Поиск по творчеству и критике
Cлово "1812"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Именной указатель
Входимость: 10. Размер: 16кб.
2. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 8. Размер: 125кб.
3. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 7. Размер: 51кб.
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава первая. Социально-исторические и литературные условия возникновения романтизма
Входимость: 7. Размер: 33кб.
5. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 7. Размер: 64кб.
6. Анри Труайя: Николай Гоголь. Биографический список
Входимость: 7. Размер: 36кб.
7. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава вторая. Творчество В. А. Жуковского (1783-1852)
Входимость: 7. Размер: 27кб.
8. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 5. Размер: 139кб.
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
Входимость: 5. Размер: 47кб.
10. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 5. Размер: 88кб.
11. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 4. Глава вторая.
Входимость: 4. Размер: 52кб.
12. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 6. Глава вторая.
Входимость: 4. Размер: 59кб.
13. Гладилин М. С.: Народные картинки в творчестве Н. В. Гоголя
Входимость: 4. Размер: 27кб.
14. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 7. Последнее десятилетие. Вторая часть "Мертвых душ". Часть 2
Входимость: 4. Размер: 77кб.
15. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 4. Размер: 124кб.
16. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 3. Размер: 35кб.
17. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 3. Размер: 59кб.
18. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 3. Размер: 53кб.
19. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 3. Размер: 130кб.
20. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 1. Юношеские годы. "Ганц Кюхельгартен"
Входимость: 2. Размер: 77кб.
21. Рецензии из "Современника"
Входимость: 2. Размер: 22кб.
22. Гоголь Н. В. - Анненкову П. В., 7 сентября н. ст. 1847 г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
23. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. "Фаталист" и проблема востока и запада в творчестве Лермонтова
Входимость: 2. Размер: 50кб.
24. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава вторая. "Вся Русь…"
Входимость: 2. Размер: 164кб.
25. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. 2. Развитие русской общественной жизни в период от 20-х до 30-х годов XIX века
Входимость: 2. Размер: 35кб.
26. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 20 февраля 1835 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
27. Спевякина Д. В.: Храмы близ Арбата, в которых молился Н. В. Гоголь
Входимость: 2. Размер: 30кб.
28. Денисов В. Д.: М. Н. Загоскин и "загоскинское" в комедии Гоголя "Ревизор"
Входимость: 2. Размер: 13кб.
29. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. О Хлестакове
Входимость: 2. Размер: 98кб.
30. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 1. Глава третья.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
31. Шулятиков В. М.: На рубеже двух культур
Входимость: 2. Размер: 18кб.
32. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 1. Глава первая.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
33. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 1. Глава вторая.
Входимость: 2. Размер: 25кб.
34. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 5
Входимость: 2. Размер: 45кб.
35. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
Входимость: 2. Размер: 15кб.
36. Анненков П. В. - Гоголю Н. В., 11 мая 1843 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
37. Гоголь Н. В. - Смирновой А. О., 6 декабря 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
38. Краткая хроника жизни Гоголя
Входимость: 1. Размер: 8кб.
39. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава первая. Ранний период творчества Пушкина
Входимость: 1. Размер: 32кб.
40. О знакомых семьи: Косяровские, Трощинские. Роль почтового ведомства в жизни Гоголя
Входимость: 1. Размер: 25кб.
41. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
42. Прокопович Н. Я. - Гоголю Н. В., 21 октября 1842 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
43. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 13кб.
44. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава пятая. Революционный романтизм
Входимость: 1. Размер: 28кб.
45. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 45кб.
46. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 1. Размер: 132кб.
47. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь в начале литературной карьеры. III. А. О. Смирнова и Н. В. Гоголь в 1829 - 1832 гг.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
48. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Идейная структура "Капитанской дочки"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
49. Герцен A.И. - Из дневников, мемуаров и статей
Входимость: 1. Размер: 20кб.
50. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Вступление
Входимость: 1. Размер: 3кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Именной указатель
Входимость: 10. Размер: 16кб.
Часть текста: Белоусов Н. Г. (1799-1854) Бенардаки Д. Е. (1799-1870) Бенедиктов В. Г. (1807-1873) Бенкендорф А. X. (1783-1844) Берг Н. В. (1824-1884) Бланки О. (1805-1881) Бобринский А. А. (1800-1868) Бодянский О. М. (1808-1877) Бональд А. (1754-1840) Боровков А. Д. (1788-1856) Боткин В. П. (1811-1869) Боткин М. П. (1839-1914) Боткин Н. П. (1813-1869) Браницкая А. В. (1754-1838) Брут М. -Ю. (85-42 до н. э.) Булгаков А. Я. (1781-1863) Булгаков К. Я. (1782-1835) Булгарин Ф. В. (1789-1859) Бунин Н. Бурачок С. А. (1800-1876) Буташевич-Петрашевский М. В. (1821-1866) Бутенев А. П. (1787-1866) Бутурлин Д. П. (1790-1849) Валуев П. А. (1814-1890) Васильчиков И. В. (1776-1847) Веневитинов А. В. (1806-1872) Вергилий П. -М. (70-19 дон. э.) Виардо Л. (1800-1883) Вигель Ф. Ф. (1786-1856) Виктория, королева (1819-1901) Вилльмен Ф. (1790-1870) Вилькинс И. Я. (ум. 1842) Воейков А. Ф. (1778-1839) Волконский П. М. (1776-1852) Вольф А. И. Воронцовы-Дашковы Вьельгорский И. М. (1816-1839) Вьельгорский М. Ю. (1788-1856) Вяземский П. А. (1792-1878) Гагарин П. П. (1789-1872) Гагерн Ф. (1817-1849) Гакстгаузен А. (1792-1866) Галахов А. П. (1802-1863) Гароди Р. Гебгардт И. К. (ум. 1881) Гебгардт Ф. К. (ум. 1882) Гейне Г. (1797-1856) Герен (Геерен) А. (1760-1842) Герцен А. И. (1812-1870) Гете И. -В. (1749-1832) Гиббон Э. (1737-1794) Гизо Ф. (1787-1874) Гиппиус В. В. (1890-1941) Гладстон У. (1809-1898) Глинка Ф. Н. (1786-1880) Гоголь-Яновский В. А. (1780-1825) Гоголь М. И. (1794-1868) Годунов Борис (1551-1605) Голицын А. Н. (1773-1844) Головин И. Г. (1816-1890) Голота П. Голубков П. В. (1786-1860) Гольдман А. (1798-1863) Гончаров И. А. (1812-1891) Горький А. М. (1868-1936) Гофман Э. -Т. -А. (1776-1822) Гракх Т. (162-133 до н. э.) Грановский Т. Н. (1813-1855) Греч Н. И. (1787-1867) Грибоедов А. С. (1795-1829) Григорович Д. В....
2. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 8. Размер: 125кб.
Часть текста: Головни. Конечно, в той или иной мере материалы семейного архива Гоголей уже были известны его первым биографам — Кулишу и Шенроку, но, кажется, впервые прямые или косвенные сведения об этом архиве появились в гоголевской литературе в 1901—1902 гг. в связи с 50-летием со дня смерти писателя, когда готовились новые издания, разыскивались новые, еще неиспользованные материалы о Гоголе и даже предпринимались специальные поездки на его родину. Так, в своем четырехтомном издании писем Гоголя, вышедшем в конце 1901 г., Шенрок не только использовал устные сообщения О. В. Головни, но и напечатал 91 письмо Гоголя к матери, полученные от сына Ольги Васильевны — В. Я. Головни. 1 Материалы, хранившиеся в семействе Головней, использовал в нескольких статьях 1902 г. П. Е. Щеголев. 2 Еще более широко воспользовался материалами архива Головни В. Чаговец, летом 1901 г. побывавший в Васильевке у О. В. Головни и тогда же напечатавший о своей поездке статью „На родине Гоголя“. 3 Часть этих материалов он использовал и опубликовал еще в 1902 г. в специальной статье „Семейная хроника Гоголей (по бумагам семейного архива)“, 4 а часть — в 1909 г., в книжке „Из семейной хроники Гоголей“, где опубликовал мемуары самой О. В. Гоголь-Головни. 5 О семейном Гоголевском архиве у О. В. Головни упоминает в своих юбилейных статьях и В. Гиляровский. 6 В дальнейшем некоторые материалы семейного архива Гоголей-Яновских перешли к В. А. Чаговцу, 7 а „значительная часть... была передана О. В. Головней и ее сыном в дар „Обществу Нестора Летописца“, как значится в отчетном сообщении о чествовании Историческим обществом Нестора Летописца памяти Гоголя, 8 это — главным образом документы XVIII — начала XIX в., относящиеся к...
3. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 7. Размер: 51кб.
Часть текста: была Гоголю по идейным соображениям. Он показывает, что и на самых «верхах» нет справедливости. Министр, через которого капитан Копейкин, потерявший руку и ногу в Отечественной войне и лишенный средств существования, просил о «монаршей милости», ограничивался обещаниями» 1 , а в дальнейшем прибег к репрессиям. Авторы, затрагивающие эту проблему, видят в Копейкине «маленького человека», жертву самодержавно-бюрократического произвола: «В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь выступил с резкой критикой и обличением бюрократических верхов» 2 . Как это обличение связано с основной темой поэмы, остается неясным. Видимо, не случайно, что в ряде проблемных работ, посвященных концепции «Мертвых душ», «Повесть» вообще не рассматривается 3 . Сатирическая направленность «Повести» в адрес петербургской бюрократии бесспорна. Именно она была причиной цензурных осложнений, затруднивших публикацию «Мертвых душ». Однако трактовка Копейкина как «маленького человека» вызывает сомнения. Может вызвать недоумение, что Гоголь изобразил с этой целью не солдата-инвалида (см., например, образ отставного солдата в повести М. Погодина «Нищий» или в «Рассказах русского солдата» Н. Полевого) 4 , а капитана и офицера. Армейский капитан — чин 9-го класса, дававший право на наследственное дворянство и, следовательно, на душевладение 5 . Выбор такого героя на амплуа положительного персонажа натуральной школы странен для писателя со столь обостренным «чувством чина», каким был Гоголь. Преувеличением кажется и мысль Н. Л. Степанова о том, что образ капитана Копейкина является...
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава первая. Социально-исторические и литературные условия возникновения романтизма
Входимость: 7. Размер: 33кб.
Часть текста: и литературные условия возникновения романтизма Глава первая. Социально-исторические и литературные условия возникновения романтизма Отечественная война 1812 года потрясла Россию, вызвала переворот в сознании современников, породила фалангу самоотверженных борцов за свободу и положила начало новому периоду в истории русской национальной культуры. В отличие от многих европейских народов этого времени, переживавших годы национального унижения, национальной разобщенности и подавленности (немцы, итальянцы, греки), русский народ, отстояв свое отечество, пронес знамя победоносных битв до самого Парижа, помог другим народам в борьбе за национальное возрождение и сам стал народом всемирно-исторического значения. Никогда чувство национальной гордости не подымалось еще в русском обществе так высоко, как после победы над Наполеоном, никогда еще не было такого глубокого интереса к прошлому отечества, к истории, к делам и подвигам знаменитых предков, к памятникам древней культуры и народного творчества. Отечественная война свела передовое русское общество с народом, открыла ему глаза на истинное достоинство простых людей, заставила подумать об их судьбе. Общей мыслью передовых дворян стала мысль о том, что после всемирных побед России нельзя дальше держать русских крестьян в цепях рабства. Простой мужик стал предметом пристального внимания, как и все, что окружало его жизнь, составляло ее своеобразную поэзию, выражало его внутренний мир. По свидетельству декабристов и таких умнейших людей России, как Грибоедов, народ, одержав неимоверно трудную победу, впервые ощутил свою великую силу и начал тяготиться рабским положением как никогда прежде. Народное недовольство, поднимавшееся на гребне всемирно-исторической победы, питало идею свободы в просвещенном передовом обществе. ...
5. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 7. Размер: 64кб.
Часть текста: в жизни. Примечание ПРИМЕЧАНИЕ * АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817--1900) -- выдающийся рус­ский художник-маринист. АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823--1886) -- младший сын С. Т. Аксакова, в молодости хороший поэт, впоследствии выдающийся публицист-славянофил, из­датель еженедельной газеты "Русь". В конце сороковых годов служил членом уголовной палаты в Калуге, где хорошо был знаком с А. О. Смирновой. АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817--1860) -- старший сын С. Т. Акса­кова, один из основоположников русского славянофильства. Ученый, публицист, драматург. По поводу первого тома "Мертвых душ" напечатал юношески востор­женную брошюру, насмешившую неумеренными своими восхвалениями даже ярых поклонников "Мертвых душ", как, например, Белинский. Однако он же в письме к Гоголю дал очень суровую оценку "Переписке с друзьями". АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791--1859) -- в молодости литературный старовер, напыщенный поэт, переводчик Буало и Мольера, театрал и декламатор. В сороковых годах пишет "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охот­ника" и прославившую его "Семейную хронику" с ее продолжением "Детские годы Багрова-внука". Крупный помещик. В подмосковном его имении Абрамцеве часто гащивал Гоголь. АКСАКОВА Вера Сергеевна (1819--1864) -- дочь С. Т. Аксакова. АСАКОВА Надежда Сергеевна -- дочь С. Т. Аксакова. АКСАКОВА Ольга Семеновна -- жена С. Т. Аксакова. АНДРЕЕВ Алексей Симонович (1792--1863) 6мл воспитателем и преподава­телем в училище правоведения в Петербурге (с 1835 по 1850 г.), потом директором карточной экспедиции. ...
6. Анри Труайя: Николай Гоголь. Биографический список
Входимость: 7. Размер: 36кб.
Часть текста: Иван Константинович (1817–1900) – выдающийся русский художник-маринист. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1879) – в молодости поэт, критик, переводчик Буало и Мольера, в полуослепшем состоянии напишет: «Записки об уженье рыбы» (1847); «Записки ружейного охотника» (1855); «Семейную хронику» (1856) с ее продолжением «Детские годы Багрова-внука» (1858). Его книги отличает обращение к русской природе, описание жизни помещиков. Они сделали его классиком русской литературы. Его воспоминания о Гоголе являются наиболее ценными материалами. Сам он был крупным помещиком, приверженцем традиционного уклада. Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – старший сын С. Т. Аксакова: один из основоположников русского славянофильства, поэт, историк, филолог, критик. Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – младший сын С. Т. Аксакова, в молодости хороший поэт, впоследствии выдающийся публицист-славянофил, издатель еженедельной газеты «Русь». Аксакова Ольга Семеновна (1793–1879) – жена С. Т. Аксакова. Аксакова Вера Сергеевна (1819–1864) – дочь С. Т. Аксакова. Аксакова Надежда Сергеевна (1829–1869) – дочь С. Т. Аксакова. Анненков Павел Васильевич (1812–1887) – литературный критик и литературовед, издатель сочинений Пушкина, автор ценных биографических трудов о Пушкине, Станкевиче и не менее ценных воспоминаний о Белинском, Гоголе и др. В Риме выполнял обязанности секретаря Гоголя. Был «западником», принадлежал к кружку Белинского. Апраксина Софья Петровна (1802–1886) – урожденная...
7. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава вторая. Творчество В. А. Жуковского (1783-1852)
Входимость: 7. Размер: 27кб.
Часть текста: настроению русского сентиментализма. Романтическое творчество Жуковского до 1812 года По свойству своего дарования Жуковский начал введение романтизма в русскую поэзию с того, что переработал на свой лад романтические произведения зарубежной литературы: "Людмила" (1808), "Кассандра" (1809), "Громобой" (1810). В этих первых балладах Жуковского романтизм проявляется в самом ограниченном виде: в живописании чудесного, необыкновенно-фантастического, опирающегося на темные предрассудки старины, в мрачном колорите повествования. Мертвецы, привиденья, гроба, ночь, бледная луна, каркающий ворон - вот обстановка, в которой развертывается фантастический сюжет баллад Жуковского; что касается сути сюжета, то это обыкновенно - обручение с покойником, продажа души черту и непредотвратимые затем ужасные преступления. Все ужасы, рассказанные невиданным до того легким, ясным, гармоничным стихом, внушают человеку смирение, покорность судьбе, как бы незавидна она ни была. Людмила покарана только за то, что в страстном ожидании своего милого с полей войны возроптала на провидение. Громобой наказан за желанье сменить нищенскую судьбу на привольное житье. Словом, будь доволен тем, что дала тебе жизнь, не бунтуй, не ищи лучшего - вот...
8. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 5. Размер: 139кб.
Часть текста: поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь Пушкин. Декабрист в повседневной жизни ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют процессы, в которых человек является пассивным агентом, и те, в которых его активность проявляется в самой прямой и непосредственной форме. Для понимания этих последних (их иногда определяют как субъективный аспект исторического процесса) необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок той или иной ситуации, но и специфики самого деятеля — человека. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения. Однако и психологический аспект имеет несколько уровней. Несомненно, что некоторые черты поведения людей, их реакций на внешние ситуации свойственны человеку как таковому. Такой уровень интересует психолога, который если и обращается к историческому материалу, то лишь затем, чтобы найти в нем иллюстрации психологических законов как таковых. Однако на основе этого общепсихологического пласта и под воздействием исключительно сложных...
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
Входимость: 5. Размер: 47кб.
Часть текста: История русской литературы XIX века Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829) Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829) Как реалистическая басня Крылова явилась итогом длительного развития басенного жанра в нашей литературе XVIII-XIX веков, так и первая реалистическая комедия, созданная гением Грибоедова, была завершением целой полосы литературного развития, характеризуемой накоплением сатирических приемов и навыков изображения действительности и такими замечательными проявлениями живой и яркой сатиры, как комедии Фонвизина и басни Крылова. Комедия Грибоедова открывала перспективы, создавала основы для новых завоеваний реализма в русской литературе вообще, в драматургии - в особенности. Она воздействовала на всю русскую литературу XIX века как идейно, так и эстетически. "Комедия Грибоедова появилась под конец царствования Александра I,- говорит Герцен. - Своим смехом она связывала самую блестящую эпоху тогдашней...
10. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 5. Размер: 88кб.
Часть текста: ситуации 1859-1861 гг. Всесторонний кризис крепостного строя в 30-50-х гг. Политика Николая как попытка сохранить и укрепить крепостной строй путем использования некоторых элементов капиталистического уклада. Острые социальные противоречия и классовая борьба в николаевской России. Идеология "официальной народности". Идеология славянофильства. Идеология буржуазно-либерального "западничества". Белинский и Герцен - основоположники революционно-демократической идеологии. Роль творчества Гоголя в идейно-политической борьбе его времени. 1 Гоголь принадлежит к замечательному поколению, к которому непосредственно перешло духовное наследие декабристов, Грибоедова и Пушкина. Белинский и Герцен, Бакунин и Огарев, Станкевич и Сатин, Шевченко и Лермонтов, Пирогов и Федотов, братья Критские и Полежаев - все они были сверстниками Гоголя, родившегося на пороге второго десятилетия XIX века. У колыбели этого поколения стоял 1812 год. В детстве и отрочестве они слышали гром пушек на Сенатской площади, который возвестил о революционном крещении России. Их вступление в самостоятельную жизнь осенила мрачная тень виселиц на верках Петропавловской крепости. Им пришлось жить в николаевской казарме, под неусыпным надзором голубых мундиров, в России, о которой иностранный наблюдатель сказал: "Тюрьма без покоя, пустыня без отдыха..." По-разному отозвались в душе представителей этого поколения впечатления детства и юности. По-разному прошли они свой жизненный путь. Но было у них и общее - и оно было самым главным в жизни, в творчестве, в судьбе лучших людей этого поколения. Они были охвачены страстью - именно страстью! - любви к России и к своему народу, страстью служения...