Поиск по творчеству и критике
Cлово "1948"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 8. Размер: 165кб.
2. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 4. Размер: 102кб.
3. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 4. Размер: 51кб.
4. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 3. Размер: 67кб.
5. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. От издательства
Входимость: 3. Размер: 2кб.
6. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Последние десять лет жизни
Входимость: 3. Размер: 34кб.
7. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
8. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. 1. Вопросы изучения творчества Гоголя
Входимость: 2. Размер: 19кб.
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 2. Размер: 61кб.
10. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 2. Размер: 89кб.
11. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 2. Размер: 70кб.
12. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 2. Размер: 75кб.
13. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 16кб.
14. Белинский В.Г. - Из статей и писем. Страница 2
Входимость: 2. Размер: 63кб.
15. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 2. Размер: 93кб.
16. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
17. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Юмор и сатира Гоголя. 1. Идеалы и действительность
Входимость: 1. Размер: 35кб.
18. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 1. Размер: 88кб.
19. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 1. Размер: 132кб.
20. Отрывки, наброски, планы
Входимость: 1. Размер: 31кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 45кб.
22. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава четвертая. Творчество Н. И. Гнедича (1784-1833) и И. И. Козлова (1779-1840)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
23. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Художественное пространство в прозе Гоголя
Входимость: 1. Размер: 132кб.
24. Выбранные места из переписки с друзьями. Женщина в свете
Входимость: 1. Размер: 11кб.
25. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 75кб.
26. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
27. Панаев И.И. - Из "Литературных воспоминаний", Из "Воспоминания о Белинском"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
28. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 28кб.
29. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
30. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Несколько слов о поэме Гоголя: "Похождения Чичикова или Мертвые души"
Входимость: 1. Размер: 21кб.
31. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
32. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 8
Входимость: 1. Размер: 31кб.
33. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава третья
Входимость: 1. Размер: 56кб.
34. Арват Ф. С., Арват Н. Н.: О первых украинских переводах произведений Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 24кб.
35. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава третья. "Поэт жизни действительной". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 19кб.
36. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 1. Размер: 125кб.
37. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге
Входимость: 1. Размер: 13кб.
38. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 1. Размер: 130кб.
39. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 13кб.
40. Тарасенков А.Т. - Последние дни жизни Н.В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 37кб.
41. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 52кб.
42. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 4. Гоголь и революционная демократия 60-х годов
Входимость: 1. Размер: 14кб.
43. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава шестая
Входимость: 1. Размер: 77кб.
44. Чернышевский Н.Г. - Сочинения и письма Н.В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 59кб.
45. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Введение
Входимость: 1. Размер: 42кб.
46. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Письмо к Гоголю
Входимость: 1. Размер: 28кб.
47. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 1. Размер: 139кб.
48. Мелкие отрывки (Страшная рука, Фонарь умирал, Дождь был продолжительный, Рудокопов, Семен Семенович Батюшек, Девицы Чабловы, Что это?)
Входимость: 1. Размер: 16кб.
49. Шулятиков В. М.: На рубеже двух культур
Входимость: 1. Размер: 18кб.
50. Белинский В. Г.: Арабески... Н. Гоголя... Миргород... Н. Гоголя...
Входимость: 1. Размер: 10кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 8. Размер: 165кб.
Часть текста: ВЕКА Бессмертные творения Гоголя неизменно привлекали к себе внимание лучших представителей русского изобразительного искусства XIX века, начиная с Агина и кончая младшим поколением передвижников в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в...
2. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 4. Размер: 102кб.
Часть текста: писателя создали оперы «Сорочинская ярмарка», «Черевички», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством» — оперы, проникнутые народной песенностью, глубоко национальные по всему своему складу. Столь же большое значение имеет творчество Гоголя и для украинского музыкального театра: Н. Лысенко в своих операх «Рождественская ночь», «Утопленница» и «Тарас Бульба» развивал гоголевскую традицию, получившую яркое воплощение в русской музыке. Произведения Гоголя принесли в музыкальный театр новые темы и образы. Белинский писал: «„Ночь перед рождеством ... “ есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» 1 . Характеристику эту можно распространить на все остальные повести, составляющие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вошел в историю русской музыки как великий поэт народной жизни, как создатель ярких национальных характеров: героических — в «Тарасе Бульбе», простодушно-лукавых — в «Вечерах». Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая фантастика и, наконец, песенная природа гоголевской прозы, проницательно отмеченная Пушкиным, — все это делало задачу музыкального воплощения «Вечеров на хуторе» чрезвычайно заманчивой и увлекательной. Проникновение образов Гоголя в...
3. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: Полтавской губернии в семье помещика В. А. Гоголя. Детские годы провёл в имении отца — селе Васильевке Миргородского уезда. Еще подростком Г. познакомился с народной жизнью, с бытом украинской деревни, полюбил украинские сказки, песни, предания. В 1818 Г. поступил в Полтавское уездное училище, а в 1821 — в Нежинскую гимназию высших наук. Хотя г. Нежин находился далеко от центров деятельности декабристов, однако в гимназии ощущалась напряжённость обстановки того времени. Гимназисты заучивали наизусть вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева, читали альманах «Полярная звезда». Большое влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал участие в гимназич. спектаклях, играл в них роли комич. стариков и старух, проявляя незаурядные способности актёра. В 1826 Г. завёл «Книгу всякой всячины», куда записывал материалы по украинской этнографии и народной поэзии. Уже в эти годы Г. ощутил...
4. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 3. Размер: 67кб.
Часть текста: письмецо без числа, но помеченное, что получено мною от Гоголя 22-го апреля 1843-го года. "Я получил письмо от маменьки. Дела ее устроились; на этот год по крайней мере она обеспечена. В письме (которое вы без сомнения уже получили от меня чрез Хомякова) я забыл спросить вас, получили ли вы письмо, в котором я просил вас о постановке "Ревизора". В нем было вложено письмецо к Ольге Семеновне и Конст. Сергеевичу; получили <ли> они эти письма и отчего никто из них не отвечал ниже двумя строчками? Что касается до Щепкина, то его просто следует выбранить. Я писал два письма к нему. Я не сержусь на него, если уже у него такой обычай, чтобы не отвечать на письма. Но он должен по крайней мере сказать вам, чтоб вы уведомили меня, что письма точно получены, чтобы я не думал по крайней мере, что пропадают они. Подумайте сами, чего не могло притти в мою голову, когда во время самое трудное для меня и такое время, когда ожидал более всего писем отовсюду, решительно отовсюду, и в это время все будто сговорились и бросили меня на три месяца самого тягостного состояния. Не забывайте меня, бесценный друг. Вы уже знаете из письма, которое получили от Хомякова, как нужно писать ко мне. Да хранит вас бог всех в ненарушимой святости души и здоровья. Адресуйте в Гастейн (в Тироле), poste restante". Я не помню, чтоб когда-нибудь получил письмо от Гоголя через Хомякова, и вообще я удивляюсь и не знаю, какая могла быть причина, что мы так долго не писали к Гоголю? Надобно предположить, что письма как-нибудь задерживались на почте или вовсе не доходили. Следующее небольшое письмецо Гоголя я решительно не знаю, к какому времени отнести. "Мая 5. На выезде из Рима пишу к вам несколько слов, почтеннейший друг мой, Сергей Тимофеевич. Еду я для того, чтобы ехать. Езда, как вы знаете, мое всегдашнее средство ; а потому и теперь, как я ни хил и болезнен, но надеюсь на дорогу и на бога, и прошу у него быть в дороге, как дома, то есть, как у него самого в покойные...
5. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. От издательства
Входимость: 3. Размер: 2кб.
Часть текста: Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя От издательства Реализм Гоголя  От издательства Книга «Реализм Гоголя» создавалась Г. А. Гуковским в 1946–1949 годах. Работа над нею не была завершена покойным автором. В частности, из задуманной большой главы или даже отдельного тома о «Мертвых душах» написан лишь вводный раздел. Настоящая книга должна была, по замыслу Г. А. Гуковского, явиться частью его большого, рассчитанного на несколько томов, труда, посвященного развитию реалистического стиля в русской литературе XIX–XX веков. Она продолжает написанные им ранее работы о Пушкине («Пушкин и русские романтики», Саратов, 1946, и «Пушкин и проблемы реалистического стиля», М., Гослитиздат, 1957). За нею должна была последовать работа о Льве Толстом. Два раздела из настоящей книги были опубликованы в 1948 году в изданиях Ленинградского университета (Вестник Ленинградского университета, 1948, № 3; и Ученые записки ЛГУ, серия филологических наук, вып. 13, 1948). В процессе редактирования рукописи ее научный аппарат переведен на наиболее авторитетные в наши дни издания. 
6. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Последние десять лет жизни
Входимость: 3. Размер: 34кб.
Часть текста: русской истории. Гоголь хотел остаться бесстрастным наблюдателем и сторонним критиком происходящих битв. Он думал остаться верным тому принципу, который выдвинул еще в 1836 г., удаляясь из России: «Не дело поэта втираться в мирской рынок» (XI, 78). Через восемь лет он пытается сохранить независимую позицию между славянофилами и Белинским и его сторонниками. В статье 1844 г. «Споры» он пишет: «Все эти славянисты и европисты — или же староверы и нововеры, или же восточники и западники, а что они в самом деле не умеют сказать, потому что покамест они не кажутся только карикатурами на то, чем хотят быть, — все они говорят о двух разных сторонах одного и того же предмета, никак не догадываясь, что ничуть не спорят и не перечат друг другу. Один подошел слишком близко к строению, так что видит одну часть его; другой отошел от него слишком далеко, так что видит весь фасад, но по частям не видит» (VIII, 262). Но тут же «беспристрастный» автор вынужден сделать выбор — пусть сопровожденный оговоркой: «Разумеется, правды больше на стороне славянистов и восточников, потому что они все-таки видят весь фасад и, стало быть, все-таки говорят о главном, а не о частях. Но и на стороне европистов и западников тоже есть правда, потому что они говорят довольно подробно и отчетливо о той стене, которая стоит перед их глазами; вина их в том только, что из-за карниза, венчающего эту стену, не видится им верхушки всего строения, т. е. главы, купола и все, что ни есть в вышине» (VIII, 262). Смысл этого иносказания ясен: глава и купол, венчающее «строение» (храм), — религиозное...
7. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: и исследования по истории русского литературного языка. М.; Л., 1953. Т. 3. С. 4—44. Печатается по тексту этого издания с двумя небольшими сокращениями (см. послесловие, примеч. 87). В основе работы лежит доклад “Язык Гоголя и его значение в развитии русского литературного языка”, прочитанный Виноградовым на Объединенной сессии отделений литературы и языка и истории и философии АН СССР (29 февраля — 1 марта 1952 г.). См.: “В отделении философии АН СССР. 100-летие со дня смерти Н. В. Гоголя” // Известия АН СССР. Сер. истории и философии. 1952. Т. IX. Вып. 2. С. 207—209. Не меняя концепции статьи “Язык Гоголя” радикально, Виноградов на новом этапе гоголеведческих исследований вносит в нее ряд положений, связанных как с изменением филологической и общекультурной ситуации, так и с собственными научными поисками. Так, в работе ослаблено по сравнению с “Языком Гоголя” противопоставление Гоголя Пушкину; напротив, мысль о Гоголе — “ученике и пламенном почитателе” Пушкина статью открывает. Подчеркивается и...
8. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. 1. Вопросы изучения творчества Гоголя
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: смерти великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. За это время, начиная со статей В. Г. Белинского и вплоть до последних работ советских историков литературы, о творчестве Гоголя написано много. И тем не менее некоторые важные вопросы изучения его творчества остаются не вполне разрешёнными. Основной вопрос изучения творчества великого писателя, давшего широкие и не меркнущие в своем художественном блеске картины русской общественной жизни, - это вопрос о связи его творчества с современной ему эпохой. Надо понять творчество Гоголя прежде всего как своеобразное отражение определенного исторического момента в национальном развитии России. В. И. Ленин писал, что критика, имеющая своим предметом культуру, "менее всего другого может опираться на какую-либо форму или какой-либо результат сознания", что "исходным пунктом для нее может служить никак не идея, но только внешнее объективное явление" 1 . Это значит, что идеи возникают не произвольно, что они всегда представляют собой отражение реальной действительности, в данном случае - социальной жизни, в развитии и своеобразии которой и надо искать их обоснование. Надо сказать, что первые критики творчества Гоголя, великие революционные демократы 40 - 60-х годов XIX в.,В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский очень близко подходили к такой точке зрения. Нечто подобное, несомненно, имел в виду Белинский, когда писал свои статьи о Пушкине, указывая, в частности, на "великую заслугу" поэта в создании им "Евгения Онегина", заслугу, состоящую в том, что в своём романе поэт " так верно умел схватить действительность известного мгновенья из жизни общества " 2 . К сожалению, намерение критика осуществить, вслед за исторической характеристикой сочинений Пушкина, подобный же "разбор всех сочинений Гоголя, от "Вечеров на хуторе" до "Мёртвых душ" включительно " 3 , так и...
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 2. Размер: 61кб.
Часть текста: дорогу вперед, учить и воспитывать его в духе благородных, гуманных и патриотических идеалов, бесстрашно говорить обществу правду, как бы горька и неприятна она ни была. Гоголь остался и для последующих поколений великим писателем-реалистом, обличителем и разоблачителем современной ему крепостнической действительности. Созданные им образы благодаря своей жизненной правдивости и силе социальной обобщенности и типичности сохранили свое значение вплоть до нашего времени. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, сделали возможным и применение их к проявлениям других исторических и социальных укладов. Такие образы Гоголя, как Хлестаков, городничий, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Держиморда и многие другие, давно уже стали нарицательным обозначением самых отвратительных сторон собственнического эксплуататорского общества – его лицемерия, лживости, хамства, чудовищного эгоизма, стяжательства и угнетения простого трудящегося человека. Гоголь вместе с Белинским, раскрывшим объективно-критическое содержание и значение гоголевского творчества, оказал большое...
10. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 2. Размер: 89кб.
Часть текста: время лишь незначительные отрывки (например, в сб. "Гоголь в рассказах современников", под ред. Вл. Львова, М. 1909, и книге, сост. В. В. Каллашом "Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников и переписке", вышедшей двумя изданиями: М. 1909 и М. 1924). Свидетельства современников были широко использованы в известных книгах В. В. Гиппиуса ("Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях", М. 1931) и В. В. Вересаева ("Гоголь в жизни", М.-Л. 1933). Однако "монтажный" принцип, положенный в основу этих изданий, лишал читателя возможности цельного восприятия мемуарных документов. Отрывки из них играли здесь лишь чисто иллюстративную роль в освещении тога или иного периода биографии Гоголя. Что касается книги Вересаева, то ее порочность определялась прежде всего совершенно некритическим отношением составителя к мемуарным источникам. В. В. Вересаев воспроизводил без каких бы то ни было комментариев противоречивые, а порой и взаимно исключающие друг друга свидетельства. Настоящее издание является наиболее полным, хотя далеко не исчерпывающим, сводом мемуарных материалов о Гоголе. В отборе этих материалов мы руководствовались желанием дать советскому читателю лишь самое ценное и важное, что помогло бы воссоздать живой облик великого русского писателя. В книгу не включены воспоминания, содержание которых основано на малозначительных или сомнительной достоверности фактах (И. Г. Кулжинского. В. Н. Репниной, А. С. Стурдзы, И. Ф. Золотарева и др.). Некоторые мемуары (С. В. Скалон, И. К. Айвазовского, К. С. Аксакова, Д. К. Малиновского и др.), не вошедшие по тем или иным причинам в книгу, но содержащие интересные свидетельства о Гоголе, используются в комментариях. Ряд воспоминаний воспроизводится нами с сокращениями, главным образом за счет мест, не имеющих мемуарного значения или содержащих явные ошибки,...