Поиск по творчеству и критике
Cлово "1880"
Входимость: 6. Размер: 165кб.
Входимость: 5. Размер: 103кб.
Входимость: 5. Размер: 204кб.
Входимость: 5. Размер: 170кб.
Входимость: 4. Размер: 105кб.
Входимость: 4. Размер: 93кб.
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Входимость: 3. Размер: 102кб.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Входимость: 3. Размер: 183кб.
Входимость: 2. Размер: 77кб.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 148кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 102кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 107кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 125кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 6. Размер: 165кб.
Часть текста: искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже еще не найденным, многое стало известно только в недавнее время. Так, всего лишь несколько ...
Входимость: 5. Размер: 103кб.
Часть текста: ГОГОЛЬ В ИНСЦЕНИРОВКАХ 1 Точное число инсценировок повествовательных произведений Гоголя установить трудно. Происходит это не только потому, что вопрос о переделке классиков для сцены вообще мало затронут изучением. В отношении Гоголя данный вопрос крайне осложнен специфическими свойствами его художественного мастерства. Эти свойства отметил еще П. А. Плетнев, когда в 1832 г. писал В. А. Жуковскому: „У Гоголя вертится на уме комедия. Не знаю, разродится ли он ею нынешней зимой, но я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места “. 1 Действительно, уже в украинских повестях Гоголя сказался гениальный драматург. Напряженным развитием действия, чисто сценическими ситуациями и блестящими диалогами отличается ряд эпических произведений Гоголя. И приспособление их для сцены происходило, поэтому, с минимальной затратой труда авторами инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал „Разговор двух дам“, не одно актерское поколение училось мастерству сценического диалога на этих страницах поэмы Гоголя, а между тем, как правило, в этих случаях пользовались непосредственно текстом „Мертвых душ“. Несмотря на это, нашему учету всё же поддается настолько большое количество пьес „по Гоголю“, что на основе их возможно проследить и самые принципы сюжетного отбора произведений Гоголя для театра на...
Входимость: 5. Размер: 204кб.
Часть текста: Он даже коснулся собственно меня и, узнав, что я занимаюсь воспитанием внука Стурдзы, заметил о важности сего занятия: "Да, вся безалаберщина, какая набирается нам в голову, как-то сосредоточивается и уясняется, когда готовимся передать ее другим". В заключение он попросил прислать ему в карантин "Мертвые Души" и два-три нумера "Москвитянина". Н. Н. (Н. В. Неводчиков) . Воспоминания о Гоголе. Библиограф. Записки, 1859, N 9, 263. Гоголь, по прибытии в Одессу, отправился с парохода прямо в карантин, которого в ту пору не мог миновать ни один пассажир из-за границы. Лев Сергеевич Пушкин (брат поэта) и Н. Г. Трощинский отправились в карантин, где на их звонок вышел из своего номера Гоголь. Физиогномия Гоголя, при первом взгляде на него, поражала саркастическим выражением. Он рассеянно перебирал четками и приветствовал навестивших его знаком своей руки. Его отделяли от посетителей четверные проволочные решетки на довольно значительное пространство, так что разговаривать оказывалось довольно неудобным. Явственно доносился только плеск береговой волны, а по ту сторону залива как бы трепетала в струях знойного миража прилегающая к морю степь. Гоголь не раз заходил к Трощинскому и Льву Пушкину в дом Крамаревой, по Дерибасовской, где они оба квартировали. Он вспоминал об Италии, о Пушкине, о порядках в отечестве, о новейших явлениях в русской литературе и рассказал несколько анекдотов. Вообще ему было привольней в дружеском кружке, чем в большом обществе. Гоголь проживал у Сабанеева моста, во флигеле дома, ныне принадлежащего графине Толстой, в двух комнатках. В одной из них стоял только круглый ясеневый стол, на котором лежала одна книжечка -- Новый Завет на греческом языке. В другой -- кровать, два стула и у окна ясеневая конторка, на...
Входимость: 5. Размер: 170кб.
Часть текста: молебен. П. А. Кулиш I, 6. У нашей матери было два выкидыша... Тогда трудно было устроить, чтобы приехали к вам вовремя доктор или акушерка. Когда пришло время, отец поехал с матерью к доктору Трофимовскому, в его имение Сорочинцы. И вот родился там, в доме доктора, мой брат Николай... Брат любил вспоминать о том, почему назвали его Николаем. О. В. Гоголь-Головня по записи А. Н. Мошина. И. Белоусов. Дорогие места. Изд. 2-е. М., 1916. Стр. 30. [Василий Афанасьевич Гоголь женился на четырнадцатилетней своей невесте в 1808 г. (см.: В. И. Шенрок, Материалы. I, 44; Кирпичников, Хронологическая канва, 3) . Писатель родился в марте 1809 г. А. И. Кирпичников справедливо недоумевает: "Каким образом в один год или около того 14-15-летняя Мария Ивановна могла родить три раза? Очевидно, продолжает он,-- сказание это не заслуживает ни малейшего доверия; поездка слишком молодой будущей матери под наблюдение опытного врача вполне вероятна и без предшествующих несчастий". (Сомнения и противоречия в биографии Гог о ля. Изв. Отд. рус. яз. и слов. Имп. Акад. Наук, т. V (1900), кн. 2, стр. 601.) Однако о том обстоятельстве, что у Марии Ивановны до сына Николая были еще дети, свидетельствует целый ряд лиц, вполне заслуживающих доверия (кроме вышеприведенных см. еще подлинное свидетельство сестры писателя О. В. Гоголь-Головни в ее воспоминаниях. стр. 38). Ошибочно не это свидетельство -- ошибочна дата свадьбы родителей Гоголя....
Входимость: 4. Размер: 105кб.
Часть текста: на него был навешен ярлык «специалиста по душевным страданиям», «психолога», чуть ли не врача-психиатра. Как бы предчувствуя, что этот ярлык пристанет к нему надолго, писатель категорически отрицал, что он «психолог», высмеивая современные ему психологию и физиологию 2 . Невозможно было не заметить, что те, кто восхищался, даже искренне, мастерством его психологического анализа, вольно или невольно раздували только эту сторону его произведений за счет высказываемых в них идей. Однако восторженные поклонники психологического таланта Достоевского пошли еще дальше, увидев источник этого таланта в его собственных душевных страданиях. Мнение о том, что писатель создавал своих персонажей на основе самоанализа, санкционировали своим авторитетом врачи. Еще при жизни писателя не только литературные критики, но и врачи-психи-атры заявили, что он наделяет своих героев собственными чертами, включая болезненные. Излюбленным примером был князь Мышкин из романа «Идиот», падучая болезнь которого считалась списанной с недуга самого Достоевского. «До сих пор никто из гениальных эпилептиков не познакомил нас так красноречиво со своей [предшествующей припадку] аурой. Я уверен, что эти строки перейдут в учебник психиатрии», — утверждал психиатр В. Ф. Чиж 3 . А невролог В. М. Бехтерев (1857–1927) писал: «Человек, перенесший в своей жизни и крайнюю бедность, и тюрьму, и ссылку, и ужасы смертной казни, и сам имевший глубоко надломленное душевное здоровье, ...
Входимость: 4. Размер: 93кб.
Часть текста: и ничтожеством нашего действия. Кажется иногда, что русская литература истощила до конца русскую действительность: как исполинский единственный цветок Victoria Regia, русская действительность дала русскую литературу и ничего уже большего дать не может. Во сне мы были боги, а наяву людьми еще не стали. Д. С. Мережковский 1 Был ли в России декаданс? «Хотя в эпохи упадка вырождающихся становится больше, но благодаря именно им создаются государства», — писал Эмиль Дюркгейм в своем знаменитом исследовании «Самоубийство» (1897). Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определенный недостаток психического и нравственного равновесия. Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как ее специфическая меланхолия, основанная на активном сострадании к человеческим несчастьям, это — здоровая печаль, которая побуждает ...
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Часть текста: Россия Именной указатель Именной указатель Аксаков И. С. (1823-1886) Аксаков К. С (1817-1860) Аксаков С. Т. (1791-1859) Александр Николаевич, вел. кн. (имп. Александр II) (1818-1881) Алексеев М. П. Андросов В. П. (1803-1841) Анненков П. В. (1813-1887) Ариосто Л. (1474-1533) Аристотель (384-322 до н. э.) Армфельд А. О. (1806-1868) Армстронг И. А. Арнольди Л. И. (1822-1860) Арну О. Асиновская С. А. Бакунин М. А. (1814-1876) Балабина М. П. (1820-1901) Балланш П. С. (1776-1847) Бальзак О. (1799-1850) Бантыш-Каменский Н. Н. (1737-1814) Барант Г. -П. (1782-1866) Барсуков Н. П. (1838-1906) Батюшков К. Н. (1787-1855) Башуцкий А. П. (1793-1877) Белинский В. Г. (1811-1848) Белоусов Н. Г. (1799-1854) Бенардаки Д. Е. (1799-1870) Бенедиктов В. Г. (1807-1873) Бенкендорф А. X. (1783-1844) Берг Н. В. (1824-1884) Бланки О. (1805-1881) Бобринский А. А. (1800-1868) Бодянский О. М. (1808-1877) Бональд А. (1754-1840) Боровков А. Д. (1788-1856) Боткин В. П. (1811-1869) Боткин М. П. (1839-1914) Боткин Н. П. (1813-1869) Браницкая А. В. (1754-1838) Брут М. -Ю. (85-42 до н. э.) Булгаков А. Я. (1781-1863) Булгаков К. Я. (1782-1835) Булгарин Ф. В. (1789-1859) Бунин Н. Бурачок С. А. (1800-1876) Буташевич-Петрашевский М. В. (1821-1866) Бутенев А. П. (1787-1866) Бутурлин ...
Входимость: 3. Размер: 102кб.
Часть текста: принесли в музыкальный театр новые темы и образы. Белинский писал: «„Ночь перед рождеством ... “ есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» 1 . Характеристику эту можно распространить на все остальные повести, составляющие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вошел в историю русской музыки как великий поэт народной жизни, как создатель ярких национальных характеров: героических — в «Тарасе Бульбе», простодушно-лукавых — в «Вечерах». Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая фантастика и, наконец, песенная природа гоголевской прозы, проницательно отмеченная Пушкиным, — все это делало задачу музыкального воплощения «Вечеров на хуторе» чрезвычайно заманчивой и увлекательной. Проникновение образов Гоголя в отечественную музыку в значительной степени определило развитие национальной оперы и тем самым...
Входимость: 3. Размер: 15кб.
Часть текста: Р. Н.: Создание памятника Н. В. Гоголю в Москве в 1909 г. На пушкинских торжествах в 1880 г. по случаю открытия памятника А. С. Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности беллетрист и драматург А. А. Потехин предложил положить «начало всенародной подписке на памятник Гоголю» и призвал: «Да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России, Москве». Предложение было поддержано всеми присутствовавшими литераторами, ОЛРС взяло на себя проведение подписки. То, что Общество взялось за это — не случайность. Н. В. Гоголь был выбран членом Общества в 1834 г. вместе с братьями Киреевскими, Н. И. Надеждиным, поэтом Языковым. Секретарь М. П. Погодин предложил Гоголю участвовать в работе Общества, но тот отделался шутливым письмом. Вскоре деятельность ОЛРС утихла надолго. После возрождения Общества в 1858 г. интерес к творчеству Гоголя стал постоянным после 1880 г. Проводились заседания по случаю юбилейных дат, собирались средства на памятник. П. П. Демидов, кн. Сан-Донато обещал, помимо 5000 руб., пожертвованных 10 ноября 1880 г., предоставить медь на памятник, когда понадобится. Пожертвования на памятник принимались в редакциях журналов и газет, или...
Входимость: 3. Размер: 183кб.
Часть текста: деятельности. Гоголь и Данилевский решили вместе ехать в Петербург: Данилевский для поступления в школу гвардейских подпрапорщиков, Гоголь -- на государственную службу. Данилевский, как всегда, явился руководителем Гоголя в отношении путевых издержек, трудностей и хлопот. Было условлено, что он заедет за Гоголем из Толстого в Васильевку, откуда они должны были вместе двинуться в дальний путь. Дело было в декабре 1828 г. Для дороги был приготовлен поместительный экипаж, и после продолжительных проводов и напутствий Марьи Ивановны Гоголь кибитка двинулась. Дорога лежала на Москву, но Гоголь ни за что не хотел проезжать через нее, чтобы не испортить впечатления первой торжественной минуты въезда в Петербург. Поэтому они поехали по белорусской дороге, на Нежин, Чернигов, Могилев, Витебск и т. д. В Нежине прожили несколько дней, повидались с некоторыми товарищами и, между прочим, с не успевшим выехать в Петербург же Прокоповичем. По мере приближения к Петербургу нетерпение и любопытство путников возрастало с каждым часом. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к столице. Дело было вечером. Обоими молодыми людьми овладел восторг: они позабыли о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть столицу. Гоголь совершенно не мог прийти в себя; он страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Но особенно обидная неприятность была для него в том, что он, отморозив нос, вынужден был первые дни просидеть дома. Он чуть не слег в постель, и Данилевский перепугался было за него, опасаясь, чтоб он не разболелся серьезно. От всего этого восторг быстро сменился совершенно противоположным настроением, особенно когда их стали беспокоить страшные петербургские цены и разные мелочные дрязги. На последней станции перед Петербургом наши путники прочли объявление, где можно остановиться, и выбрали дом...