Поиск по творчеству и критике
Cлово "1955"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Калашникова О. Л.: "Шинель" и ее современники
Входимость: 6. Размер: 21кб.
2. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Рим" и "Портрет"
Входимость: 3. Размер: 26кб.
3. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 3. Размер: 125кб.
4. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 3. Размер: 46кб.
5. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 3. Размер: 45кб.
6. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 3. Размер: 130кб.
7. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
8. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Идейная структура "Капитанской дочки"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 2. Размер: 95кб.
10. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Шинель"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
11. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 2. Размер: 53кб.
12. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 2. Размер: 139кб.
13. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава вторая. "Вся Русь…"
Входимость: 2. Размер: 164кб.
14. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 2. Размер: 61кб.
15. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Мертвые души"
Входимость: 2. Размер: 75кб.
16. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 2. Размер: 88кб.
17. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 1. "Верный список общества". Часть 5
Входимость: 1. Размер: 30кб.
18. Работы художника-графика Анатолия Зыкова
Входимость: 1. Размер: 4кб.
19. Гладилин М. С.: Народные картинки в творчестве Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 27кб.
20. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Первый период жизни (1809—1836)
Входимость: 1. Размер: 37кб.
21. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
22. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 13кб.
23. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
24. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Литература и "литературность" в "Евгении Онегине"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
25. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 13
Входимость: 1. Размер: 18кб.
26. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 1. Размер: 70кб.
27. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава первая. Формирование замысла
Входимость: 1. Размер: 37кб.
28. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
Входимость: 1. Размер: 47кб.
29. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава первая. Первые реалистические попытки и опыты
Входимость: 1. Размер: 22кб.
30. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть первая. Глава третья
Входимость: 1. Размер: 43кб.
31. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 7
Входимость: 1. Размер: 39кб.
32. Андрущенко Е. А.: "Ревизор" Н. В. Гоголя и русская сатирическая комедия XIX в.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
33. Смирнов-Сокольский Ник.: Книги, разочаровавшие авторов (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. И. Лажечников, И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. К. Толстой)
Входимость: 1. Размер: 33кб.
34. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава вторая. Создание реалистической басни. И. А. Крылов (1768-1844)
Входимость: 1. Размер: 34кб.
35. Смирнова Е. А.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - 1972 г.)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
36. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 7. Последнее десятилетие. Вторая часть "Мертвых душ". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 37кб.
37. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. "Фаталист" и проблема востока и запада в творчестве Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 50кб.
38. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 1. Размер: 132кб.
39. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 1. "Верный список общества". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 19кб.
40. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
41. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 1. Размер: 18кб.
42. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава седьмая. Духовная драма. Часть 4
Входимость: 1. Размер: 38кб.
43. Критика о Гоголе
Входимость: 1. Размер: 15кб.
44. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Входимость: 1. Размер: 27кб.
45. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 52кб.
46. Спевякина Д. В.: Храмы близ Арбата, в которых молился Н. В. Гоголь
Входимость: 1. Размер: 30кб.
47. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава шестая. Поэма о России. Часть 6
Входимость: 1. Размер: 29кб.
48. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 27кб.
49. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Человек в пушкинском романе в стихах
Входимость: 1. Размер: 34кб.
50. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Этапы творчества
Входимость: 1. Размер: 75кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Калашникова О. Л.: "Шинель" и ее современники
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Часть текста: сих пор почти ничто прямым образом не знает о том, какими именно стремлениями руководился Гоголь» (Н. Г. Чернышевский) Многим произведениям Гоголя была уготована мифологическая роль, но, пожалуй, ни с одним из созданных писателем культурных мифов так однозначно не связывают всю историю русской литературы, как это произошло с «Шинелью». Судьба небольшой повести, справедливо претендующей на роль отечественного культурного мифа, показательна. Она создавалась как бы на обочине основных замыслов писателя. Как утверждает П. В. Анненков, замысел «Шинели» относится приблизительно к 1834 г., а вот первую редакцию с названием «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» (точнее, ее фрагмент) записал под диктовку Гоголя в Мариенбаде М. П. Погодин в июле 1839 года, то есть тогда, когда уже были созданы и «Вечера на хуторе близ Диканьки», прославившие Н. Гоголя, и «Миргород», и «Ревизор». Напечатана же «Шинель» была только в 3 томе собрания сочинений Гоголя в 1842 г., в год выхода «Мертвых душ», вызвавших многолетнюю, даже многовековую полемику вокруг имени и творения писателя. В силу всех этих обстоятельств рождения «Шинель» вполне могла остаться в тени вершинных творений Гоголя, но этого не произошло. Более того, именно эта маленькая повесть стала...
2. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Рим" и "Портрет"
Входимость: 3. Размер: 26кб.
Часть текста: — итальянцах и французах (упоминания о немцах эпизодичны). Но по сходству или по контрасту с судьбами Италии и Франции неизменно подразумеваются и судьбы России; а стало быть — тема «Рима» не полная неожиданность для автора «Мертвых душ», одновременно с которыми «Рим» создавался (1839—1841). Герой повести, римский князь, сначала пленился «волнующимся жерлом» (III, 222) Парижа, его внешним бытом, духовной культурой — наукой, искусством, политикой; но по прошествии четырех «пламенных» лет во многом разочаровался, увидев «страшное царство слов вместо дел» (III, 227). Удовлетворение он нашел на родине — в высоких ценностях искусства, в величавом характере итальянского народа, в античной красоте итальянской женщины, в самой природе Италии. Итальянской нации противостоит в его сознании французская. «И увидел он наконец, что при всех своих блестящих чертах, при благородных порывах, при рыцарских вспышках, вся нация была что-то бледное, несовершенное, легкий водевиль, ею же порожденный. Не почила на ней величественно-степенная идея» (III, 228). В картинах Парижа Гоголь пытается быть объективным, проводя читателя вместе со своим героем сначала через обаяния Парижа и лишь затем показывая его отрицательную сторону. На самом деле он не объективен, он резко пристрастен. Только внешний рисунок парижских улиц дан в обаянии легкости, блеска и движения. Политическая жизнь показана уже в тонах шаржа («Вопросы на вопросы, возраженья на возраженья — казалось, всякий из всех сил топорщился»; III, 224); в научной и литературной жизни не найдено ничего «положительного», кроме новизны («новые точки и стороны», «неуловимые доселе изгибы страстей»; III, 226). Переоценка совершается стремительно, категорично и обобщенно; черты мелочности, поверхностности...
3. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 3. Размер: 125кб.
Часть текста: прямой линии, есть скорее отправление, отталкивание от известной точки — борьба. А по отношению к представителям другой ветви, другой традиции такой борьбы нет: их просто обходят, отрицая или преклоняясь, с ними борются одним фактом своего существования. Такова была именно молчаливая борьба почти всей русской литературы XIX века с Пушкиным, обход его, при явном преклонении перед ним. Идя от «старшей», державинской «линии», Тютчев ничем не вспомнил о своем предке, охотно и официально прославляя Пушкина 1 . Так преклонялся перед Пушкиным и Достоевский. Он даже не прочь назвать Пушкина своим родоначальником; явно не считаясь с фактами, уже указанными к тому времени критикой, он утверждает, что «плеяда» 60-х годов вышла именно из Пушкина1*. Между тем современники охотно усмотрели в нем прямого преемника Гоголя. Некрасов говорит Белинскому о «новом Гоголе» 2 , Белинский называет Гоголя «отцом Достоевского» 3 , даже до сидящего в Калуге Ив. Аксакова донеслась весть о «новом Гоголе» 4 . Требовалась смена, а смену мыслили как прямую, «линейную» преемственность. Лишь отдельные голоса говорили о борьбе. (Плетнев: «гоняется за Гоголем»; «хотел уничтожить Гоголевы «Записки сумасшедшего» — «Двойником»») 5 . И только в 80-х годах Страхов решился заговорить о том, что Достоевский с самого начала его деятельности давал «поправку Гоголя» 6 . Открыто о борьбе Достоевского с Гоголем заговорил уже Розанов 7 ; но всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов. 2 Достоевский явно отправляется от Гоголя, он это подчеркивает. В «Бедных людях» названа «Шинель», в «Господине Прохарчине» говорят о сюжете «Носа» («Ты, ты, ты глуп! — бормотал Семен Иванович. — Нос отъедят, сам с...
4. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 3. Размер: 46кб.
Часть текста: Хомы Брута в церкви и реалистическом описании бурсы. Об этих сторонах заговорил еще первый критик «Миргорода» С. П. Шевырев 1 . Позднее на эти же стороны обратил внимание В. Г. Белинский 2 . Последний, как известно, восторженно воспринял описание бурсы и образ разгульного «философа» Хомы: «Пусть судит всякий как хочет, а по мне так философ Хома стоит философа Сковороды!» 3 . Статья Белинского была опубликована в той же части журнала «Телескоп» 4 , где и статья А. Ф. Хиджеу «Григорий Варсава Сковорода» 5 . Сравнение Хомы Брута со Сковородой возникло не без влияния указанного очерка и, по предположению С. А. Гончарова, заключает в себе «скрытый полемический смысл». В интерпретации Хиджеу Сковорода выступает мыслителем глубоко национальным, «предвосхищающим многие славянофильские идеи» 6 . (Об этом как бы призваны свидетельствовать приводимые А. Ф. Хиджеу слова философа: «Рус ли ты? будь им: верь православно, служи Царице правно, люби братию нравно» 7 .) Напротив, снискавший восторженные симпатии Белинского «философ» Хома, или «дневной» Хома Брут (по замечанию Е. С. Ефимовой), — «материалист, оптимист и атеист» 8 . — Впрочем, для полноты картины следует иметь в виду, что, каковы бы ни были мнения о сочинениях Григория Сковороды частных лиц, — например, издателя «Телескопа» Н. И. Надеждина, видевшего в произведениях философа-странника проявление народного миросозерцания, — религиозные трактаты Сковороды запрещались в XIX веке к печати как содержащие «мысли, относящиеся к поколебанию учения Православной Греческий Церкви, ее преданий и обрядов, и выражения, оскорбительные для Российского духовенства» (доклад цензора И. М. Снегирева на заседании Московского цензурного...
5. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: в обществе, поставленные в «Невском проспекте», с наибольшей полнотой решаются Гоголем в повести «Портрет». В обстановке обострившихся в 30-е годы споров об искусстве и борьбы за утверждение реализма как основного художественного метода – проблемы эстетики приобретали особенно важный и актуальный характер. Гоголь неоднократно обращается к разрешению этих проблем в «Арабесках», посвятив им ряд специальных статей: «Несколько слов о Пушкине», «Скульптура, живопись и музыка», «Об архитектуре нынешнего времени», «Последний день Помпеи», «О малороссийских песнях», а также включенную в «Арабески» повесть «Портрет». В условиях острых социальных противоречий Гоголь видел в искусстве положительное начало, вносящее гармонию в жизнь человека. В статье «Скульптура, живопись и музыка» «раздробленности», измельчанию, «дроби прихотей и наслаждений, над выдумками которых ломает голову наш XIX век», Гоголь противопоставляет цельность и красоту античного мира, его гармоническое искусство: «Мир, увитый виноградными гроздиями и масличными лозами, гармоническим вымыслом и роскошным язычеством», в котором «чувство красоты проникло всюду: в хижину бедняка, под ветви платана, под мрамор колонн, на площадь, кипящую живым, своенравным народом…» Гоголь мечтает о «гордой красоте человека», какой она выражена в античном искусстве в противовес измельчанию и безрадостности современности. Однако античное искусство представляется Гоголю ограниченным, недостаточно полно передающим жизнь: это искусство «красоты пластической», красоты внешней формы. Поэтому он считает более широким и глубоким понимание прекрасного, соединяющее «чувственное с духовным», которое видит в живописи и в особенности в музыке. Для него живопись выше...
6. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 3. Размер: 130кб.
Часть текста: его жизни. Гоголевские произведения этого периода известны гораздо меньше, чем текст первого тома «Мертвых душ», которым мы занимались до сих пор, поэтому и сам характер изложения здесь будет несколько иным. Придется привлекать больше информативного материала – документальных свидетельств, воспоминаний современников, в частности тех, кто слышал в чтении Гоголя не дошедшие до нас главы второго тома «Мертвых душ». Естественно, что и заключения по поводу несохранившихся текстов могут быть не более чем предположительными. Концепция братской любви, якобы лежащей в самой натуре русского народа и определяющей его преимущество перед народами неправославными, как мы помним, была усвоена Гоголем в 1839–1840 гг. Частично мы уже познакомились с ее отражением в творчестве писателя – декларация любви к «бедным собратьям», появление в тексте первого тома «Мертвых душ» лирических отступлений о духовном превосходстве русской нации над всеми прочими, а в голосе повествователя – учительных интонаций православного «слова». ...
7. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: «Новоселье», не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако главные его устремления в ту пору были связаны с деятельностью на поприще «юстиции»: «Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце» (Письмо П. П. Косяровскому от 3 окт. 1827, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 111—12). На принятие Г. такого решения повлиял рост свободолюбивых настроений в гимназии; в 1827 здесь возникло «дело о вольнодумстве», закончившееся в 1830 разгромом передовой профессуры во главе с Н. Г. Белоусовым. Г. сочувствовал Белоусову и на следствии дал показания в его пользу. В 1828, окончив гимназию, Г. переехал в Петербург. В 1829 под псевд. В. Алов издал «идиллию» в стихах «Ганц Кюхельгартен» (написанную в основном еще в 1827), к-рая получила отрицат. оценку критики. Г. сжег нераспроданные экземпляры книги и в июле 1829 уехал за границу, побывав в Любеке, Травемюнде, Гамбурге. По возвращении в Петербург, после неудачной попытки поступить на сцену, Г. служил чиновником в департаменте гос. хозяйства и публич. зданий (1829), затем в департаменте уделов (1830—31). Пребывание в канцелярии пробудило у Г. глубокое отвращение к «службе государству», но зато дало ему богатый материал для будущих «петербургских повестей» и др. произв. В 1830 Г. познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, а 20 мая 1831 — с А. С. Пушкиным, сыгравшим в его жизни самую...
8. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Идейная структура "Капитанской дочки"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: Г. А. Гуковского составляют высшие достижения советского литературоведения в этой области. И если те или иные конкретные положения этих работ могут стать предметом научного спора, то это не умаляет их значения как основы для любого дальнейшего углубления в анализ пушкинской повести. Ряд глубоких замечаний исследователь найдет в работах Б. В. Томашевского, В. Б. Шкловского, Д. П. Якубовича, Е. Н. Купреяновой, Н. К. Пиксанова, Д. Д. Благого и др. Это, однако, не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе. Более того, многие кардинальные вопросы позиции Пушкина в «Капитанской дочке» все еще продолжают оставаться дискуссионными. Таково, например, истолкование знаменитых слов о «русском бунте». Если Ю. Г. Оксман считает их своеобразной данью цензурным условиям, воспроизведением охранительной точки зрения (равной взглядам Дашковой и Карамзина), разоблачаемой всем ходом повествования, вызывающего читательское сочувствие Пугачеву, то другой авторитетный знаток творчества Пушкина Б. В. Томашевский писал: «Оставленная в тексте романа сентенция отнюдь не вызывалась необходимостью изложения событий. Что же касается до взглядов Гринева, как героя романа, на Пугачева и крестьянское движение, то Пушкин отлично охарактеризовал их в других более четких словах и в самом ходе действия. Если он сохранил эту фразу, то потому, что она отвечала собственной системе взглядов Пушкина на крестьянскую революцию. За ...
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 2. Размер: 95кб.
Часть текста: справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Показывая отвратительный облик бюрократическо-чиновнической России, Гоголь тем самым обнажал антинародную, хищническую сущность всего помещичье-крепостнического строя, учил ненавидеть мерзость, лицемерие и корыстолюбие его чиновных представителей. Познакомившись с провинциальным чиновничеством во время своей вятской ссылки, Герцен с гневом рассказывает в «Былом и думах» об этом «искусственном, необразованном классе», который «составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых». Вспоминая о появлении «Ревизора», он говорит: «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его…». [235] В своем знаменитом письме к Гоголю Белинский указывал, что николаевская Россия «представляет собою ужасное зрелище» страны, где «есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». [236] Комедия Гоголя наносила смелый удар полицейско-бюрократическому режиму николаевской России. Недаром правительственный чиновник Храповицкий усмотрел в «Ревизоре» «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купцов», то есть на основные господствующие классы и сословия тогдашней России. [237] Осмеяние и разоблачение всего...
10. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Шинель"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
Часть текста: процессе создания «Мертвых душ», был применен и в «Шинели» во всех своих основных элементах. Типические обобщения здесь сочетались с «микроскопическим» анализом; за передним планом повествования и здесь раскрывался фон, состоящий из характерных эпизодических образов и попутных миниатюр; повествование здесь было проникнуто «субъективностью» повествователя автора, выражаясь в тонких оттенках эмоционального тона от иронии до возвышенной патетики. Но теперь этот метод был направлен на решение иных идейно-художественных задач и в зависимости от этого явился в существенно иной форме. В петербургских повестях 30-х годов — в «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» — действительность была представлена в «вечном раздоре» с той мечтой, которая пытается ее изменить. «Действительность» в этих повестях изображалась не только как торжествующая пошлость, но как процесс, в котором есть и жертвы. Как осмысливал Гоголь теоретически этот процесс — мы не знаем; но творчески он отразил его правдиво и тонко; в самих жертвах (проститутка, Поприщин) были показаны черты пошлости, усвоенные ими от среды; в то же время индивидуальный бунт за жертву (в «Невском проспекте») или самой жертвы (в «Записках сумасшедшего») был представлен бесплодным, и трагический (или трагикомический) финал его — неизбежным. Среда (исторически конкретная) была показана как нечто более сильное, чем единичные жертвы и бунтари. И Гоголь отходит от темы жертвы, сосредоточиваясь на теме среды. «Ревизор» и «Мертвые души», прежде всего, раскрывают среду, однородную в своем общем облике («пошлость всего вместе»), но внутри этого единства богатую особенностями, которые требуют «изучения» («наука выпытывания»). Образы жертв отодвигаются в фон (притесненное «гражданство» в...