Волконской, упиравшейся стеной в старый римский акведук, который служил ей террасой, "он ложился спиной на аркаду и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую Кампанью, оставаясь недвижимым целые часы, с воспаленными щеками". -- "Италия! Она моя!.. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр --- все это мне снилось. Я проснулся опять на родине". Одно из писем помечает он, вместо христианского летосчисления, древнеримским: "год 2588 от основания Города", как будто на одно мгновение...
10. Перцов П. П.: Литературные афоризмы
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: П. П.: Литературные афоризмы Литературные афоризмы Петр Петрович Перцов родился 4 июня 1868 г. в Казани. Перцовы -- старинная дворянская фамилия. Хорошо и подробно о роде Перцовых сказано в "Воспоминаниях" П. Н. Перцова (двоюродного брата П. П. Перцова) {ЦГАЛИ, ф. 1796, оп. 1, ед. хр. 296--298.}. В 1887 г. по окончании курса 2-й Казанской гимназии Перцов поступил в Казанский университет на юридический факультет. Литературную деятельность начал в 1890 г. в столичных газетах "Неделя" и "Новости". Затем стал сотрудничать и в местной печати -- в газетах "Волжский Вестник" и "Казанский Биржевой Листок", фактическим редактором которого был А. И. Иванчин-Писарев, публицист-народник, познакомивший Перцова с Н. К. Михайловским. В 1892 г. после окончания университета Перцов приехал в Петербург и начал работать в журнале "Русское Богатство"; ему было поручено вести библиографический отдел. Сотрудничество с Михайловским продолжалось недолго, весной 1893 г. Перцов возвращается...