Поиск по творчеству и критике
Cлово "CETERA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Завьялова Е.: "Мусорная парадигма" в "Мёртвых душах" Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 29кб.
2. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CXXIII
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Завьялова Е.: "Мусорная парадигма" в "Мёртвых душах" Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: списков умерших крестьян; обрисовка поведения после отъезда главного героя и пр. В данной статье мы остановимся на таком «заурядном» атрибуте домашнего пространства помещиков, как мусор, а точнее — сор и мусор. В словаре В. И. Даля значение слова «сор» определяется следующим образом: «дрянь, дрязг, пыль и пушина, обрезки, негодные и брошенные остатки, наношенная ногами и пресохлая грязь; обивки, мелось, все, что выметают из жилья или выкидывают как негодное» 3 . Слово «мусор», согласно разысканиям М. Фасмера, скорее всего восходит к тюркскому бусор(ь), бусырь — «хлам, старье» 4 . Иными словами, сором называют то, что мельче мусора и состоит из однородных частиц. Очевидно, что Н. В. Гоголь ясно различает эти понятия: в 11 главе I тома поэмы отмечается, что в комнате отъезжающего путешественника обычно валяются « только веревочки, бумажки да разный сор » (135) 5 , в 1 главе II тома — что в спальне и кабинете, отведенных Тентетниковым Павлу Ивановичу Чичикову, не было « нигде ни бумажки, ни перышка, ни соринки » (169). В философских размышлениях Г. С. Сковороды, с которыми был хорошо знаком Н. В. Гоголь, одной из центральных является идея противопоставления старого и нового. Согласно теории украинского мыслителя, новое, внутренний человек — энтелехия старого, его цель и стремление, направление его жизни. «Бог Сковороды, — отмечает В. Ф. Эрн, — имеет свою тень, должен непременно опираться в подножии своем на пустошь и тлень и хотя постоянно творит новое и чудное, но всегда носит и вечно будет носить старые, ветшающие, тленные ризы» 6 . Еще одним источником писательского интереса к проблеме явилась масонская программа преображения-возрождения, начинавшегося с очищения. Е. К. Рыкова доказывает, что Н. В. Гоголь, как и «вольные каменщики»,...
2. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CXXIII
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Часть текста: Въ конце 1843 года А. С. Данилевскiй получилъ место инспектора второго благороднаго пансiона при кiевской первой гимназiи (тамъ было три пансiона, называвшiеся конвиктами) и оставался въ этой должности до iюля 1848 года. О своей новой деятельности онъ известилъ Гоголя въ письме отъ 8 марта 1844 г., ответомъ на которое было письмо Гоголя, напечатанное на 64—66 стр. VI тома изд. Кулиша. Прежде Гоголь отклонялъ его отъ педагогической деятельности, говоря: „только, пожалуйста, не вздумай еще испытать себя на педагогическомъ поприще: это, право, не идетъ тебе къ лицу“; теперь, когда вопросъ былъ уже решенъ, онъ высказывалъ Данилевскому свои взгляды на общественную деятельность вообще и въ частности на педагогическую. Во второй половине 1844 г. Александръ Семеновичъ женился на Ульяне Григорьевне Похвисневой, о чемъ Гоголь получилъ почти одновременно письмо отъ него и отъ матери. Въ своемъ поздравительномъ приветствiи Гоголь, желая другу счастiя въ новой жизни, убедительно просилъ дать обстоятельныя сведенiя о его жене и ихъ домашнемъ быте. Письмо было написано 1 декабря 1844 г., но ответа на него пришлось ждать очень долго. Такимъ образомъ переписка прiостановилась. „Стыдно тебе...