Костылев А. Н. - Бартеневу П. И., 9 марта 1852 г.

203. А. Н. КОСТЫЛЕВ — П. И. БАРТЕНЕВУ

<Москва.> 9 марта <1852 г.> Воскресенье

...Об Гоголе написал сам Катков1. Да, мой друг, Гоголь умер! что можно прибавить к этому? Печаль была общая и непритворная. Одна только Ростопчина, которая превращается в литературную дрянь, чтобы не сказать более, — нарушила ее своими ахами и охами, помещенными в «Полицейской газете»2 прямо из-под натуры* <...>

Литографированный портрет с подписью: «Н. В. Гоголь во гробе» и fac-simile вышел и продается, кажется, по полтиннику <...> Этот портрет снят, должно быть, младшим Самариным; другой портрет делала Павлова. Сняли и маску, причем содрали несколько кожи с носа, но, кажется, первый бюст не удался; должны были как говорили студенты, дежурившие при гробе, снимать другой раз. Но об этом отложим, мой друг, говорить до личного свидания...4

Автограф. ЦГЛА. Фонд П. И. Бартенева (№ 46, оп. 1, ед. хр. 549, лл. 290 об. — 293).

Александр Николаевич Костылев (умер в 1856 г.) — сотрудник «Московских ведомостей», университетский товарищ П. И. Бартенева.

1  24 «Московских ведомостей» от 23 февраля 1852 г. Как устанавливается автором этой заметки был редактор «Московских ведомостей» — М. Н. Катков.

2 Костылев имеет в виду статью Е. П. Ростопчиной (подпись «Гр. Е. Р….на») «Похороны Гоголя», помещенную в № 47 «Ведомостей Московской городской полиции» от 27 февраля 1852 г. Неудовольствие Костылева было вызвано, очевидно, напыщенной манерой, в которой выдержана бо́льшая часть статьи. Не лишено интереса следующее описание похорон Гоголя, сделанное Ростопчиной: «Около гроба Гоголя, под влиянием общего чувства горестной утраты, стеклось со всех концов Москвы всё, что уважало талант его, чтило его личность. Всё, что сочувствовало славе отечества и дорожило его знаменитостями, окружало почтительно того, кого все оплакивают столь единодушно. У Гоголя не было в Москве ни семейства, ни родственников, а между тем у него нашлась семья, огромная семья — соединенная узами одного и того же сожаления, одной и той же печали <...> На руках понесли и донесли Гоголя до могилы сперва профессоры, потом студенты Московского университета, которого он был почетным членом, и, наконец, бессчетное множество любителей русского слова и русской славы. От церкви Университета до самой ограды отдаленного монастыря не только огромный поезд не убавился и не разрознивался, но к нему беспрестанно приставали новые путники и провожатели разных званий и сословий».

3  47 «Ведомостей Московской городской полиции» нет, но аналогичные извещения о продаже крепостных имеются в этом и в других номерах.

4 Смертью Гоголя вызвана следующая запись в дневнике московского почт-директора Александра Яковлевича Булгакова:

«21 февраля утром скончался здесь, после кратковременной болезни, известный писатель Н. В. Гоголь, сочинитель „Мертвых душ“, комедии „Ревизор“ и пр. <...> Гоголь первоначально был упоен чрезмерными, преувеличенными похвалами своих друзей, ставивших его не только наравне, но выше самого Гомера; потом был он озлоблен, раздражен критиками, гонениями своих неприятелей. Ядовитый Булгарин в Северной своей Пчеле не давал ему покоя. Все это, действуя на самолюбие, раздражительность и мистицизм Гоголя, должно было породить пагубные для него плоды.

„Московских полицейских ведомостях“ пышное описание всех похорон, описание, которое скорее можно назвать похвальною речью покойному Гоголю. На другой день выставлены во многих лавках Кузнецкого моста портреты Гоголя, лежащего в гробу и украшенного лавровым венком. Не мне судить Гоголя. Не возьму я сторону тех, кои сочинения и слог Гоголя называют лакейскими, но я не нахожу оные также и возвышенными. В неестественной своей комедии „Ревизор“ он покрыл позором все без изъятия сословия, всех чиновников, составляющих управление маленького уездного городка. Зачем сор из дому выносить да и представлять еще оный на всеуслышание в театре? Кто поверит, что сочинитель „Ревизора“ был человек кроткий и добрый и друг Жуковского, коего я завтра уведомлю о сделанной им потере, пошлю ему статью гр. Ростопчиной и портрет Гоголя» (неизд. — ЦГЛА, ф. 79, ед. хр. 15, л. 135—135 об.).

«Он покрыл позором все без изъятия сословия», «Зачем сор из дому выносить да и представлять еще оный на всеуслышание в театре?») — представляет собой своеобразный вариант последнего монолога городничего из «Ревизора» («Найдется щелкопер, бумагомаратель, в комедию тебя вставит, вот что обидно, чина, звания не пощадит, будут все скалить зубы и бить в ладоши» и т. п.). Не исключена возможность, что колоритная фигура московского почт-директора, острослова, любителя вскрывать чужие письма не только для удовлетворения личного любопытства, но и «по долгу службы» (он подвергал перлюстрации даже письма Пушкина к жене), могла послужить Гоголю прототипом для его уездного почтмейстера — Шпекина. Другое высказывание Булгакова о Гоголе см. ниже, в примеч. к письму № 209.

* Бессонов говорит, что было и другое объявление — о продаже имения, состоящего из 7 душ без земли3.

Раздел сайта: