Поиск по творчеству и критике
Cлово "1937"
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Входимость: 6. Размер: 51кб.
Входимость: 5. Размер: 146кб.
Входимость: 5. Размер: 165кб.
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 204кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 95кб.
Входимость: 2. Размер: 124кб.
Входимость: 2. Размер: 77кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 178кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 132кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 139кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 132кб.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 6. Размер: 41кб.
Часть текста: России сложился настоящий культ поэта. Для самых разных людей образ Пушкина служил идеалом или эталоном — чего именно, зависело от их занятий и интересов. «Специалисты по человеческой душе» — психологи и психиатры, конечно, не обошли поэта своим вниманием. В дни столетнего юбилея они объявили Пушкина и «гениальным психологом», и «идеалом душевного здоровья». Однако менее чем через два десятилетия, в дни революционной ломки авторитетов, прежний пиетет по отношению к Пушкину был позабыт. Как только левые критики захотели сбросить поэта с «парохода современности», психиатры сменили точку зрения и начали писать о Пушкине как больном гении, делая акцент на его «душевных кризисах» и якобы неуправляемом темпераменте. Тем не менее, к следующему пушкинскому юбилею — столетию смерти, широко отмечавшемуся в 1937 году, — возродился культ поэта, а вместе с ним — и версия «здорового Пушкина». * * * Гоголя в его эссе о Пушкине вдохновляла философия Шеллинга и Гердера. Чрезвычайно популярные в первой трети девятнадцатого века идеи немецкого романтизма были хорошо знакомы Гоголю, одно время читавшему курс истории в Московском университете. В историософской статье «Шлецер, Миллер и...
Входимость: 6. Размер: 51кб.
Часть текста: Г. поступил в Полтавское уездное училище, а в 1821 — в Нежинскую гимназию высших наук. Хотя г. Нежин находился далеко от центров деятельности декабристов, однако в гимназии ощущалась напряжённость обстановки того времени. Гимназисты заучивали наизусть вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева, читали альманах «Полярная звезда». Большое влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал...
Входимость: 5. Размер: 146кб.
Часть текста: В. А. и М. И., 10 июня 1821 г. 5. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 13 августа 1821 г. 6. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 14 августа 1821 г. 7. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 26 августа 1821 г. 8. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 6 сентября 1821 г. 9. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 6 октября 1821 г. 10. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 10 декабря 1821 г. 11. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., декабрь 1821 г. 12. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 7 января 1822 г. 13. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., август 1822 г. 14. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 10 октября 1822 г. 15. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 23 марта 1823 г. 16. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 3 октября 1823 г. 17. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., ноябрь - декабрь 1823 г. 18. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 11 декабря 1823 г. 19. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 22 января 1824 г. 20. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 30 марта 1824 г. 21. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 13 июня 1824 г. 22. Гоголь Н. В....
Входимость: 5. Размер: 165кб.
Часть текста: передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование...
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Часть текста: писателя, произнесшего суровый приговор крепостнической действительности. Отмечая в творчестве Гоголя «народность» и «совершенную истину жизни», Белинский писал, что «причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь — поэт, поэт жизни действительной» (II, 213). Чернышевский в «Очерках гоголевского периода» видел основную заслугу Гоголя в том, что он «первый дал русской литературе решительное стремление к содержанию, и притом стремление в столь плодотворном направлении, как критическое» (III, 19). Своим великим вкладом в дело развития критического реализма русской классической литературы Гоголь оказал большое влияние на ее дальнейшее развитие на путях реализма и демократической народности. С именем Гоголя связано и возникновение школы писателей-реалистов сороковых годов, возглавлявшейся Белинским. Основным принципом этой школы являлся принцип верности действительности, осуществленный в творчестве Гоголя и теоретически обоснованный и разработанный Белинским. Гончаров, Некрасов,...
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Часть текста: Аксаков, — не на шутку выходят из себя, и считают вас своим смертельным личным врагом». 37 Выход в свет первого тома «Мертвых душ» был событием огромного общественного значения. В «Мертвых душах» Гоголь показал в еще большей мере, чем в «Ревизоре», беспощадную, уничтожающую картину крепостного общества, глубокий моральный распад, духовное и экономическое оскудение и разложение представителей господствующих классов. Писатель с поразительной силой вскрыл в своей эпопее не только отдельные безобразные проявления действительности той эпохи, но и разложение всего феодально-крепостнического строя в целом, его духовное и социальное гниение. В этом центральном своем произведении Гоголь выступил на борьбу с главным врагом русского народа — крепостным правом и его многообразными проявлениями в социальной и духовной областях русской жизни. И хотя Гоголь не смог до конца понять взаимную связь всех звеньев крепостнического общества, а тем более дать революционное разрешение его противоречий, но показанная им правдивая типическая картина этого общества раскрыла перед народом всю губительность «мертвых душ» и страшную картину самодержавно-крепостнического строя. В. И. Ленин в статье «Либеральное подкрашивание крепостничества», характеризуя крепостнические отношения, писал: «Мы привыкли к тому, что все либеральные и часть народнических...
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Часть текста: Материалы и исследования по истории русского литературного языка. М.; Л., 1953. Т. 3. С. 4—44. Печатается по тексту этого издания с двумя небольшими сокращениями (см. послесловие, примеч. 87). В основе работы лежит доклад “Язык Гоголя и его значение в развитии русского литературного языка”, прочитанный Виноградовым на Объединенной сессии отделений литературы и языка и истории и философии АН СССР (29 февраля — 1 марта 1952 г.). См.: “В отделении философии АН СССР. 100-летие со дня смерти Н. В. Гоголя” // Известия АН СССР. Сер. истории и философии. 1952. Т. IX. Вып. 2. С. 207—209. Не меняя концепции статьи “Язык Гоголя” радикально, Виноградов на новом этапе гоголеведческих исследований вносит в нее ряд положений, связанных как с изменением филологической и общекультурной ситуации, так и с собственными научными поисками. Так, в работе ослаблено по сравнению с “Языком Гоголя” противопоставление Гоголя Пушкину; напротив, мысль о Гоголе — “ученике и пламенном почитателе” Пушкина статью открывает. Подчеркивается и особая значимость Гоголя для дальнейшего развития языка художественной литературы, при этом исследователь не делает оговорок о других путях литературной эволюции (ср. подобные оговорки в финале книги “Гоголь и натуральная школа”). В статье Виноградова Гоголь предстает ключевой фигурой поступательного развития литературного языка, причем развитие это мыслится как расширение языкового пространства, все более активное использование лексики, находящейся за пределами литературной нормы начала XIX в. В этой связи происходит перераспределение внимания ученого: в “Языке Гоголя” Виноградов подробно исследовал как...
Входимость: 2. Размер: 204кб.
Часть текста: в человеке его изначальную возможность и его реализацию, обусловленную социально-исторической средой, была перестроена Гоголем в том смысле, что он признал эту возможность не только принципиальной, так сказать теоретической возможностью человека, но его реальной, его сохранной в дурной действительности сущностью. Высокое, идеальное, благородное Гоголь показал не как «чистую» норму, противопоставленную действительности пошлого человека, а как глубоко заложенное в этом же пошлом человеке зерно всего прекрасного. И в самой дурной общественной среде он увидел человека прекрасным – несмотря на его подчинение пошлому злу. Двоение человека (открытое Пушкиным противоречие между возможностями, заложенными в человеке, и реализацией их) Гоголь обернул еще более открыто и отчетливо не против человека, а против общества, уклада жизни, искажающего человека. В «Старосветских помещиках» и реальное зло и реальное благо, – ибо Гоголь мыслил категориями морали более, чем категориями историческими и социальными, при всей гражданственности направления его мысли, ...
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Часть текста: Г. определенную роль сыграл его отец — В. А. Гоголь , увлекавшийся театром и писавший водевили и стихи на укр. яз. В 1818—19 обучался в Полтавском уездном училище. В 1820—21 брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В 1821 был принят в нежинскую Гимназию высших наук, где учились также Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др. В гимназич. годы проявилась разносторонняя худож. одаренность Г.: он увлекался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комич. роли. К 1825—27 относятся первые лит. опыты Г.: стих. «Новоселье», не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако главные его устремления в ту пору были связаны с деятельностью на поприще «юстиции»: «Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце» (Письмо П. П. Косяровскому от 3 окт. 1827, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 111—12). На принятие Г. такого решения повлиял рост свободолюбивых настроений в гимназии; в 1827 здесь возникло «дело о ...
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: ins Blaue *, а имеет реалистическую основу: кровь как-то хорошо обращается у русского в груди. * На небеса. II Толки о "Мертвых душах"... Есть слова примирения, есть предчувствия и надежды будущего, полного и торжественного, но это не мешает настоящему отражаться во всей отвратительной действительности. Тут переход от Собакевичей к Плюшкиным, - обдает ужас; вы с каждым шагом вязнете, тонете глубже, лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся и как Данте хотел бы перестать видеть и слышать, - а смешные слова веселого автора раздаются. "Мертвые души" - поэма, глубоко выстраданная. "Мертвые души", - это заглавие само носит в себе что-то, наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и tutti quanti * - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу. Где интересы общие, живые, в которых живут все вокруг нас дышащие мертвые души? Не все ли мы после юности, так или иначе, ведем одну из жизней гоголевских героев? Один остается при маниловской тупой мечтательности, другой буйствует a la Nosdreff, третий - Плюшкин и пр. Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут. Зачем он не встретил нравственного помещика, добросерда, стародума... Да откуда попался бы в этот омут человек столько абнормальный, и как он мог бы быть типом?.. * Все прочие. III ... Не будучи по происхождению, подобно Кольцову, из народа, Гоголь принадлежал к народу по своим вкусам и по складу своего ума. Гоголь совершенно...