Записная книжка 1846 г.

<ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1846 г.>

Дылда, длинный мужик, несоразмер<но> сложенный.

Орясина, неуклюжий, неотесанный.

Замухрышка, <1 нрзб.> в деревн<е> — <м>алоросл<ый?>.

Каштан.

Растебеня, рохля.

Фронтон заподлицо.

Чем же дом не дом?

———

Матвей Александрович, священ<ник> церк<ви> Спаса во Ржеве.

В Венеции Marascale, греческий поп в греческой церкви.

Ventura, папский духовник.

———

Симеона Полоцкого. Тезис правления, Обед духовный и Вечерня духовная, проповеди.

Иоаникия Галятовского

2. Полемич<еские> сочинения в защиту греческ<ого> законоучения.

3. Разрушенный алкоран.

Лазаря Барановича

1. Трубы словес и Меч духовный.

2. Руно орошенное. Нравоуч<ительные> беседы.

Св. Дмитр<ия> Ростовск<ого>

Проповеди

Келейная летопись.

Четьи-Миней 12-ть

Розыск.

Стефана Яворск<ого>

Проповеди и другие сочи<нения> в 3 томах.

Гавриила Бужинского

Проповеди, изд. Миллер<а> и Новиков<а>

Дмитрия Сеченова проповеди.

Амвросия. Собрание поуч<ительных> словес.

Руководство к чтению свящ<енного> писания.

Проповеди и богослов<ские> сочинения.

———

Ручная книга Росс<ийского> гражданского> судопроизводства Дегая.

Исторический атлас.

География Р. И. Павловского.

Промышленная карта, изд<анная>

Мануф<актурным> совет<ом> в Москве.

Обозрение сельского хозяйства в удельных имениях Байкова. 1836, СПб.

———

Николай Алексеевич Мурашев.

Василий Васильевич Варгин, умный купец в Москве.

———

Книги синодальные.

Маргариты.

Сборники учительские.

Апостольские беседы.

Триоди.

Осмогласники.

Книга отеческого завещания сыну Посошкова.

Разговор о православии, преосвящ<енного> Филарета.

Беседы о божеств<енном> причащении, Никифора Феотока преосвящ<енного>.

Сочинения Стефана Яворского. М., 1805; в 3 части ответ Сорбонской академии о раздел<ении> церквей.

Цвет духовный. 1682 год.

Пращица, преосв<ященного> Питирима, епископа новгородского, изд. 1721.

Розыск, Дмитрия Ростовского.

Жезл правления.

Соч<инения> св. Дм<итрия> Ростовского, 3 том<а>.

Сборник 1830.

О предании божественной литургии, св. Прокла.

Новая скрижаль, преосвящ<енного> Вениамина.

———

Богатые, прежде всего помните, что вы владеете страшным даром. Вспомните евангельск<ое> правило о том, как опасны богатства и как трудно спасен<ие> для богатого. Но вам даны <богатства>, вы не имеете права от них отказаться, вы должны помнить, что вы управители у бога. Горе вам, если будете плутовать и красть.

Почему советует Христос раздать богатство? Потому что знал, как трудно человеку быть управителем, и лучше заране отказаться от него, чем быть приведену потом в искушение.

———

Макария. О молитве.

Максима исповедника. О любви.

Ефрема Сирианина см<отреть>.

<мотреть>.

Симеона Нового.

———

Рукописн<ое>:

Иоаникия и Софрония Лихуды множеств<о> сочинений в защиту православн<ого> учения.

Хран<ятся> в Москов<ской> синод<альной> библиотеке и в архиве иностр<анных> дел.

———

Книги огласительные.

Петра Могилы.

Св. Дмитрия Ростовского.

Платона и Филарета московск<их>.

Творения патриарха Иеремии и Мелетия Пигаса.

Творения свят<ых> отцов.

Игнатия богоносца.

Св. Поликарпа.

Дионисия Ареопагита.

Иустина.

Кирилла Иерусалимского.

Кирилла Александрийского.

Преимущественно

Василия Великого.

Григория Богослова.

Иоан<н>а Златоустого.

Западных:

Амвросия и

Августина.

Изложен<ие> православн<ой> веры, Иоан<н>а Дамаскина.

Симеона Солунского. О храме и О литургии.

Андрея Критского.

Отрывки из Григория Назианзина.

Ириней.

Первос<вященник> Поликарп.

———

Никифор I <в.> патриарх, писал красноречиво и неодолимо против ереси иконоборцев.

Сочинения лучшие после Златоуста.

———

, Дионисия Ареопагита. М. 1787.

Св. Дионисия Ареопагита. О небесной иерархия. 1787.

———

Моршанская мельница графа Кутайсова на реке Цее. Строил ее иностран<ный> механик Погдеборд, стала она 300 т<ыс.> р<уб.>. Сарай мельницы 38 саж<ен> в длину, замечат<елен> постройкой и цементом, твердо стоящим в воде. Мельница может работать 300 дней в году, т. е. за исключением весеннего разлива и осеннего, определен<н>ыми законом спуска воды для взвода судов на Моршанские пристани. Может смолоть до 500 четвер<тей> в сутки или до 150000 в год.

Если бы круглый год имела работу, давала бы доходу 120000. Но мелет она только три месяца, смалывает не более 50000 четвертей и дает доходу не свыше 45 тысяч р<уб.>, потому что казенные закупки после в Моршанске незначительны. А прежде город был просто село Морша и был средоточием обширной торговли. С пристаней ее отправлял хлеб в Оку и Волгу для доставки в Петербург.

О НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКЕ.

Из Ж<урнала> М<инистерства> в<нутренних> д<ел>.

В начале 16 века Василий Иванович, в<еликий> к<н.> м<осковский>, указал на Макарьев как на место, выгодное для торговых складов. Молельщики, поклон<н>ики, иноки способствовали первому заведению ярманки; но до самого конца 17 столетия она всё ограничивала<сь> меною местных и со<се>дственных произведений.

С 1817 переводится в Китай-<город>, она занимает внизу просторный мыс, угол, образуем<ый> впадением Оки в Волгу. Деревянный мост в полверсте соед<иняет> ее с нижнею частью города. Лавки выстроены на сваях, земля поднята над ними на 4 сажени в вышину, взята из вырытых каналов с трех сторон, с которых выгруживаются прямо в лавки товары. Ярмарка подобится целому городу лавок, по рукаву Оки выстроены здания ярмяного правления и дом для губернатора. Широкая улица проходит от них через всю массу (из 63 корпусов лавок). Масса разделяется на 12 рядов, все они пересечены регулярно впоперек проездами меньшей ширины.

Ряды лавок имеют в длину полверсты, в конце каменная соборная церковь Животвор<ящего> Креста, по обеим сторонам ее поперечные ряды лавок выстроены в китайск<ом> вкусе, с пестр<ыми> крышами и цветными флагами. Каждый ряд в виде длинного квадрата с лавками, расположенными с обеих сторон, покрыт железом. Галереи перед лавками на 8000 тонких чугун<ных> столбиках. Число всех лавок око<ло> 2500.

Замечательна еще подземная галерея с башенками, в которой отхожие места, освещаемые отверстиями в своде и очищаемые протоком воды.

Перед ярмаркою на мощеном месте за мостом через Оку множество балаганов для складки железа, канатов, кож и пр<оч.> в большом количестве.

Время ярмарки с 15 июля по 25 авгу<ста>. 25 июля праздну<ют> св. Макария. Из монастыря Макария выносится образ угодника и остается в ярмарке на все время.

Предметы.

<ого> произ<водства>, мануфактура и сырые.

Метал<л>ы

на

17 мил<л>ион<ов>

Бумажные изделия

16

Шерстяные

10

Шелковые и полуш<елк>.

9

Меха

11

Льняные и пенковые

4 ½

Кожи сырые и выдел<анные>

3 ½

Сахар, табак, мыло

½

Предм<еты> сельск<ой> промышленности>

2 ½

Рыбы

2

Напитки

2

Хлеба

2 ¾

Droguer<ie>

1 ¼

Фарфор, фаянс

  ¾

Хрусталь, стек<ло>

1

Поташа и шадрика

1 ½

<очной>

  ¾

 

В. Иностр<анные> евр<опейские> колониальные.

 

Бумажные изд<елия> и бумага

4 мил<л>и<она>

Краски и москотильн<ые>

4

Напитки

3 ½

Шелк и полушелк

2

Шерст<яные>

1 ¼

Льнян<ые> и пенк<овые>

  ¼

   1/10

NB Третья часть шампанского выпивается на ярманке.

С. Азиатские товары.

 

Чай и китай<ские> това<ры>

14

Персид<ские>, груз<инские>, армянск<ие>

1 ¾

Бухарские

1 ½

Всё по средней приблизительной цене.

Русских произведений привозится не менее 104 мил<л>ионов сред<ним> числом.

Европейских не более никог<д>а 16 мил<л>и<онов> и не менее 10.

Азиатск<их> не более 22.

Доходы с ярманки за наем около 500 000.

.

в 1827 на 105 мил<л.>

1828 — 107 ½

1829 — 104

1830 — 106

31 — 129

<18>32 — 138

33 — 146, продано на 117

34 — 140 ½ — 105

35 — 142 ½ — 116

36 — 149 — 126 ½

———

Всегда почти выходит, что тот совет и упрек, которы<й> сделаем другим, как раз придется к тебе само<му>. Так что это вдвойне проясняет<?>. С тех пор я положил себе в урок никому не давать совета без того, чтобы искрен<не не> обратить самому себе, никому не делать упрека, без того, чтобы внутренне не обратить его самому себе. Поверь, что советы и тебе нужны, и делай так же, <упрекни> в том себя, в чем упрекнул друго<го>. И если это кажется неправд<ой>, то не потому, чтоб это было неправд<ой>, но потому что плохо видим себя. Я сделал это себе правило<м>, советую и тебе то же. Не думай, что ты бессилен и не мож<ешь> учиться, но учи, учась, действуй обоюдо<остро>.

О ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ.

Уральский хребет делит губернию на 2 части вдоль, производя множество отраслей, особенно в западной. Восточная, или Зауральская имеет более равнин. Первая камениста, песчана, кое<-где> глиниста и только к югу, где понижаются горные отростки, плодоносна. Зауральская сторона тоже к югу более плодородна, черноземна с примесью песка. Северная часть обеих половин равно лесиста, болотна и непригодна к земледелию.

Хребет порождает множество вод. В Пермск<ой> губернии до 30 рек и около 600 озер. Наибольшие реки Кама и Чусовая, замечательные величественными красотами берегов своих и судоходством обширным.

Пространство — 6000 кв. верст и на них до пол<у>тора мил<л>иона жителей.

Жители, сверх природных русских, пермяки, богулы или богуличи, черемисы, вотяки, татары, башкирцы, мещеряки, тептери и козаки <?>.

Население разительно своею сметливо<стью?> и характером.

крестьянин предан весь работе.

Житель Чердынского уезда терпит суровость климата и недостаток всего, кроме леса и воды. Житель Шадринского и Камышинского уездов пользуется изобилием природы.

Полудикий богул думает только о добыче леса.

Зауральский житель опрятен в образе жизни.

Заводской ремесленник занят весь промышленностью.

Татарин занят менами, расчетами, мелочной торговлей, же<но>любием и праздностью.

<ы>, заняты линейной службой, беззаботно-равнодушны к избыткам трудолюбия и деятельности, владеют однако ж самыми лучшими местами и угодьями.

Хлеба для губернии не достает. Подвоз его из губерний Вятской, Оренбургской, Тобольской и частию Казанской. Сено, несмотря на небольшое количество сенокосной земли, однако же достаточно для продовольствования скота всей губернии.

Лесоводство — один из главных источников дохода <?>. Вся северная сторона покрыта лесом и преимущественно в Чердынском, Соликамском и Верхотурском уездах. Лиственница, кедр, сосна, ель и пихта.

Садоводство

Скотоводство значительно на юге, особенно <?> у башкирцев. По течению реки Обви водятся крепкие и статные лошади, называемые обвинскими, в других местах они называются вятскими.

Пчеловодством <ов>, воску до 400.

Рыболовство на реке Каме; впрочем, эта статья не приносит бо<лее> 40 тыс. руб.

Звероловство значительно уменьшилось от вырубки лесов (главн<ым образом?> белка), прибыли на 10 000 р<уб.>. довольно большое, 80 миллионов ведер. Соль в Соликамском уезде вываривается около 7 000 000 пудов.

Горнозаводское дело. Поглощает все другие промышлен<ные> занятия, преимущественно <на> вос<то>ке. Золотинские печки уже в 1823 году дали более 100 пудов золота, а потом до 250 и 300 пуд.

<нных> заводах: на екатеринбургских 27 000 пуд<ов> железа, чугуна до 150 000 п., золота промывают до 90 п.

На гороблагодатских чугуна до 900 000 п., железа около 27 000 п., промыв<ают> золота до 3 п., платины до 4 п.

На богословских

На Артинском железа до 50 000 п.

На частных заводах меди до 90 000 п., чугуна до 4 000 000 п., железа до 3 мил<л>ионов п., промывают золота и в самородках 190 п., платины до 100 пуд.

Торговля металлами. В прочих предметах ее Пермская губерния есть более передающая, нежели производящая. Передает из Сибири в Россию сырые и выделанные шкуры. Собольи, куньи, беличьи, лисьи. Главная передача их происходит на Ирбитской ярманке, на которой продается товаров близ 10 миллионов.

торговли почти всё производится потребностями заводов, которых снабжение обеспечивает <?> весь юг губернии. Так велико количество рабочих на заводах.

Дороги сухоп<утные> много способствуют. Род шоссе из хрящеватого песку или мелких галек, добыв<аемых> из берегов рек. Преимущественно Сибирский тракт на 600 верст.

Судоходство по реке Каме, Чусовой и Белой очень значительно. Ежегодно до 1350 судов. Рабочих на них более 7000. Грузу до 38 миллионов р.

Горное правление, назыв<аемое> Уральским, нах<одится> в городе Екатеринбурге, из 2 департаментов; первый занимается распорядительною и хозяйственною частью, а второй суд<еб>ною.

———

В Ярославле хороши и характерны церкви.

Известковые горы показываются от Сызрани, идут в Саратовскую губернию. При солнечных лучах прекрасны.

до Астрахани степи, деревцо как сирота. Встречают и провожают орлы, плавая по воздуху десятками. Отдельно от них летают ястребы. Степь и степь. Иногда выказывается Волга. Козацкие станицы.

———

Козацкий завсегдатель.

— маленький чиновник, который денег не заплотит, маленький

подлец. <Другой> не заплотит, потому что и денег нет, а иора не заплотит, потому что не хочет. Иора герой.

Едоки, налегающие особенно на одни какие-нибудь блюда. Кто съедает по 300 раков, по десятку блинов, стерлядей, грибов.

———

Вала́ндать — медлить.

́зать — медлить с большой неповоротливостью, с тяжестью.

Рахманен — рохля, мямля и разиня, который имеет свойство не всё принести вдруг, сначала одно принести, потом другое, дрова не вязанкой, а по бревну.

Поживалочки — проживающие по домам девицы.

Томсега — толстая женщина неповоротливая, мясоносая.

— тонкая с перегибом и покачиваниями.

Валентирство. У нас город азартный: дебоширство, валентирство.

Дом с флигерями и ринжереями.

Мужик выразился о чухонцах: — Их чорт в кошеле таскал. Где уронил, там и поселил.

В Брянских лесах Новопечерский монастырь по берегу Десны, прекрас<ный> иконостас.

———

Loran, sur le Cours, coin de la rue Noël.

———

Предислов<ие.>

Завещан<ие.>

Обязанности женщ<ины.>

О лиризме.

О науке.

О том, что <такое> слово.

О чтениях.

<м.>

О духовенст<ве>

В чем же, наконец, <существо русской поэзии>.

О театре.

Что может сделать <...>

<ое> губернатор<ша>

О предметах лирическ<их>

Советы <?>

Карамзин.

———

<оно> кажется меньше: враждебны<ми> представля<ются> образы привлекательн<ые>.

АНЕКДОТЫ.

Начальника над артельщика<ми> выбрал мастер, и на вопрос: зачем выбрал, хорош поведеньем, что ли? — Нет, нехорош. — Не пьет, что ли? — Нет, пьяница. — Умен? — Нет, и неумен. — Так что ж он? — Повелевать умеет.

———

Спросил у мужика возле купанья один молодой человек: — Можно посмотреть в щелку на баб, как купаются? — Что ж, смотри, ведь они от того не полиняют.

———

Благодарность за оплеуху: — Давно бы, батюшка, так. Благодарю вас.

———

Беспримеров — Черствак.

Перговутинский. Овечинский.

Салотеров.

Самосвитов.

Сладкоподъедов.

Разбираев. Распримеров.

Козлонюхов.

Индис.

Пуд Николаевич Шибкострюхин.

Еменет Александров<ич> Поощряев.

<евич> Кикша.

Невриверигорский.

Распопов и Беспримеров.

Андрей Непопал-Собачий.

Лудин.

Глиста.

Философ Александрий<ский>

Варвара Николаев<на> Безрылова<?>

Одна Дросида, другая Голинда, обе Назарьевны.

———

Искусство <...>

Примечания

Печатается по подлиннику (ЛБ). Книжка целиком не сохранилась. 15 дошедших до нас листков из нее вложены в другую записную книжку, 1846—1848 гг. (подаренную Гоголю Жуковским), которая напечатана в VII томе настоящего издания. Сюда же вложен еще один листок меньшего формата, на котором Гоголем написано лишь одно слово «Искусство».

«Сочинения Н. В. Гоголя». Дополнительный том ко всем прежним изданиям его сочинений, в. I, М., 1892 (Прилож. к журн. «Царь-Колокол», III, стр. 92—93, и В. И. Шенроком по копии в «Сочинениях Гоголя», 10 изд., т. VI, стр. 525—526; план «Выбранных мест из переписки с друзьями» — Н. С. Тихонравовым, там же, т. IV, стр. 470. Весь остальной текст печатается впервые.

Среди дошедших до нас записей имеются записки к «Выбранным местам из переписки с друзьями» (план книги и черновая редакция статьи «Советы» («Всегда почти выходит, что тот совет и упрек» и т. д., стр. 565) и к «Развязке Ревизора» («Грусть оттого, что не видишь добра в добре», и т. д., стр. 568). Это позволяет датировать записи настоящей книжки 1846 г. Запись на первом из сохранившихся листков о том, за кого Гоголь хотел «помолиться», позволяет думать, что сохранившиеся листки начали заполняться перед пасхой 1846 г. (т. е. в начале апреля). Запись к «Развязке Ревизора» (оконченной в октябре 1846 г.) на одном из последних листков делает вероятным, что последние записи относятся к осени 1846 г.

В записях Гоголя отчетливо отразилась борьба реакционных настроений и здоровых, реалистических устремлений. Перечни религиозно-церковных книг и сочинений «отцов церкви», моралистические советы, обращенные к «богатым», и т. д. отражают то давление, которое оказывала на мировоззрение Гоголя феодально-крепостническая реакция. Вместе с тем записи говорят о реалистических чертах гоголевского творчества и его патриотических идеях. Гоголь продолжает собирать материалы по народному языку, по географии и этнографии России для «Мертвых душ» и других художественных и научных замыслов.

Сведения о моршанской мельнице графа Кутайсова (стр. 563) извлечены Гоголем из статьи «Краткое описание Моршанской мельницы графа Кутайсова», опубликованной в «Журнале Министерства внутренних дел», 1837, ч. XXIII, № 3, стр. 613—616; данные о нижегородской ярмарке (стр. 564) — из «Сведений о количестве товаров, поступивших на Нижегородскую ярмарку 1837 года» и других материалов, помещенных там же, 1837, ч. XXIV, № 6, стр. 539—541, и ч. XXVI, № 10, стр. 165—190. Данные эти интересовали Гоголя в связи с работой над вторым томом «Мертвых душ». Там же была использована Гоголем фамилия «Самосвитов», записанная в настоящей книжке.

Стр. 561. — Константиновский (см. о нем в т. XIII наст. изд.).

Стр. 562. Николай Алексеевич Мурашев — вероятно, московский купец, как и упоминаемый далее

. Гоголь записал их имена как имена лиц, от которых он рассчитывал получить интересовавшие его для II тома «Мертвых душ» сведения о русской торговле и быте.

Стр. 565. Droguerie (франц.) — аптекарские и москательные товары.

Стр— Loran, sur le Cours... — Лоран, на Аллее, на углу улицы Ноэль (парижский адрес?);

Le stromate (франц., от греч. στρωμα τα) — сборник сочинений различного содержания; возможно, что Гоголь имел в виду сборник поучений Климента Александрийского под этим названием;

Collection de St. Pierre — Коллекция св. Петра.

Раздел сайта: