Поиск по творчеству и критике
Cлово "EDITORIAL"
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: остановимся на таком «заурядном» атрибуте домашнего пространства помещиков, как мусор, а точнее — сор и мусор. В словаре В. И. Даля значение слова «сор» определяется следующим образом: «дрянь, дрязг, пыль и пушина, обрезки, негодные и брошенные остатки, наношенная ногами и пресохлая грязь; обивки, мелось, все, что выметают из жилья или выкидывают как негодное» 3 . Слово «мусор», согласно разысканиям М. Фасмера, скорее всего восходит к тюркскому бусор(ь), бусырь — «хлам, старье» 4 . Иными словами, сором называют то, что мельче мусора и состоит из однородных частиц. Очевидно, что Н. В. Гоголь ясно различает эти понятия: в 11 главе I тома поэмы отмечается, что в комнате отъезжающего путешественника обычно валяются « только веревочки, бумажки да разный сор » (135) 5 , в 1 главе II тома — что в спальне и кабинете, отведенных Тентетниковым Павлу Ивановичу Чичикову, не было « нигде ни бумажки, ни перышка, ни соринки » (169). В философских размышлениях Г. С. Сковороды, с которыми был хорошо знаком Н. В. Гоголь, одной из центральных является идея противопоставления старого и нового. Согласно теории украинского мыслителя, новое, внутренний человек — энтелехия старого, его цель и стремление, направление его жизни. «Бог Сковороды, — отмечает В. Ф. Эрн, — имеет свою тень, должен непременно опираться в подножии своем на пустошь и тлень и хотя постоянно творит новое и чудное, но всегда носит и вечно будет носить старые, ветшающие, тленные ризы» 6 . Еще одним источником писательского интереса к проблеме явилась масонская программа преображения-возрождения, начинавшегося с очищения. Е. К. Рыкова доказывает, что Н. В. Гоголь,...