Поиск по творчеству и критике
Cлово "MACHINA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Троцкий Л. Д.: Н. В. Гоголь
Входимость: 3. Размер: 45кб.
2. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
3. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава десятая. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца
Входимость: 2. Размер: 20кб.
4. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава вторая. Два поворота серебряного ключа в "Ревизоре". Страница 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
5. Шамбинаго С.: Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь) - старая орфография. Изображение любви у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 58кб.
6. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
7. Гиппиус В.: Гоголь. IV. История
Входимость: 1. Размер: 40кб.
8. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
9. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Ревизор мертвых душ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
10. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Сюжет как автор
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Троцкий Л. Д.: Н. В. Гоголь
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: и получить официальное, утвержденное кем следует, посвящение в "отцы реальной школы", -- теперь писать о Гоголе в беглом фельетоне значит делать автора "Мертвых душ" безответной жертвой нескольких общих мест и банально-панегирических фраз. О Гоголе в настоящее время нужно писать книги или ничего не писать. В представлении каждого среднего русского читателя к имени Гоголя присосался некоторый цикл понятий и суждений: "великий писатель", "родоначальник реализма", "несравненный юморист", "смех сквозь слезы"... -- так что стоит назвать имя Гоголя, чтобы оно явилось в сознании, окруженное немногочисленной, но верной свитой этих определений. Поэтому газетная юбилейная статья скажет читателю, пожалуй, не более чем голое имя писателя, которому она посвящена. К чему же и писать ее? -- спросит читатель. На это можно дать несколько ответов. Во-первых, как не помянуть, хотя бы и банальными речами, великого писателя -- сегодня, когда его произведения становятся свободным достоянием общества? Во-вторых... точно ли читатель сохранил в памяти те три-четыре ярлыка, при помощи которых школа ознакомила его с Гоголем? И, в-третьих, если в сутолоке жизни читатель и не растерял этих сакраментальных эпитетов, то помнит ли он, что они означают? Будят ли они какое-нибудь эхо в его душе?.. Не опустошила и не обездушила ли их вконец наша школа?.. И если так, то не попытаться ли хоть сколько-нибудь оживить их? Конечно, со стороны читателя лучшей данью памяти ...
2. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: наук" 1 . Открытие гимназии, однако, по некоторым обстоятельствам затянулось до 1820 года, и основатель ее граф Илья Андреевич так и не дожил до этого радостного для него события, скончавшись еще за пять лет перед тем, в 1815 году. Сыновей после него не осталось, и почетным попечителем вновь открытого заведения был назначен сын второй дочери основателя, двадцатилетний граф Александр Григорьевич Кушелев, который, с высочайшего разрешения, к своей родовой фамилии присоединил прекратившуюся в мужском поколении фамилию Безбородко. Восемнадцати лет удостоенный степени доктора этико-политических наук Московского университета, молодой граф успел уже затем побывать за границей по дипломатическому поручению, а по возвращении в Петербург пожалованный в камергеры Высочайшего Двора, в сентябре 1820 года прибыл в Нежин, чтобы лично открыть новую гимназию. В последующие три года он аккуратно наезжал туда для присутствования на переходных экзаменах опекаемых им воспитанников. С 1824 же года, когда он был прикомандирован к нашей миссии во Франкфурте-на-Майне и почти безвыездно проживал за границей, ему было уже не до своих нежинцев. Поэтому внезапный приезд его после трехлетнего отсутствия, накануне публичного экзамена, был для всех совершенною неожиданностью. Остановился граф Александр Григорьевич, как всегда, в своих собственных покоях, занимавших целую половину нижнего этажа лицевого корпуса гимназического здания. В недавнее еще время (летом 1895 года) пишущий настоящие строки имел случай лично заглянуть в эти "графские" покои....
3. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава десятая. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца Глава десятая НРАВООПИСАТЕЛЬНЫЙ БЛИН И ПОСЛЕДНИЕ ПЕРУНЫ ГРОМОВЕРЖЦА Подходил май месяц. В воздухе совсем потеплело, и городские сады быстро позеленели. Разогрелась вновь, распустилась свежими почками и застывшая было за зиму дружба между Высоцким и Гоголем, разделенными в своих учебных занятиях пространством целых двух лет. Но первый из них не сегодня-завтра должен был уже сделаться вольным казаком и укатить в Петербург, а последнему предстояло еще два школьных века тянуть прежнюю лямку. Тут каждый день, каждый миг был дорог. И Высоцкий отправился опять отыскивать своего юного друга. Нашел он его, как не раз прежде, в гимназическом саду на старой липе, где наш журналист и поэт, полускрытый в зеленых ветвях, с карандашом в одной руке, с тетрадкой в другой, беседовал со своей непослушной музой. - Это кто там: птица или ты, Яновский? - Птица певчая. - Ворона у зоологов тоже птица певчая. Слезай-ка вниз, человеком быть все-таки как будто приличней. - А коли соловьем защелкаю? - Как же, дожидайся! Разве что воробышком зачирикаешь. Но воробьев по огородам не искать-стать. Слезай, говорят тебе. Меж людьми потолкаемся. Пришлось подчиниться, сделаться опять человеком. - Скоро мы надолго расстанемся с тобою, Герасим Иванович, быть может, даже навсегда, - заговорил Гоголь каким-то сдавленным голосом и не подымая глаз на приятеля, когда они завернули за ворота в сторону города. - Скажи-ка по чистой совести: ты в самом деле сомневаешься, что из меня выйдет порядочный поэт? - По чистой совести, не токмо сомневаюсь, но твердо уверен, что не выйдет, - был беспощадный ответ. - У тебя, брат, нет для ...
4. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава вторая. Два поворота серебряного ключа в "Ревизоре". Страница 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: которые автор ей намечал, предлагая и так и эдак понимать свое вздорное детище, но в глубине души не зная, как с ним быть и куда его деть. Как бы Гоголь ни напрягался в позднейших осмыслениях, он не мог дать ему ход, объяснить, уважить, он был оскорблен и, если угодно, оболган своим творением. Точно оно существовало вопреки всему, что он в нем написал, и не давалось в руки, сколько он ни ставил рогаток. (Не радуйтесь: оно изменит и вам. Оно всем изменит. И уйдет, изменяясь, на века и века жить по собственной легкомысленной воле...) Положа руку на сердце, я не знаю, кто раньше пришел - "Ревизор" или Гоголь. Сдается - пришел "Ревизор" и выдумал в подсобники Гоголя... Смех в "Ревизоре" взят в каком-то всеобъемлющем качестве, в сиянии своей славы. Весьма популярная и актуальная пьеска. А присмотреться - в ней как будто проскакивает что-то от древней мистерии, от какого-то ритуала, где сакральная жертва смыкается с безграничной стихией комического. Голубая кровь (неба) и само исчадие смеха... В искусстве с древнейших времен, замечено, сюжетообразующими, структурными формами становятся роли и положения, пришедшие в странное противоречие с испытанным укладом жизни, но не самый этот уклад. То есть искусство подбирает у жизни не общие правила, а нарушения правил и начинается с выведения быта из состояния...
5. Шамбинаго С.: Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь) - старая орфография. Изображение любви у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: и сталъ горько жаловаться на коварство возлюбленной, то проклятiя, которыми осыпалъ онъ ее, поразили мудреца. И Платонъ спросилъ юношу: «Умеешь ли ты любить, Телеклесъ?». Удивляться пришла очередь «мятежному» юноше: Умеетъ ли онъ любить? Онъ, когда въ немъ кипитъ не кровь, а острое пламя, когда все мысли, вся душа его звучитъ любовью, когда его речи — буря, а дыханiе — огонь... «Бедный юноша! Вотъ что люди называютъ любовью!» И Платону пришлось съ грустью признать у людей наличность не любви, а эгоистической страсти. Последняя можетъ лишь «испепелить женщину». Возбуждать одну бурную, огневую страсть — печальная участь для того «кроткаго существа, въ которомъ боги захотели отразить красоту, подарить мiру благо и въ немъ показать свое присутствiе на земле». Гоголю было двадцать два года, когда онъ поставилъ на разрешенiе дилемму любви. Устами Платона онъ далъ отповедь современному ему культу науки страсти нежной. Романтическая любовь понималась одинаково и своеобразно. Пылкая страсть исчезала безследно при первомъ недоразуменiи, размолвке. Не было ни пониманiя другъ друга, ни альтруизма. Кроткiй любовникъ быстро превращался въ слепого ревнивца. Для подозренiя достаточно было пустого или фиктивнаго повода, и соперникъ долженъ былъ ожидать мести. Герой юношеской драмы Лермонтова — Юрiй вызываетъ своего друга Заруцкаго на дуэль только потому, что съ нимъ заговорила его возлюбленная. Заруцкiй недоумеваетъ, пробуетъ разъяснить дело изложенiемъ сути простого разговора, но Юрiй не слышитъ. Онъ уже разразился потокомъ укоровъ: «Не говори, не оправдывай ее, она черна, какъ сажа... Не эта ли девушка клялась въ любви на груди моей, не здесь ли хранится ея клятва? Я преклонялъ мои колени, какъ передъ ангеломъ, ангеломъ невинности... Ты, грудь моя, пускай въ тебе дымится мщенье!» Не разбирая дела, въ «негодованiи ревнивомъ» Ленскiй вызвалъ на дуэль...
6. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть) Несколько слов вместо предисловия Глава 1. Плющ и дубок Глава 2. Как дебютировал новый глава дома Глава 3. Экскурсия в Константинополь Глава 4. Как спасся Базили? Глава 5. Казус Базили - Андрущенко Глава 6. Нежинская муза пробуждается Глава 7. Библиотекарь и альманашник Глава 8. Расцвет и разгром "эрмитажа" Глава 9. Юпитер плачет Глава 10. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца Глава 11. Deus ex machina Глава 12. "Ныне отпущаеши раба Твоего"... Глава 13. Тень Пушкина тревожит нежинских парнасцев Глава 14. Захандрил Глава 15. Около сцены, на сцене и за кулисами Глава 16. Переиграл Глава 17. Нашествие готов Глава 18. Нашествие гуннов Глава 19. Куколка начинает превращаться в мотылька Глава 20. Застольные разговоры Глава 21. Опять изучение нравов Глава 22. Две будущие знаменитости инкогнито ближе знакомятся друг с другом Глава 23. Дядя Петр Петрович Глава 24. В летней резиденции "кибинцского царька" Глава 25. "Таинственный Карло" оправдывает свое прозвище Глава 26....
7. Гиппиус В.: Гоголь. IV. История
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: кабана», «Мысли о преподавании географии», «Женщину» и первую часть «Вечеров». В 1832 году — учительствует, летом ездит на родину, в Москве знакомится с Погодиным, Максимовичем, Аксаковым, Щепкиным; печатает вторую часть «Вечеров». В 1833 году продолжает учительствовать; к концу года мечтает получить кафедру в Киеве; сближается с Одоевским; не печатает ничего. В 1834 году еще продолжает учительствовать, с июля получает кафедру истории в Петербурге, замышляет историю Малороссии и печатает исторические статьи и повесть об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. В 1835 году профессорствует до самого конца года, в начале года печатает «Арабески» и «Миргород» и замышляет историю средних веков. Вот беглый обзор самых заметных внешних событий этого пятилетия жизни Гоголя. Многое определялось, конечно, случайностью, но надежда на осуществление своего призвания не была забыта, только теперь это уже не государственная служба и еще не писательство. Связывались ли эти надежды с учительской работой? Прямого ответа нет; косвенные — в словах Плетнева Пушкину о страсти Гоголя к педагогике: в примечании к статье о географии («Литер. газ.» 1831. № 1), где сказано — еще до назначения в институт, — что автор «совершенно посвятил себя юным питомцам своим»;...
8. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: в виду классический роман XIX в., оставляя в стороне как более ранние, так и более поздние формы этого жанра) связано с рядом трудностей. Роман представляется столь живым, многообразным и текучим явлением, он настолько связан с изменчивыми формами злободневной реальности, что опыты типологического изучения произведений этого жанра могут показаться заранее обреченными на неудачу. Естественным представляется вывод: сколько крупных художественных произведений в жанре романа, столько и различных сюжетов. Такое представление имеет тем большее основание, что авторы XIX в. сознательно стремятся к неповторимости своих сюжетов. Известная распря Гончарова и Тургенева наглядно свидетельствует, какие болезненные переживания вызывало даже отдаленное сходство романных сюжетов. Введенное M. M. Бахтиным понятие хронотопа 1 существенно продвинуло изучение жанровой типологии романа. Тем более заметны неудачи применения к роману сюжетной модели, разработанной В. Я. Проппом для волшебной сказки. Все опыты расширительного толкования пропповской модели и применения ее к нефольклорным повествовательным жанрам (от чего решительно предостерегал сам В. Я. Пропп) дали, в общем, негативные результаты. Причину этого следует искать в принципиальном...
9. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Ревизор мертвых душ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: возрасте расцвета, по античным меркам – «акме». Угас стремительно и неожиданно для всех, предав огню весь свой архив и многолетний труд по созданию второго тома «Мертвых душ». Словно захлопнул дверь за собой. Василий Боткин в день трагического известия, 21 февраля 1852 года, сообщая в письме Тургеневу подробности, заключает свой отчет словами: «Как бы там ни было, но смерть эта поражает своим необыкновенным характером. Во всем этом есть какая-то сила, сила индивидуальности, перед которой почтительно отступаешь». История Гоголя удивительна. Беспрецедентна для России. Гоголь – самое обласканное дитя русского общества. Ни одного писателя более так не баловали: систематически и в течение всей его жизни. Ни одного так единодушно не обожали. «Его повсюду читали точно запоем, – вспоминал В. В. Стасов. – Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще не известный никому юмор – все это действовало просто опьяняющим образом». Белинский сделал Гоголя знаменем нового литературного направления. «Вы у нас теперь один,  – со свойственным ему максимализмом писал критик 20 апреля 1840 года, – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества». В своем восхищении Белинский не был одинок. Начались разговоры о «гоголевском периоде» в русской литературе. Установился своеобразный культ Гоголя. Достоевский рассказывал, как молодые люди собирались на вечеринку и вдруг кто-нибудь предлагал: «А не почитать ли нам „Мертвые души“, открывали том и не могли...
10. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Сюжет как автор
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: процессы в авторе, подготовляемые всей жизнью, вырвались из-за порога сознания и скопление электричества в воздухе повестей первой фазы разрешилось: грозою над автором; обнаружились корни «диких» переживаний для Петруся и Хомы Брута, поданных в романтической дымке; неясность сюжета (до известной черты — ясно, далее — не ясно), олицетворенная необходимостью ввести в фабулу «чорта» («нечистую» силу) и освященная традициями недавно господствовавшего романтизма, выявилась, как ясность (пусть ложная); «чорт» был Гоголю необходим, чтобы отчитаться перед собою самим; он — «deus ex machina»; и — маска недостаточно культурного и оттого достаточно хвастливого «Никоши», помещичьего сынка незнатного рода, севшего между двух стульев, из которых одно — обречено продавить помещичий устой и увязнуть в мещанстве, другое же обречено сделаться бричкою странствующего предпринимателя: негоцианта из комедиантов, или комедианта из негоциантов; таков «Никоша», засевший в Гоголе, как заноза, и вызвавший в его душе нечто подобное гнойной опухоли; отсюда — томление безысходности: вплоть до удара, когда вскрылся нарыв и можно было заглянуть в язву; заноза выскочила в образе Хлестакова-Никоши; тогда и исчез «чорт»; вместо него замелькал здесь и там фрак чиновника, давшего энное количество модификаций до ... экс-чиновника с антрепризою «Мертвых душ»; Гоголь в себе опознал хвастливого «гоголька» с...