Аксаков К. С. - Аксакову Г. С., апрель 1836 г.

7. К. С. АКСАКОВ — Г. С. АКСАКОВУ

<Москва. Конец апреля 1836 г.>

...Вчера же поутру приехал к нам Михаил Семеныч1 с письмом от Сосницкого23, что была играна в Петербурге комедия Гоголя «Ревизор», с блистательным успехом <...> Ты также принимаешь участие в делах искусства, — итак, изволь собрать сведения об этой комедии, о ее представлении, о Гоголе, и напиши обо всем этом к нам в Москву4. Мы надеемся, что Гоголь будет сюда5...

Примечания

Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860) — старший сын С. Т. Аксакова, впоследствии один из идеологов славянофильства; автор брошюры «Несколько слов о поэме Гоголя „Похождения Чичикова, или Мертвые души“», антиисторическая идеалистическая концепция которой вызвала уничтожающую критику Белинского. Аксаков был далек от сколько-нибудь верного понимания Гоголя. Обличительный пафос великого сатирика, антикрепостническая направленность его произведений были ему глубоко враждебны.

Григорий Сергеевич (1820—1891) — второй сын С. Т. Аксакова; учился в это время в Петербургском училище правоведения; впоследствии — видный чиновник.

1 Михаил Семенович Щепкин (1788—1863) — великий русский актер, гениальный интерпретатор роли городничего в «Ревизоре». О его отношениях с Гоголем см. в статье: Н. . М. С. Щепкин и Н. В. Гоголь (Соч. Н. Тихонравова, т. III, М., 1898, стр. 530—584. См. также письма №№ 8 и 11).

2 Иван Иванович (1794—1871) — известный петербургский актер, первый исполнитель роли городничего. См. ниже его письмо к М. С. Щепкину (№ 11).

3 Упоминаемое здесь письмо Сосницкого к Щепкину неизвестно.

4 «Об „Ревизоре“ и я слышал, что эта пиеса была принята отлично и автор был вызван, но также слышал, что в ней много простонародных бранных слов, что не совсем приятно слышать» («Материалы», IV, 767).

5 Гениальная комедия Гоголя с первого же появления на сцене вызвала резко отрицательную реакцию в придворных и чиновно-бюрократических сферах и среди рептильных журналистов. П. В. Анненков, присутствовавший на премьере, отмечал, что «избранная» публика единодушно называла комедию Гоголя — «невозможностью, клеветой и фарсом» (П. . Литературные воспоминания. Л., 1928, стр. 70). Глубоко потрясенный враждебным приемом оказанным «Ревизору» реакционной частью петербургской публики и дирекцией императорских театров, Гоголь решительно отказался от своего прежнего намерения — привезти в Москву пьесу и прочесть ее актерам, и вскоре уехал за границу.