Поиск по творчеству и критике
Cлово "1861"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 6. Размер: 64кб.
2. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Именной указатель
Входимость: 4. Размер: 16кб.
3. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 4. Размер: 88кб.
4. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 4. Размер: 165кб.
5. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 3. Размер: 21кб.
6. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 2
Входимость: 2. Размер: 48кб.
7. Берлинер Г. О.: Чернышевский и Гоголь
Входимость: 2. Размер: 153кб.
8. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
9. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 3
Входимость: 2. Размер: 28кб.
10. Зеньковский В.: Возврат к церковному мировоззрению. Н. В. Гоголь
Входимость: 2. Размер: 24кб.
11. Смирнова Е.: С. Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
12. Виноградов И. А.: Обретение жанра: Народная песня и "Тарас Бульба" Гоголя
Входимость: 2. Размер: 57кб.
13. Панаев И.И. - Из "Литературных воспоминаний", Из "Воспоминания о Белинском"
Входимость: 2. Размер: 30кб.
14. Вересаев В.: Гоголь в жизни. III. Первые годы в Петербурге. Служба. Начало литературной деятельности
Входимость: 2. Размер: 183кб.
15. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 2. Размер: 32кб.
16. Анри Труайя: Николай Гоголь. Биографический список
Входимость: 2. Размер: 36кб.
17. Гоголь в русской критике (сборник). Добролюбов Н. А.: Забитые люди
Входимость: 2. Размер: 4кб.
18. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CL
Входимость: 1. Размер: 58кб.
19. Гоголь Н. В. - Жуковскому В. А., 14 июля н. ст. 1845 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
20. Джулиани Р.: Историософские взгляды Гоголя и Шевырева. О "народе сильном, непочатом"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
21. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 1. Размер: 67кб.
22. Гоголь Н. В. - Вьельгорской А. М., 29 октября 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
23. Вересаев В.: Гоголь в жизни. XIII. В России
Входимость: 1. Размер: 204кб.
24. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть I. Глава IV. Деятельность
Входимость: 1. Размер: 56кб.
25. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Взгляд на русскую литературу 1847 года
Входимость: 1. Размер: 79кб.
26. Вересаев В.: Гоголь в жизни. XV. Последние годы
Входимость: 1. Размер: 148кб.
27. Биография Гоголя (Большая Российская Энциклопедия, 1990)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
28. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 1. Размер: 105кб.
29. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 1. Размер: 103кб.
30. Предисловие к "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
31. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 4
Входимость: 1. Размер: 38кб.
32. Гоголь Н. В. - Тарновскому В. В., 2 октября 1833 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
33. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 67кб.
34. Гербель Н. В.: О рукописях Гоголя принадлежащих лицею князя Безбородко (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 21кб.
35. Мундт Н.П. - Попытка Гоголя
Входимость: 1. Размер: 12кб.
36. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 4
Входимость: 1. Размер: 34кб.
37. Гоголь Н. В. - Вьельгорской А. М., 12 апреля н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
38. Альбомные записи
Входимость: 1. Размер: 7кб.
39. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 1. Размер: 53кб.
40. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 36кб.
41. Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия. Примечания
Входимость: 1. Размер: 17кб.
42. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь, как историк и педагог. Гоголь, как историк
Входимость: 1. Размер: 83кб.
43. Гоголь Н. В. - Балабиной М. П., апрель 1838 г.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
44. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава вторая
Входимость: 1. Размер: 42кб.
45. Гоголь Н. В. - Максимовичу М. А., 12 февраля 1834 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
46. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава третья. "Поэт жизни действительной". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 59кб.
47. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
48. Даты жизни Н. В. Гоголя до 1835 г.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
49. Гоголь Н. В. - Жуковскому В. А., 28/16 февраля 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
50. Ордынский Б. И. - Краевскому А. А., 9 августа 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 6. Размер: 64кб.
Часть текста: годов служил членом уголовной палаты в Калуге, где хорошо был знаком с А. О. Смирновой. АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817--1860) -- старший сын С. Т. Акса­кова, один из основоположников русского славянофильства. Ученый, публицист, драматург. По поводу первого тома "Мертвых душ" напечатал юношески востор­женную брошюру, насмешившую неумеренными своими восхвалениями даже ярых поклонников "Мертвых душ", как, например, Белинский. Однако он же в письме к Гоголю дал очень суровую оценку "Переписке с друзьями". АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791--1859) -- в молодости литературный старовер, напыщенный поэт, переводчик Буало и Мольера, театрал и декламатор. В сороковых годах пишет "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охот­ника" и прославившую его "Семейную хронику" с ее продолжением "Детские годы Багрова-внука". Крупный помещик. В подмосковном его имении Абрамцеве часто гащивал Гоголь. АКСАКОВА Вера Сергеевна (1819--1864) -- дочь С. Т. Аксакова. АСАКОВА Надежда Сергеевна -- дочь С. Т. Аксакова. АКСАКОВА Ольга Семеновна -- жена С. Т. Аксакова. АНДРЕЕВ Алексей Симонович (1792--1863) 6мл воспитателем и преподава­телем в училище правоведения в Петербурге (с 1835 по 1850 г.), потом директором карточной экспедиции. Оставил записки, из которых пока...
2. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Именной указатель
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Часть текста: Н. Н. (1737-1814) Барант Г. -П. (1782-1866) Барсуков Н. П. (1838-1906) Батюшков К. Н. (1787-1855) Башуцкий А. П. (1793-1877) Белинский В. Г. (1811-1848) Белоусов Н. Г. (1799-1854) Бенардаки Д. Е. (1799-1870) Бенедиктов В. Г. (1807-1873) Бенкендорф А. X. (1783-1844) Берг Н. В. (1824-1884) Бланки О. (1805-1881) Бобринский А. А. (1800-1868) Бодянский О. М. (1808-1877) Бональд А. (1754-1840) Боровков А. Д. (1788-1856) Боткин В. П. (1811-1869) Боткин М. П. (1839-1914) Боткин Н. П. (1813-1869) Браницкая А. В. (1754-1838) Брут М. -Ю. (85-42 до н. э.) Булгаков А. Я. (1781-1863) Булгаков К. Я. (1782-1835) Булгарин Ф. В. (1789-1859) Бунин Н. Бурачок С. А. (1800-1876) Буташевич-Петрашевский М. В. (1821-1866) Бутенев А. П. (1787-1866) Бутурлин Д. П. (1790-1849) Валуев П. А. (1814-1890) Васильчиков И. В. (1776-1847) Веневитинов А. В. (1806-1872) Вергилий П. -М. (70-19 дон. э.) Виардо Л. (1800-1883) Вигель Ф. Ф. (1786-1856) Виктория, королева (1819-1901) Вилльмен Ф. (1790-1870) Вилькинс И. Я. (ум. 1842) Воейков А. Ф. (1778-1839) Волконский П. М. (1776-1852) Вольф А. И. Воронцовы-Дашковы Вьельгорский И. М. (1816-1839) Вьельгорский М. Ю. (1788-1856) Вяземский П. А. (1792-1878) Гагарин П. П. (1789-1872) Гагерн Ф. (1817-1849) Гакстгаузен А. (1792-1866) Галахов А. П. (1802-1863) Гароди Р. Гебгардт И. К. (ум. 1881) Гебгардт Ф. К. (ум. 1882) Гейне Г. (1797-1856) Герен (Геерен) А. (1760-1842) Герцен А. И. (1812-1870) Гете И. -В. (1749-1832) Гиббон Э. (1737-1794) Гизо Ф. (1787-1874) Гиппиус В. В. (1890-1941) Гладстон У. (1809-1898) Глинка Ф. Н. (1786-1880) Гоголь-Яновский В. А. (1780-1825) Гоголь М. И. (1794-1868) Годунов Борис (1551-1605) Голицын А. Н. (1773-1844) Головин И. Г. (1816-1890) Голота П. Голубков П. В. (1786-1860) Гольдман А. (1798-1863) Гончаров И. А. (1812-1891) Горький А. М. (1868-1936) Гофман Э. -Т. -А. (1776-1822) Гракх Т. (162-133 до н. э.) Грановский Т. ...
3. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 4. Размер: 88кб.
Часть текста: попытки 14 декабря и назреванием революционной ситуации 1859-1861 гг. Всесторонний кризис крепостного строя в 30-50-х гг. Политика Николая как попытка сохранить и укрепить крепостной строй путем использования некоторых элементов капиталистического уклада. Острые социальные противоречия и классовая борьба в николаевской России. Идеология "официальной народности". Идеология славянофильства. Идеология буржуазно-либерального "западничества". Белинский и Герцен - основоположники революционно-демократической идеологии. Роль творчества Гоголя в идейно-политической борьбе его времени. 1 Гоголь принадлежит к замечательному поколению, к которому непосредственно перешло духовное наследие декабристов, Грибоедова и Пушкина. Белинский и Герцен, Бакунин и Огарев, Станкевич и Сатин, Шевченко и Лермонтов, Пирогов и Федотов, братья Критские и Полежаев - все они были сверстниками Гоголя, родившегося на пороге второго десятилетия XIX века. У колыбели этого поколения стоял 1812 год. В детстве и отрочестве они слышали гром пушек на Сенатской площади, который возвестил о революционном крещении России. Их вступление в самостоятельную жизнь осенила мрачная тень...
4. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 4. Размер: 165кб.
Часть текста: изобразительного искусства XIX века, начиная с Агина и кончая младшим поколением передвижников в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже еще не найденным, многое стало известно только в недавнее время. Так, всего лишь несколько лет назад был обнаружен и частично опубликован основной цикл иллюстраций Петра Соколова к «Мертвым душам». Из числа доселе не найденных материалов отметим современные Гоголю иллюстрации к «Ревизору» К. И. Рабуса (1799—1857),...
5. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: этого миражного исторического явления — должны будут конечно изучать его по источникам. А источников много — и в числе их конечно первоначальным источником остается Гоголь. Пушкину в „Медном всаднике“ Петербург явился только с его грандиозной стороны — окном прорубленным в Европу, красой и дивом полночных стран — хотя временами и он отмечал его эпиграммическим стихом: Скука, холод и гранит... хотя в своем же „Медном всаднике“ где поэтизировал он по праву Невы державное теченье, Береговой ее гранит... и по увлечению минуты множество других явлений, в которых до него никто не видел ничего поэтического — в этом же самом „Медном всаднике“ изображая бедную судьбу своего героя, — почувствовал первый тот мутный и серый колорит, который лежал на тогдашней петербургской жизни... Пушкин всегда и во всем давал основное motto литературному сознанию: такая уже это была, широко-захватывающая жизнь, сила. Но определительно и ярко сознать ту односторонность жизни которую представлял Петербург 30-х — 40-х годов — дано было только Гоголю. Удивительное понимание этой миражной жизни явилось у великого аналитика „пошлости пошлого человека“ — еще до повестей его, в гениальных фельетонах, которые писал он для пушкинского Современника... Разумеется и до него...
6. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 2
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: унизить и обезвредить «Ревизора», ультрареакционная критика в лице Булгарина и Сенковского настаивала на том, что комедия Гоголя не оригинальна, что она повторяет – в который раз – старый, избитый литературный сюжет. Булгарин, работавший более топорно, прямо обнаруживает политический смысл этого полемического «хода»: он объявляет, что, мол, в «Ревизоре» нет « правдоподобия, натуры »: «Весьма жаль, если кто-нибудь из зрителей, не знающих наших провинций, подумает, будто в самом деле [116] в России существуют такие нравы и будто может быть город, в котором нет ни одной честной души [117] и порядочной головы…» Ниже Булгарин признает, что, конечно, взятки и в «самом деле» дают и берут, но – «проезжайте всю Россию вдоль и поперек, вы не услышите слова взятки . Берут, но умно; дают еще умнее». Выразив таким образом свое патриотическое восхищение умом отечественных взяточников, Булгарин разъясняет, что Гоголь построил, мол, свою комедию не на наблюдении действительности, а на материалах чисто литературных, традиционных, из коих он и сложил «презабавный фарс». «Автор «Ревизора» почерпнул свои характеры, нравы и обычаи не из настоящего русского быта, но из времен пред-Недорослевских, из комедий «Ябеда», «Честный секретарь», «Судейские именины» и других отличных , [118] но ныне забытых произведений прошлого (или, что все равно, начала нынешнего) века. Все эти комедии гораздо выше «Ревизора»…» [119] и т. д. Ту же задачу – отвести от Российской империи обвинения, заключенные в «Ревизоре», объявив комедию Гоголя пустой игрой литературной формы, повторением литературно-драматических штампов, ставит перед собой и Сенковский. По его словам, у автора «Ревизора» «идеи нет никакой. Его сочинение даже...
7. Берлинер Г. О.: Чернышевский и Гоголь
Входимость: 2. Размер: 153кб.
Часть текста: к эпохе тридцатых и сороковых годов. Критикуя этот термин по существу, некоторые исследователи пытались поставить вопрос о том, в какой исторической обстановке и при каких обстоятельствах возник он в сознании Чернышевского. Однако вопрос этот до сих пор не получил надлежащего разрешения. Еще в эпоху сороковых годов в многочисленных статьях и рецензиях Белинского высказывалась мысль о том, что Гоголь стоит во главе всего современного движения русской художественной прозы, что ему обязана своим существованием так называемая „натуральная школа“ — единственно ценная школа в современной литературе. Социально-политический смысл подобной оценки Гоголя и подобного отношения к натуральной школе сороковых годов совершенно ясен. Белинский боролся, во-первых, за использование крупнейшего писателя эпохи в интересах демократии и ее передового отряда — антикрепостнической и социалистически настроенной интеллигенции своего времени; во-вторых, с той же точки зрения он боролся за социально ценное содержание в современной ему художественной литературе вообще. Литературная репутация Гоголя стояла в это время чрезвычайно высоко. Хотя он молчал с 1842—1843 гг. — со времени выхода в свет первого тома „Мертвых душ“ и четырех томов „Собрания сочинений“, но о нем говорили, и говорили не умолкая. В течение многих лет имя его не сходило со страниц журналов и газет и продолжало быть объектом страстных восхвалений для одних, яростных и злобных нападок для других. На основе того или иного...
8. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: мнение о Рылееве как большом поэте. Следя из Михайловского за развитием современной русской литературы, Пушкин отметил, что на русском Парнасе происходит смена министерства, что старые авторитеты, такие как Жуковский и Батюшков, уступают место новым, свежим и крепким дарованиям. Среди них первое место он отводил Рылееву и в шутку прочил ему пост министра 2 . Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов, ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов. В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле. Жизнь и борьба Рылеева Кондратий Федорович Рылеев прожил всего тридцать лет. Он родился 18 сентября 1795 года в поместье отца, небогатого русского помещика, - в селе Батово бывшей Петербургской губернии. Образование и воспитание получил в кадетском корпусе в Петербурге (1801-1814), где директором был генерал-майор Клингер, известный немецкий поэт периода "бури и натиска", сподвижник молодого Гёте, сменивший свою романтическую музу на генеральский мундир и "палочную педагогику". Мальчик Рылеев не раз подвергался клингеровским "палочным...
9. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 3
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: С. И.: Художественный мир Гоголя Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 3 3 Исторические условия 50-60-х годов выдвинули перед революционно-демократической эстетикой особенно важную задачу: бороться за дальнейшее углубление реалистических гоголевских традиций в русской литературе, направляя ее развитие по пути более последовательного и сознательного служения освободительным стремлениям народа. Но чтобы успешно решить поставленную задачу, необходимо было прежде всего уяснить, сколь сознательна была сатира самого Гоголя. Именно к этому времени довольно широкую известность получил вымысел, упорно распространявшийся славянофилами и некоторыми их друзьями, будто бы Гоголь всегда был абсолютно благонамерен в своих политических взглядах, решительно якобы противоречивших обличительному пафосу его произведений. Само собой разумеется, что подобные измышления мешали борьбе революционных демократов за углубление идейности литературы, за вооружение писателей передовым мировоззрением. Чернышевский ...
10. Зеньковский В.: Возврат к церковному мировоззрению. Н. В. Гоголь
Входимость: 2. Размер: 24кб.
Часть текста: опирается на него в своих общественных движениях. Но в русской интеллигенции осталась, как мы видели, одна черта -из былого церковного сознания - мы назвали ее "теургической идеей". "Теургическое беспокойство" держало мысль и совесть на высоте историософского универсализма, - именно так и развилась и окрепла в русской интеллигенции ее обращенность к "всечеловеческим" темам, ее напряженная и несколько суетливая занятость вопросами человечества "вообще". Этот историософский универсализм таил в себе, по самому существу своему, неизбежность возврата к религиозным вопросам, - во всяком случае, он пробуждал и питал религиозные силы души, Действительно, несмотря на яркое и победное развитие духа секуляризации, уже в том же XVIII веке видим мы возврат к религиозному миропониманию, а в XIX веке Лабзин, Сперанский и различные мистические движения эпохи Александра I все настойчивее выдвигают религиозную идею, как основу новой идеологии. Наконец, в творчестве Чаадаева идея Церкви получает такое глубокое, основоположное значение, что самый смысл истории уже не может быть раскрыт вне идеи Церкви. Надо только иметь в виду, что построения Чаадаева - помимо того, что они остались неопубликованными (за исключением первого "Философического письма"), - не могли иметь прямого влияния уже по одному тому, что Церковь, как сила истории, по Чаадаеву, проявила себя лишь на Западе, Россия же (в первых построениях Чаадаева) остается вне действия Промысла, выпадает из "тайны времени". Но в таком случае религиозная позиция Чаадаева не давала ничего для построения русской идеологии, - что мы и наблюдаем на тех, кто переходил в католичество: в России им нечего было делать...[1] Но вслед за Чаадаевым выступают другие мыслители, которые так же горячо и вдохновенно защищают примат идеи Церкви, только "истинную" ...