Поиск по творчеству и критике
Cлово "DEUS"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Троцкий Л. Д.: Н. В. Гоголь
Входимость: 3. Размер: 45кб.
2. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава десятая. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца
Входимость: 2. Размер: 20кб.
3. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
4. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Ревизор мертвых душ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
5. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 1. Размер: 105кб.
7. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Сюжет как автор
Входимость: 1. Размер: 20кб.
8. Шамбинаго С.: Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь) - старая орфография. Изображение любви у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 58кб.
9. Две главы повести "Страшный кабан"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
10. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава вторая. Два поворота серебряного ключа в "Ревизоре". Страница 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
11. Михайлова Н. И.: "Невский проспект" Н. В. Гоголя (о возможных источниках эпизода с носом)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
12. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть)
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Троцкий Л. Д.: Н. В. Гоголь
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: (1852 -- 1902) Теперь, через пятьдесят лет после смерти Гоголя, который из опального писателя успел давно уж превратиться в признанную и одобренную "славу русской литературы" и получить официальное, утвержденное кем следует, посвящение в "отцы реальной школы", -- теперь писать о Гоголе в беглом фельетоне значит делать автора "Мертвых душ" безответной жертвой нескольких общих мест и банально-панегирических фраз. О Гоголе в настоящее время нужно писать книги или ничего не писать. В представлении каждого среднего русского читателя к имени Гоголя присосался некоторый цикл понятий и суждений: "великий писатель", "родоначальник реализма", "несравненный юморист", "смех сквозь слезы"... -- так что стоит назвать имя Гоголя, чтобы оно явилось в сознании, окруженное немногочисленной, но верной свитой этих определений. Поэтому газетная юбилейная статья скажет читателю, пожалуй, не более чем голое имя писателя, которому она посвящена. К чему же и писать ее? -- спросит читатель. На это можно дать несколько ответов. Во-первых, как не помянуть, хотя бы и банальными речами, великого писателя -- сегодня, когда его произведения становятся свободным достоянием общества? Во-вторых... точно ли читатель сохранил в памяти те...
2. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава десятая. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: В воздухе совсем потеплело, и городские сады быстро позеленели. Разогрелась вновь, распустилась свежими почками и застывшая было за зиму дружба между Высоцким и Гоголем, разделенными в своих учебных занятиях пространством целых двух лет. Но первый из них не сегодня-завтра должен был уже сделаться вольным казаком и укатить в Петербург, а последнему предстояло еще два школьных века тянуть прежнюю лямку. Тут каждый день, каждый миг был дорог. И Высоцкий отправился опять отыскивать своего юного друга. Нашел он его, как не раз прежде, в гимназическом саду на старой липе, где наш журналист и поэт, полускрытый в зеленых ветвях, с карандашом в одной руке, с тетрадкой в другой, беседовал со своей непослушной музой. - Это кто там: птица или ты, Яновский? - Птица певчая. - Ворона у зоологов тоже птица певчая. Слезай-ка вниз, человеком быть все-таки как будто приличней. - А коли соловьем защелкаю? - Как же, дожидайся! Разве что воробышком зачирикаешь. Но воробьев по огородам не искать-стать. Слезай, говорят тебе. Меж людьми потолкаемся. Пришлось подчиниться, сделаться опять человеком. - Скоро мы надолго расстанемся с тобою, Герасим Иванович, быть может, даже навсегда, - заговорил Гоголь каким-то сдавленным голосом и не подымая глаз на приятеля, когда они завернули за ворота в сторону города. - Скажи-ка по чистой совести: ты в самом деле сомневаешься, что из меня выйдет порядочный поэт? - По чистой совести, не токмо сомневаюсь, но твердо уверен, что не выйдет, - был беспощадный ответ. - У тебя, брат, нет для того подходящего пороха. Ты наблюдателен, но подмечаешь в жизни не изящное и прекрасное, а...
3. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: - гимназии "высших наук" 1 . Открытие гимназии, однако, по некоторым обстоятельствам затянулось до 1820 года, и основатель ее граф Илья Андреевич так и не дожил до этого радостного для него события, скончавшись еще за пять лет перед тем, в 1815 году. Сыновей после него не осталось, и почетным попечителем вновь открытого заведения был назначен сын второй дочери основателя, двадцатилетний граф Александр Григорьевич Кушелев, который, с высочайшего разрешения, к своей родовой фамилии присоединил прекратившуюся в мужском поколении фамилию Безбородко. Восемнадцати лет удостоенный степени доктора этико-политических наук Московского университета, молодой граф успел уже затем побывать за границей по дипломатическому поручению, а по возвращении в Петербург пожалованный в камергеры Высочайшего Двора, в сентябре 1820 года прибыл в Нежин, чтобы лично открыть новую гимназию. В последующие три года он аккуратно наезжал туда для присутствования на переходных экзаменах опекаемых им воспитанников. С 1824 же года, когда он был прикомандирован к нашей миссии во Франкфурте-на-Майне и почти безвыездно проживал за границей, ему было уже не до своих нежинцев. Поэтому внезапный приезд его после трехлетнего отсутствия, накануне публичного экзамена, был для всех совершенною неожиданностью. Остановился граф Александр Григорьевич, как всегда, в своих собственных покоях, занимавших целую половину нижнего этажа лицевого корпуса гимназического здания. В недавнее еще время (летом 1895 года) пишущий настоящие строки имел случай лично заглянуть в эти "графские" покои. Помещения - обширные, потолки -...
4. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Ревизор мертвых душ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: заключает свой отчет словами: «Как бы там ни было, но смерть эта поражает своим необыкновенным характером. Во всем этом есть какая-то сила, сила индивидуальности, перед которой почтительно отступаешь». История Гоголя удивительна. Беспрецедентна для России. Гоголь – самое обласканное дитя русского общества. Ни одного писателя более так не баловали: систематически и в течение всей его жизни. Ни одного так единодушно не обожали. «Его повсюду читали точно запоем, – вспоминал В. В. Стасов. – Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще не известный никому юмор – все это действовало просто опьяняющим образом». Белинский сделал Гоголя знаменем нового литературного направления. «Вы у нас теперь один,  – со свойственным ему максимализмом писал критик 20 апреля 1840 года, – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества». В своем восхищении Белинский не был одинок. Начались разговоры о «гоголевском периоде» в русской литературе. Установился своеобразный...
5. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: РУССКОГО РОМАНА XIX СТОЛЕТИЯ Изучение сюжетной системы романа (в дальнейшем мы, не прибегая уже к оговоркам, будем иметь в виду классический роман XIX в., оставляя в стороне как более ранние, так и более поздние формы этого жанра) связано с рядом трудностей. Роман представляется столь живым, многообразным и текучим явлением, он настолько связан с изменчивыми формами злободневной реальности, что опыты типологического изучения произведений этого жанра могут показаться заранее обреченными на неудачу. Естественным представляется вывод: сколько крупных художественных произведений в жанре романа, столько и различных сюжетов. Такое представление имеет тем большее основание, что авторы XIX в. сознательно стремятся к неповторимости своих сюжетов. Известная распря Гончарова и Тургенева наглядно свидетельствует, какие болезненные переживания вызывало даже отдаленное сходство романных сюжетов. Введенное M. M. Бахтиным понятие хронотопа 1 существенно продвинуло изучение жанровой типологии романа. Тем более заметны неудачи применения к роману сюжетной модели,...
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 1. Размер: 105кб.
Часть текста: от эпилепсии к прогенерации Глава 2 Достоевский: от эпилепсии к прогенерации Слушайте, я не люблю шпионов и психологов, по крайней мере таких, которые в мою душу лезут. Ф. М. Достоевский Достоевский — это психолог из психологов. Стефан Цвейг 1 Уже при жизни Ф. М. Достоевского (1821–1881) на него был навешен ярлык «специалиста по душевным страданиям», «психолога», чуть ли не врача-психиатра. Как бы предчувствуя, что этот ярлык пристанет к нему надолго, писатель категорически отрицал, что он «психолог», высмеивая современные ему психологию и физиологию 2 . Невозможно было не заметить, что те, кто восхищался, даже искренне, мастерством его психологического анализа, вольно или невольно раздували только эту сторону его произведений за счет высказываемых в них идей. Однако восторженные поклонники психологического таланта Достоевского пошли еще дальше, увидев источник этого таланта в его собственных душевных страданиях. Мнение о том, что писатель создавал своих персонажей на основе самоанализа, санкционировали своим авторитетом врачи. Еще при жизни писателя не только литературные критики, но и врачи-психи-атры заявили, ...
7. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Сюжет как автор
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: сигнализуя о том, что какие-то процессы в авторе, подготовляемые всей жизнью, вырвались из-за порога сознания и скопление электричества в воздухе повестей первой фазы разрешилось: грозою над автором; обнаружились корни «диких» переживаний для Петруся и Хомы Брута, поданных в романтической дымке; неясность сюжета (до известной черты — ясно, далее — не ясно), олицетворенная необходимостью ввести в фабулу «чорта» («нечистую» силу) и освященная традициями недавно господствовавшего романтизма, выявилась, как ясность (пусть ложная); «чорт» был Гоголю необходим, чтобы отчитаться перед собою самим; он — «deus ex machina»; и — маска недостаточно культурного и оттого достаточно хвастливого «Никоши», помещичьего сынка незнатного рода, севшего между двух стульев, из которых одно — обречено продавить помещичий устой и увязнуть в мещанстве, другое же обречено сделаться бричкою странствующего предпринимателя:...
8. Шамбинаго С.: Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь) - старая орфография. Изображение любви у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: — потому только, что они этого не видятъ». (Письмо Гоголя Смирновой изъ Франкфурта, 1844 г.).   Когда къ Платону подошелъ юноша и сталъ горько жаловаться на коварство возлюбленной, то проклятiя, которыми осыпалъ онъ ее, поразили мудреца. И Платонъ спросилъ юношу: «Умеешь ли ты любить, Телеклесъ?». Удивляться пришла очередь «мятежному» юноше: Умеетъ ли онъ любить? Онъ, когда въ немъ кипитъ не кровь, а острое пламя, когда все мысли, вся душа его звучитъ любовью, когда его речи — буря, а дыханiе — огонь... «Бедный юноша! Вотъ что люди называютъ любовью!» И Платону пришлось съ грустью признать у людей наличность не любви, а эгоистической страсти. Последняя можетъ лишь «испепелить женщину». Возбуждать одну бурную, огневую страсть — печальная участь для того «кроткаго существа, въ которомъ боги захотели отразить красоту, подарить мiру благо и въ немъ показать свое присутствiе на земле». Гоголю было двадцать два года, когда онъ поставилъ на разрешенiе дилемму любви. Устами Платона онъ далъ отповедь современному ему культу науки страсти нежной. Романтическая любовь понималась одинаково и своеобразно. Пылкая страсть исчезала безследно при первомъ недоразуменiи, размолвке. Не было ни пониманiя другъ друга, ни альтруизма. Кроткiй любовникъ быстро превращался въ слепого ревнивца. Для подозренiя достаточно было пустого или фиктивнаго повода, и соперникъ долженъ былъ ожидать мести. Герой юношеской драмы Лермонтова — Юрiй вызываетъ своего друга Заруцкаго на дуэль только потому, что съ нимъ заговорила его возлюбленная. Заруцкiй недоумеваетъ, пробуетъ разъяснить дело изложенiемъ сути простого разговора, но Юрiй не слышитъ. Онъ уже разразился потокомъ укоровъ: «Не говори, не оправдывай ее, она черна, какъ сажа... Не эта ли девушка клялась въ любви на груди моей, не здесь ли хранится ея клятва? Я преклонялъ мои колени, какъ ...
9. Две главы повести "Страшный кабан"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: МАЛОРОССИЙСКОЙ ПОВЕСТИ «СТРАШНЫЙ КАБАН» . I. УЧИТЕЛЬ. Прибытие нового лица в благословенные места голтвянские наделало более шуму, нежели пронесшиеся за два года пред тем слухи о прибавке рекрут, нежели внезапно поднявшаяся цена на соль, вывозимую из Крыма украинскими степовиками. В шинке, по улицам, на мельнице, в винокурне только и речей было, что про приезжего учителя. Догадливые политики в серых кобеняках и свитах, пуская дым себе под нос с самым флегматическим видом, пытались определить влияние такого лица, которому судьба, казалось, при рождении указала высоту, чуть-чуть не над головами всех мирян, которое живет в панских покоях и обедает за одним столом с обладательницею пятидесяти душ их селения. Поговаривали, что звания учителя для него мало, что, без всякого сомнения, влияние его будет накинуто и на хозяйственную систему; по крайней мере, уже, верно, не от другого кого-либо будет зависеть наряжение подвод, отпуск муки, сала и проч. Некоторые с значительным видом давали заметить, что едва ли и сам приказчик не будет теперь нулем. Один только мирошник , 1 Солопий Чубко, дерзнул утверждать, что старшинам со стороны его нечего опасаться, что готов он держать заклад об новой шапке из серых решетиловских смушков, если смыслит учитель, как остановить...
10. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава вторая. Два поворота серебряного ключа в "Ревизоре". Страница 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: в уме и нарушает законные рамки, которые автор ей намечал, предлагая и так и эдак понимать свое вздорное детище, но в глубине души не зная, как с ним быть и куда его деть. Как бы Гоголь ни напрягался в позднейших осмыслениях, он не мог дать ему ход, объяснить, уважить, он был оскорблен и, если угодно, оболган своим творением. Точно оно существовало вопреки всему, что он в нем написал, и не давалось в руки, сколько он ни ставил рогаток. (Не радуйтесь: оно изменит и вам. Оно всем изменит. И уйдет, изменяясь, на века и века жить по собственной легкомысленной воле...) Положа руку на сердце, я не знаю, кто раньше пришел - "Ревизор" или Гоголь. Сдается - пришел "Ревизор" и выдумал в подсобники Гоголя... Смех в "Ревизоре" взят в каком-то всеобъемлющем качестве, в сиянии своей славы. Весьма популярная и актуальная пьеска. А присмотреться - в ней как будто проскакивает что-то от древней мистерии, от какого-то ритуала, где сакральная жертва смыкается с безграничной стихией комического. Голубая кровь (неба) и само исчадие смеха... В искусстве с древнейших времен, замечено, сюжетообразующими, структурными формами становятся роли и...