Поиск по творчеству и критике
Cлово "JEST"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Том 3. Приложения. Заметка о сношениях Гоголя с змартвыхвстанцами
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Том 3. Приложения. Заметка о сношениях Гоголя с змартвыхвстанцами
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография) Том 3. Приложения. Заметка о сношениях Гоголя с змартвыхвстанцами ЗАМЕТКА О СНОШЕНІЯХЪ ГОГОЛЯ СЪ ЗМАРТВЫХВСТАНЦАМИ. Книга наша была уже отпечатана, когда мы получили возможность просмотреть только-что полученный Московскимъ Публичнымъ и Румянцовскимъ музеемъ экземпляръ сочиненiя Смоликовскаго: „Historya Zgromadzenia Zmartwychwstania Pańskiego“. Изъ этого сочиненiя видно, что Гоголь въ 1838 г. встречался съ змартвыхвстанцами у кн. Зинаиды Волконской, сильно желавшей способствовать этому сближенiю. Гоголь, увлекавшiйся тогда „Паномъ Тадеушемъ“, а также „Небожественной Комедiей“ Красинскаго, выказывалъ большое сочувствiе полякамъ и, какъ казалось змартвыхвстанцу Койсевичу, — также и католицизму. Койсевичъ писалъ о Гоголе въ Pamiętniku: „Poznaliśmy Gogola, Małorusina, zdolnego pisarza wielkorosyjskiego, który zrazu się do katolicyzmu (?) i Polski mocno skłaniał, odbył nawet szczęsliwie podróź do Paryźa, dla poznania Mickiewicza i Bohdana Zaleskiego; potem zyskany przez rząd, wszedł do Towarzystwa propagandy schizmatyckiej, załoźonego w Petersburgu“. Койсевичъ, несомненно, ошибается, полагая, будто Гоголь ездилъ въ Парижъ собственно для свиданiя съ Мицкевичемъ и Богданомъ Залесскимъ; но что Парижъ могъ привлекать его и этимъ знакомствомъ , — более, нежели вероятно, особенно принимая въ соображенiе разсказъ Данилевскаго объ отношенiяхъ Гоголя къ обоимъ названнымъ польскимъ поэтамъ. О наклонности же Гоголя къ католицизму слухи ходили именно около этого времени , и все-таки, по словамъ Данилевскаго и кн. Репниной, ничего серьезнаго здесь не было, вследствiе чего кн. Волконская разочаровалась въ своемъ знакомомъ. Приписывать же причину этой перемены дарованному Гоголю Николаемъ Павловичемъ подарку нельзя, такъ какъ подарокъ былъ раньше знакомства Гоголя съ змартвыхвстанцами. Слова Гоголя: „źe Moskwa jest rózgą, którą ojciec karze dziecko, a potem łamie“, безъ сомненiя, более, нежели сомнительны (см. Смоликовскаго, т. II, стр. 89—101, 103, 114, 115, 127 и проч.).