Поиск по творчеству и критике
Cлово "1820"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 11. Размер: 132кб.
2. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 1
Входимость: 9. Размер: 36кб.
3. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 9. Размер: 125кб.
4. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Этапы творчества
Входимость: 8. Размер: 75кб.
5. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 7. Размер: 139кб.
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава вторая. Романтический период творчества Пушкина (1820-1824)
Входимость: 6. Размер: 38кб.
7. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава первая. "Гимназия высших наук"
Входимость: 5. Размер: 92кб.
8. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 3
Входимость: 5. Размер: 75кб.
9. Вересаев В.: Гоголь в жизни. II. Детство и школа
Входимость: 5. Размер: 170кб.
10. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 4. Размер: 64кб.
11. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 2
Входимость: 4. Размер: 91кб.
12. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 1820 г.
Входимость: 4. Размер: 3кб.
13. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 4. Размер: 51кб.
14. Письма Гоголя
Входимость: 4. Размер: 146кб.
15. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. О Хлестакове
Входимость: 3. Размер: 98кб.
16. Вяземский П. А.: Языков и Гоголь
Входимость: 3. Размер: 70кб.
17. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 3. Размер: 118кб.
18. О знакомых семьи: Косяровские, Трощинские. Роль почтового ведомства в жизни Гоголя
Входимость: 3. Размер: 25кб.
19. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 3. Размер: 55кб.
20. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 1. Юношеские годы. "Ганц Кюхельгартен"
Входимость: 3. Размер: 77кб.
21. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Именной указатель
Входимость: 3. Размер: 16кб.
22. Статья "Гоголь и женщины"
Входимость: 3. Размер: 16кб.
23. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 1. Глава вторая.
Входимость: 3. Размер: 25кб.
24. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 3. Размер: 102кб.
25. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 1820 г.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
26. Гоголь Н. В. - Гоголь-Яновской Т. С., 1820 г.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
27. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава первая. Ранний период творчества Пушкина
Входимость: 3. Размер: 32кб.
28. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
29. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Школа сентиментального натурализма
Входимость: 2. Размер: 176кб.
30. Анри Труайя: Николай Гоголь. Биографический список
Входимость: 2. Размер: 36кб.
31. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 10 июня 1821 г.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
32. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Идейная структура "Капитанской дочки"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
33. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 3
Входимость: 2. Размер: 70кб.
34. Виноградов И. А.: Обретение жанра: Народная песня и "Тарас Бульба" Гоголя
Входимость: 2. Размер: 57кб.
35. Гоголь Н. В. - Тарновскому В. В., 2 октября 1833 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
36. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 204кб.
37. Виноградов И.А.: Н.В. Гоголь
Входимость: 2. Размер: 16кб.
38. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 2. Размер: 165кб.
39. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Натуралистический гротеск
Входимость: 2. Размер: 152кб.
40. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 2. Размер: 109кб.
41. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
42. Капнист И. В. - Гоголю Н. В., 23 июня 1849 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
43. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 2. Размер: 59кб.
44. Карпов А. А., Виролайнен М. Н.: Н. В. Гоголь и Н. М. Языков
Входимость: 2. Размер: 8кб.
45. Гоголь Н. В. - Соллогуб С. М., 12 апреля н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
46. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., середина февраля 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
47. Гоголь Н. В. - Балабиной М. П., январь 1842 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
48. Записная книжка 1846—1851
Входимость: 1. Размер: 75кб.
49. Гоголь Н. В. - Толстому А. П., 24 ноября н. ст. 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
50. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., 13 мая 1834 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 11. Размер: 132кб.
Часть текста: (сочинение Томаса Мура)" 68 ; этот перевод был, однако, завершен до перевода Жуковского и выполнен независимо от него. Это полный перевод указанной поэмы Мура, сохраняющий также многие прозаические примечания английского поэта, тогда как при переводе Жуковского они большею частью опущены. Хотя при переводе К. П. Б. указано, что он сделан "с английского", в этом можно усомниться, принимая во внимание допущенную здесь кое-где транскрипцию собственных имен, явно следующую за французской орфоэпией: Жак-сон (Jackson), Иннистан (Jinnistan) и др. К французскому подлиннику восходит также напечатанная в "Сыне Отечества" 1821 г. и переведенная из парижского "Revue encyclopedique" статья под заглавием: "Исторический опыт об английской поэзии и о нынешних английских поэтах" 69 , в которой одна страница отдана Муру; автором ее был Филарет Шаль, уделивший внимание также "Лалле Рук" 70 . Отметим, что в переводе К. П. Б. напечатано большое примечание о слове "пери", отсутствующее в английском оригинале, и что частично это примечание совпадает с тем, которое дается при переводе Жуковского. Очевидно, оба текста этих примечаний, объяснявших слово "пери", в ту пору еще неизвестное словарям русского языка, восходит к одному источнику, скорее всего французскому 71 . В переводе К. П. Б. слово "пери" толкуется так: "На персидском языке пери значит воображаемое только существо. Пери имеют некоторое сходство с волшебницами и суть одни из прекраснейших созданий романтического мечтания. Узелей в своем собрании персидских сочинений описал некоторые главные черты оных со всею роскошью воображения, исполненного восточных мыслей. Несмотря на ...
2. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 1
Входимость: 9. Размер: 36кб.
Часть текста: Часть 1 Глава I Введение «Вечера на хуторе близь Диканьки» 1 К 1830 году в творчестве Пушкина в основном завершился процесс первичного формирования принципов реализма. Реалистический стиль, то есть особый вид мировоззрения в искусстве, особая система творческого восприятия действительности и творческой активности, направленной на действительность, этот стиль, возникший в недрах романтизма, явившийся необходимым историческим преемником романтизма, призванным разрешить присущие ему противоречия, – отдалился идеологически от своего предшественника, самоопределился, выявил свое принципиальное отличие от родившего его романтизма, стал новым качеством искусства. Отныне именно реализм становится исторически активной силой, направляющей литературу по пути прогресса в течение всего XIX столетия. Впрочем, реализм Пушкина 1820-х годов – это только еще самый первый этап развития реализма XIX века, только этап первого завоевания площадки, на которой суждено будет вслед за тем человечеству, и в частности русскому народу, построить здание реалистического искусства слова. Этот этап еще сохраняет явственные черты своего происхождения – пусть революционного – из глубин проблематики романтизма не только в том смысле, что романтики, романтические переживания и идеи остаются постоянной темой литературных произведений (см. образы Ленского, Онегина и др.), но и в том смысле, что самый метод романтизма сохраняет еще частично свою власть над сознанием даже самого передового и реалистического писателя 1820-х годов в мире, Пушкина. Здесь и неполнота и принципиальная случайность...
3. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 9. Размер: 125кб.
Часть текста: Н. В. Гоголя, затем в течение ряда лет сохранялся в семье его младшей сестры Ольги Васильевны, в замужестве — Головни. Конечно, в той или иной мере материалы семейного архива Гоголей уже были известны его первым биографам — Кулишу и Шенроку, но, кажется, впервые прямые или косвенные сведения об этом архиве появились в гоголевской литературе в 1901—1902 гг. в связи с 50-летием со дня смерти писателя, когда готовились новые издания, разыскивались новые, еще неиспользованные материалы о Гоголе и даже предпринимались специальные поездки на его родину. Так, в своем четырехтомном издании писем Гоголя, вышедшем в конце 1901 г., Шенрок не только использовал устные сообщения О. В. Головни, но и напечатал 91 письмо Гоголя к матери, полученные от сына Ольги Васильевны — В. Я. Головни. 1 Материалы, хранившиеся в семействе Головней, использовал в нескольких статьях 1902 г. П. Е. Щеголев. 2 Еще более широко воспользовался материалами архива Головни В. Чаговец, летом 1901 г. побывавший в Васильевке у О. В. Головни и тогда же напечатавший о своей поездке статью „На родине...
4. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Этапы творчества
Входимость: 8. Размер: 75кб.
Часть текста: Гоголь Пушкин. Этапы творчества ПУШКИН ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА А. С. Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. И более того, Пушкин — первый писатель, участвующий не только в русском, но и в мировом литературном (и шире — культурном) процессе. Как согласовать этот факт, который у всякого, кто знаком с западноевропейской и мировой культурой XIX—XX вв., интуитивно не вызывает сомнений, с не менее бесспорными данными о том, что имевшиеся в распоряжении западного читателя переводы произведений Пушкина были неполны и лишь отдаленно приближались к художественному богатству оригинала? Чувство неадекватности переводов подсказало даже Достоевскому не вполне справедливое утверждение, что Пушкин во многом непереводим. Ответ на заданный вопрос мы найдем, пожалуй, у Достоевского же. Говоря о том, что «бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь» 1 , Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература «вышла прямо из Пушкина» 2 Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. А творчество этих писателей, осмысленное в единстве, неизбежно потребовало внимания к Пушкину и проникновения в глубины его творчества. Хотя отдельные писатели (например, Мериме, Мицкевич) и раньше называли Пушкина гением и...
5. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 7. Размер: 139кб.
Часть текста: Однако и психологический аспект имеет несколько уровней. Несомненно, что некоторые черты поведения людей, их реакций на внешние ситуации свойственны человеку как таковому. Такой уровень интересует психолога, который если и обращается к историческому материалу, то лишь затем, чтобы найти в нем иллюстрации психологических законов как таковых. Однако на основе этого общепсихологического пласта и под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы исторического и социального поведения, эпохальные и социальные типы реакций, представления о правильных и неправильных, разрешенных и недозволенных, ценных и не имеющих ценности поступках. Возникают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь. К сознанию человека подключаются сложные этические, религиозные, эстетические, бытовые и другие семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения. Однако группового поведения как такового не существует в реальности. Подобно тому как нормы языка реализуются и одновременно неизбежно нарушаются в тысячах индивидуальных говорений, групповое поведение складывается из выполнений и нарушений его в системе индивидуального поведения многочисленных членов коллектива. Но и «неправильное», нарушающее нормы данной общественной группы поведение отнюдь не случайно. Нарушения общепринятых норм поведения — чудачества, самые «безобразия» человека до- и послепетровской эпохи, дворянина и купца, крестьянина и монаха — резко различались (при том, что, конечно, имелись и...
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава вторая. Романтический период творчества Пушкина (1820-1824)
Входимость: 6. Размер: 38кб.
Часть текста: романтиками, задававшими тон в обществе, соединявшими в себе высокий патриотический дух с революционной мечтой о новой России. В то время, когда завершалась работа над "Русланом и Людмилой", в русском обществе и его передовом отряде происходили глубокие изменения: тайные общества настраивались на переход от революционной мечты к революционному действию. Ячейки Союза Благоденствия, который рассчитывал на длительную подготовку общественного мнения к важным социально-политическим преобразованиям, были распущены. Лучшие люди этой организации составили Северное и Южное тайные общества, занявшиеся подготовкой революционного выступления против царизма и крепостничества. Сосланный на юг Пушкин попал в накаленную атмосферу революционной политической романтики. В Кишиневе возникли дружеские отношения с В. Ф. Раевским, с генералом М. Орловым и его офицерами-единомышленниками. Произошел ряд встреч с вождем Южного общества П. И. Пестелем. Встречи в Каменке у В. Л. Давыдова наводили поэта на мысль о существовании революционного заговора. Ожидания великих событий и великих перемен подогревались революционными потрясениями в Европе, в Италии, Греции, Испании. Оттуда, из Европы, из борющейся Греции, широкими волнами наплывало неодолимое влияние могучей и своевольной, как океан, романтической поэзии Байрона. С ним душевно сроднились...
7. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава первая. "Гимназия высших наук"
Входимость: 5. Размер: 92кб.
Часть текста: новое учебное заведение – так называемая «гимназия высших наук князя Безбородко». Она принадлежала к числу привилегированных учебных заведений. Ее задача состояла в «приуготовлении юношества на службу государству». По уставу она, наряду с Демидовским высших наук училищем в Ярославле и Ришельевским лицеем в Одессе, занимала «среднее место между университетами и низшими училищами» и почти равнялась первым, отличаясь от вторых как «высшей степенью преподаваемых в ней наук», так и особыми «правами и преимуществами». [2] Нежинская гимназия была создана как закрытое учебное заведение. Здесь установилась суровая дисциплина, за соблюдением которой неусыпно следили воспитатели и надзиратели. Те же цели преследовала и необычайно усложненная система управления гимназией. Общее руководство осуществляли директор, инспектор и надзиратели, в области учебной – правление. Руководство гимназии в свою очередь находилось под тройным контролем: попечителя Харьковского учебного округа, почетного...
8. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 3
Входимость: 5. Размер: 75кб.
Часть текста: критики. А ведь критика была в те годы по преимуществу романтической. Ушаков и Сомов, Лукьян Якубович и даже Надеждин – все эти хвалители первого цикла Гоголя исходили из норм романтической поэтики. Однако важно отметить, что крайний, воинствующий фронт романтизма начала 30-х годов в лице Полевого не одобрил «Вечеров». Полевой обнаружил у пасичника Рудого Панька бедность воображения, отсутствие смелого, творческого подхода к народным преданиям, неумение увлекать читателя – то есть обнаружил недостаток романтической свободы созидающего свой мир индивидуального духа. Недаром тут же Полевой указывает читателю и Гоголю как на пример всех достоинств, коих нет у Рудого Панька, – на Марлинского, автора «Лейтенанта Белозора»: «Вот художник !.. Сколько раз вы сами, верно, хохотали от души над этими чудаками голландцами, которых живописует автор; а он, может быть, не бывал и близко Голландии! Но таков творческий дар. Ему нет надобности жить между голландцами, между поляками, русскими или малороссиянами: он дернул волшебною ширинкою – и они перед вами» (отзыв о первой части «Вечеров»). Ясно, что в глазах Полевого Гоголь «Вечеров» – недостаточно «творец», то есть недостаточно романтик. Между тем и В. А. Ушаков, усиленно восхвалявший «Вечера», также замечает в «Северной пчеле», что «автору нашему недостает творческой фантазии», то есть и он почуял у Гоголя нечто, не соответствующее нормам романтизма. С другой стороны, Пушкин, печатно хваливший Гоголя и оберегавший успех его первой книги, несколько позднее, в 1836 году, говоря о втором издании «Вечеров», отметил «бессвязность и неправдоподобие некоторых… рассказов» этого сборника, то есть, исходя уже из опыта «Миргорода» и «Арабесок», нашел в «Вечерах» именно романтические недостатки. А...
9. Вересаев В.: Гоголь в жизни. II. Детство и школа
Входимость: 5. Размер: 170кб.
Часть текста: Родители Гоголя просили священника села Диканьки молиться до тех пор, пока дадут ему знать о счастливом событии и попросят отслужить благодарственный молебен. П. А. Кулиш I, 6. У нашей матери было два выкидыша... Тогда трудно было устроить, чтобы приехали к вам вовремя доктор или акушерка. Когда пришло время, отец поехал с матерью к доктору Трофимовскому, в его имение Сорочинцы. И вот родился там, в доме доктора, мой брат Николай... Брат любил вспоминать о том, почему назвали его Николаем. О. В. Гоголь-Головня по записи А. Н. Мошина. И. Белоусов. Дорогие места. Изд. 2-е. М., 1916. Стр. 30. [Василий Афанасьевич Гоголь женился на четырнадцатилетней своей невесте в 1808 г. (см.: В.   И.   Шенрок, Материалы. I, 44; Кирпичников, Хронологическая канва, 3) . Писатель родился в марте 1809 г. А. И. Кирпичников справедливо недоумевает: "Каким образом в один год или около того 14-15-летняя Мария Ивановна могла родить три раза? Очевидно, продолжает он,-- сказание это не заслуживает ни малейшего доверия; поездка слишком молодой будущей матери под наблюдение опытного врача вполне вероятна и без предшествующих несчастий". (Сомнения и противоречия в биографии Гог о ля. Изв. Отд. рус. яз. и слов. Имп. Акад. Наук, т. V (1900), кн. 2, стр. 601.) Однако о том обстоятельстве, что у Марии Ивановны до сына Николая были еще дети, свидетельствует целый ряд лиц, вполне заслуживающих доверия (кроме вышеприведенных см. еще подлинное свидетельство сестры писателя О. В. Гоголь-Головни в ее воспоминаниях. стр. 38). Ошибочно не это свидетельство -- ошибочна дата свадьбы родителей Гоголя. Единственное свидетельство за 1808 год -- письмо Гоголя к матери из Лозанны 21 сент. 1836 г. (Письма, I, 197) , где он напоминает ей о семнадцати годах "непрерывного, невозмущаемого счастья", которым она наслаждалась с мужем. Василий Афанасьевич умер в...
10. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 4. Размер: 64кб.
Часть текста: * АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817--1900) -- выдающийся рус­ский художник-маринист. АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823--1886) -- младший сын С. Т. Аксакова, в молодости хороший поэт, впоследствии выдающийся публицист-славянофил, из­датель еженедельной газеты "Русь". В конце сороковых годов служил членом уголовной палаты в Калуге, где хорошо был знаком с А. О. Смирновой. АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817--1860) -- старший сын С. Т. Акса­кова, один из основоположников русского славянофильства. Ученый, публицист, драматург. По поводу первого тома "Мертвых душ" напечатал юношески востор­женную брошюру, насмешившую неумеренными своими восхвалениями даже ярых поклонников "Мертвых душ", как, например, Белинский. Однако он же в письме к Гоголю дал очень суровую оценку "Переписке с друзьями". АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791--1859) -- в молодости литературный старовер, напыщенный поэт, переводчик Буало и Мольера, театрал и декламатор. В сороковых годах пишет "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охот­ника" и прославившую его "Семейную хронику" с ее продолжением "Детские годы Багрова-внука". Крупный помещик. В подмосковном его имении Абрамцеве часто гащивал Гоголь. АКСАКОВА Вера Сергеевна (1819--1864) -- дочь С. Т. Аксакова. АСАКОВА Надежда Сергеевна -- дочь С. Т. Аксакова. АКСАКОВА Ольга Семеновна -- жена С. Т. Аксакова. АНДРЕЕВ Алексей Симонович (1792--1863) 6мл воспитателем и преподава­телем в училище правоведения в Петербурге (с 1835 по 1850 г.), потом директором карточной экспедиции. Оставил записки, из которых пока опубликован отрывок, относящийся к Гоголю. АННЕНКОВ Павел Васильевич (1812--1887) --...