Поиск по творчеству и критике
Cлово "1953"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
2. Смирнова Е. А.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - 1972 г.)
Входимость: 4. Размер: 14кб.
3. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 4. Размер: 61кб.
4. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 4. Размер: 71кб.
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 3. Размер: 75кб.
6. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава вторая. "Вся Русь…"
Входимость: 3. Размер: 164кб.
7. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 2. Размер: 46кб.
8. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
9. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава пятая. Театр – "Великая школа" и "Кафедра". Часть 4
Входимость: 2. Размер: 49кб.
10. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 12
Входимость: 2. Размер: 44кб.
11. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 2. Размер: 58кб.
12. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 2. Размер: 109кб.
13. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 2. Размер: 124кб.
14. Смирнова Е.: С. Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
15. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Гоголь в "Современнике"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
16. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 60кб.
17. Арват Ф. С., Арват Н. Н.: О первых украинских переводах произведений Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 24кб.
18. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 5
Входимость: 2. Размер: 54кб.
19. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 2. Размер: 23кб.
20. Белинский В. Г.: Арабески... Н. Гоголя... Миргород... Н. Гоголя...
Входимость: 2. Размер: 10кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.)
Входимость: 2. Размер: 19кб.
22. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 3
Входимость: 2. Размер: 32кб.
23. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Бытовые повести "Миргорода"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
24. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 72кб.
25. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 2. Размер: 47кб.
26. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Входимость: 2. Размер: 27кб.
27. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 52кб.
28. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 1. Размер: 178кб.
29. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава первая. Формирование замысла
Входимость: 1. Размер: 37кб.
30. Игорь Золотусский. Гоголь. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 4кб.
31. Гоголь в русской критике (сборник). Немирович-Данченко Вл.: Тайна сценического обаяния Гоголя
Входимость: 1. Размер: 15кб.
32. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге
Входимость: 1. Размер: 13кб.
33. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 5. "Язык, который сам по себе уже поэт". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 13кб.
34. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава третья. Переход от поэзии к прозе. Развитие критического реализма
Входимость: 1. Размер: 20кб.
35. Андрущенко Е. А.: "Ревизор" Н. В. Гоголя и русская сатирическая комедия XIX в.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
36. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
37. Степанов Н.Л.: Гоголь (Жизнь замечательных людей). Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 3кб.
38. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Драматургия
Входимость: 1. Размер: 44кб.
39. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
40. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 8
Входимость: 1. Размер: 31кб.
41. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
42. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. О Хлестакове
Входимость: 1. Размер: 98кб.
43. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 95кб.
44. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава шестая. Поэма о России. Часть 7
Входимость: 1. Размер: 61кб.
45. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 5. Здоровье и болезнь Пушкина
Входимость: 1. Размер: 41кб.
46. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 1
Входимость: 1. Размер: 22кб.
47. Лидин В. Г.: Перенесение праха Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 11кб.
48. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 8
Входимость: 1. Размер: 47кб.
49. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 52кб.
50. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 1. Размер: 130кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Часть текста: полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В 1821 был принят в нежинскую Гимназию высших наук, где учились также Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др. В гимназич. годы проявилась разносторонняя худож. одаренность Г.: он увлекался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комич. роли. К 1825—27 относятся первые лит. опыты Г.: стих. «Новоселье», не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако главные его устремления в ту пору были связаны с деятельностью на поприще «юстиции»: «Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце» (Письмо П. П. Косяровскому от 3 окт. 1827, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 111—12). На принятие Г. такого решения повлиял рост свободолюбивых настроений в гимназии; в 1827 здесь возникло «дело о вольнодумстве», закончившееся в 1830 разгромом передовой профессуры во главе с Н. Г. Белоусовым. Г. сочувствовал Белоусову и на следствии дал показания в его пользу. В 1828, окончив гимназию, Г. переехал в Петербург. В 1829 под псевд. В....
2. Смирнова Е. А.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - 1972 г.)
Входимость: 4. Размер: 14кб.
Часть текста: подвергшегося гонению за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Г. мечтал о высоком гражд. поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия. Гоголь Н. В. В 1829 Г. опубликовал под псевд. В. Алов идиллию «Ганц Кюхельгартен», к-рая успеха не имела. В 1831 состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Г. как писателя. Лит. известность Г. принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—32). В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Г. Белинский назвал Г. «... главою литературы, главою поэтов» (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 306). Вершиной творчества Г. — драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836. Сатирич. сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакц. кругов. Это и неудовлетворённость петерб. постановкой «Ревизора», низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 Г. уехал за границу и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию). Он жил гл. обр. в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Г. работал над главным своим созданием — романом-поэмой «Мёртвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Г. издал только 1-й том (1842), который вызвал ещё более сильный...
3. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 4. Размер: 61кб.
Часть текста: была. Гоголь остался и для последующих поколений великим писателем-реалистом, обличителем и разоблачителем современной ему крепостнической действительности. Созданные им образы благодаря своей жизненной правдивости и силе социальной обобщенности и типичности сохранили свое значение вплоть до нашего времени. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, сделали возможным и применение их к проявлениям других исторических и социальных укладов. Такие образы Гоголя, как Хлестаков, городничий, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Держиморда и многие другие, давно уже стали нарицательным обозначением самых отвратительных сторон собственнического эксплуататорского общества – его лицемерия, лживости, хамства, чудовищного эгоизма, стяжательства и угнетения простого трудящегося человека. Гоголь вместе с Белинским, раскрывшим объективно-критическое содержание и значение гоголевского творчества, оказал большое воздействие на революционных разночинцев. Он «привил новому поколению резкий и суровый взгляд на действительность, первый подверг ее строгому разбору» (Добролюбов), первый сосредоточил внимание на «несовершенствах» жизни (Чернышевский)....
4. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 4. Размер: 71кб.
Часть текста: служил при Малорос. почтамте, в 1805 уволился с чином коллеж. асессора и женился на Мар. Ив. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Г., сын Иван (ум. в 1819), дочери Марья (1811—44), Анна (1821—93), Лиза (1823—64) и Ольга (1825—1907). Г., будучи старшим братом, впоследствии опекал сестер, заботясь об их воспитании и образовании. Дет. годы Г. провел в имении родителей Васильевке (др. назв. — Яновщина). Край был овеян легендами, поверьями, ист. преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к к-рой впоследствии Г. приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у к-рого якобы проходили свидания Мазепы с Матрёной (Марией). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Г., б. министра, изв. вельможи, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Г. исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал дом. театр, для...
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 3. Размер: 75кб.
Часть текста: Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории...
6. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава вторая. "Вся Русь…"
Входимость: 3. Размер: 164кб.
Часть текста: примера для идеального историка в статье «Шлецер, Миллер и Гердер». Художественный принцип, который позволил Гоголю действительно показать «всю Русь» в сравнительно небольшой по объему его поэме, кажется, теснее связан с методом близкой писателю исторической школы, чем с какими-либо чисто беллетристическими традициями. В упомянутой статье 1834 г. «Шлецер, Миллер и Гердер» читаем о последнем: «Везде он видит одного человека как представителя всего человечества» (VIII, 88). В рецензии 1836 г. на «Исторические афоризмы» Погодина Гоголь пишет: «Он первый у нас сказал, что история должна из всего рода человеческого сотворить одну единицу, одного человека, и представить биографию этого человека…» (VIII, 191). Не так ли небольшое число персонажей «Мертвых душ» представляет собой всю нацию в ее наиболее характерных проявлениях? Недаром же Гоголь писал: «Чем более я обдумывал мое сочинение, тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те,...
7. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: повести: фантастических видениях семинариста Хомы Брута в церкви и реалистическом описании бурсы. Об этих сторонах заговорил еще первый критик «Миргорода» С. П. Шевырев 1 . Позднее на эти же стороны обратил внимание В. Г. Белинский 2 . Последний, как известно, восторженно воспринял описание бурсы и образ разгульного «философа» Хомы: «Пусть судит всякий как хочет, а по мне так философ Хома стоит философа Сковороды!» 3 . Статья Белинского была опубликована в той же части журнала «Телескоп» 4 , где и статья А. Ф. Хиджеу «Григорий Варсава Сковорода» 5 . Сравнение Хомы Брута со Сковородой возникло не без влияния указанного очерка и, по предположению С. А. Гончарова, заключает в себе «скрытый полемический смысл». В интерпретации Хиджеу Сковорода выступает мыслителем глубоко национальным, «предвосхищающим многие славянофильские идеи» 6 . (Об этом как бы призваны свидетельствовать приводимые А. Ф. Хиджеу слова философа: «Рус ли ты? будь им: верь православно, служи Царице правно, люби братию нравно» 7 .) Напротив, снискавший восторженные симпатии Белинского «философ» Хома, или «дневной» Хома Брут (по замечанию Е. С. Ефимовой), — «материалист, оптимист и атеист» 8 . — Впрочем, для полноты картины следует иметь в виду, что, каковы бы ни были мнения о сочинениях Григория Сковороды частных лиц, — например, издателя «Телескопа» Н. И. Надеждина, видевшего в произведениях философа-странника проявление народного миросозерцания, — религиозные трактаты Сковороды запрещались в XIX веке к печати как содержащие «мысли, относящиеся к поколебанию...
8. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: научными поисками. Так, в работе ослаблено по сравнению с “Языком Гоголя” противопоставление Гоголя Пушкину; напротив, мысль о Гоголе — “ученике и пламенном почитателе” Пушкина статью открывает. Подчеркивается и особая значимость Гоголя для дальнейшего развития языка художественной литературы, при этом исследователь не делает оговорок о других путях литературной эволюции (ср. подобные оговорки в финале книги “Гоголь и натуральная школа”). В статье Виноградова Гоголь предстает ключевой фигурой поступательного развития литературного языка, причем развитие это мыслится как расширение языкового пространства, все более активное использование лексики, находящейся за пределами литературной нормы начала XIX в. В этой связи происходит перераспределение внимания ученого: в “Языке Гоголя” Виноградов подробно исследовал как “новаторское”, так и “архаизирующее” начала в творчестве Гоголя (см. наблюдения над церковнославянизмами в гоголевской публицистике, преимущественно в “Выбранных местах из переписки с друзьями” в статье “Язык Гоголя”). В комментируемом исследовании Виноградов, хотя и называет “сатиру и лиризм” “двумя стилистическими категориями, равно подчиненными силе художественного гения Гоголя”, но акцент все же делает на сатирической линии. Вопрос о гоголевском лиризме встает лишь в связи с многоипостасностью образа автора в “Мертвых душах” (раздел 7), собственно стилистическая характеристика гоголевского лиризма не входит в число целей...
9. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава пятая. Театр – "Великая школа" и "Кафедра". Часть 4
Входимость: 2. Размер: 49кб.
Часть текста: вошедших в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», Гоголь говорит о великом значении двух комедий – «Недоросля» и «Горя от ума». Историческую заслугу их авторов он видит в том, что «наши комики двигнулись общественной причиной, а не собственной». Это значит, что «общество сделали они как бы собственным своим телом: огнем негодованья лирического зажглась беспощадная сила их насмешки». И еще замечает далее Гоголь, что этими двумя комедиями мы отнюдь не обязаны фантазии сочинителей: «Нужно было много накопиться сору и дрязгу внутри земли нашей, чтобы явились они почти сами собой, в виде какого-то грозного очищения» (VIII, 400–401). Эти весьма проникновенные строки относятся не только к Фонвизину и Грибоедову, но, возможно, в еще большей мере к самому Гоголю – автору «Ревизора». Связь Гоголя с предшествующей русской драматургией теснее и органичнее, чем мы это иногда себе представляем. В комедии XVIII и начала XIX века – истоки гоголевской драматургии. В произведениях Капниста, Фонвизина, Крылова, Грибоедова шел постепенный процесс вызревания социальной комедии, получившей дальнейшее развитие у Гоголя. Многие ее темы уже поставлены были в догоголевском театре – обличение различных форм крепостничества, полицейского произвола, взяточничества, бюрократического крючкотворства, «вертепа неправд» – тогдашнего судопроизводства и т. д. Многие проблемы и характеры были уже намечены в этом театре, особенно в комедиях Фонвизина и Грибоедова. «В них, – писал Гоголь, – уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии...
10. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 12
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Часть текста: посла в Риме. Принимала там посетителей, проводила мероприятия, читала и подписывала документы. Но все равно дворец Маргерита на виа Венето оставался посольством США, и случались обстоятельства, когда нужно было туда отправляться. Огромное, лишенное какого-либо изящества здание, покрашенное в серовато-розовый цвет… Сюда переселилась вдовствующая королева Маргерита после убийства своего мужа короля Умберто, застреленного в 1900 году анархистом итало-американского происхождения из Нью Джерси. Дворец, сперва предоставленный в распоряжение американского командования, где и разместилось посольство США, находился в одном из самых живых и колоритных римских кварталов – районе виа Венето, эпицентре знаменитой dolce vita. Но каким-то странным образом ухитрялся полностью изолировать себя от окружающей беззаботной атмосферы. Мрачный, неухоженный, явно нуждающийся в ремонте, с длиннющими серыми коридорами, мелкими скрипящими застекленными дверями. Сотрудников было много, если учесть и представительство по осуществлению плана Маршалла, и миссию по репарациям, и офис атташе по сельскому хозяйству. Второй этаж был целиком отведен под защищенные помещения. Правое крыло – под военный атташат и вообще под нужды военных, левое крыло – ЦРУ. Дворец, производивший...