Аксакова В. С. - Аксакову С. Т., 15 октября 1851 г.

191. В. С. АКСАКОВА — С. Т. АКСАКОВУ

<Москва.> Понедельник <15 октября 1851 г.>

...Гоголь, который нас часто навещает, пришел вчера вечером и сказал, что завтра, т. е. сегодня, играет ревизора Шумский1 и что не поедем ли мы в театр, что и он бы пришел в ложу. Ему хотелось в бенуар Верстовского2 Жаль, что актеры не сумели устроить этого иначе. Шуйский должен был бы приехать к Гоголю и попросить его замечаний, а то Гоголь от нас только узнал, что Шумский будет играть Хлестакова, а когда именно — даже не было объявлено в газетах, и мы бы не знали, но Щепкин приезжал к Гоголю, кажется, накануне, и сказал о том. Любопытно, что̀ сделает Шумский с этой ролью. Жаль, что вы не в Москве, мой милый отесенька и братья! Участие в этом случае очень бы ободрило Гоголя, а теперь никого почти нет знакомых. Что за болезненный духом человек! Вчера он так вдруг расстроился и в лице изменился, послал себе за содовой водой, воды не нашлось, он вдруг исчез сам, и через несколько времени опять воротился, но уже свежее, попросил песен малороссийских и опять развеселился3. Впрочем, говорит, что чувствует себя порядочно; употребляет теперь обтирание — воду с нашатырем, по совету Иноземцева. Мне кажется, что он расстроился вчера оттого, что упал подсвечник и сломалась свеча; он, кажется, испугался <...>

Гоголь всякий раз осведомляется о домах и советует нанять такой, в котором бы хоть месяца на два могли мы все поместиться: «Хоть бы и тесно, это только приятнее». Он и прежде говорил, что Вам надобно приехать печатать. Его печатанье еще не начиналось4. Спрашивал, почем Вы покупали бумагу. Мы не умели сказать5...

Примечания

 883, ед. хр. 5, лл. 59 об. — 60 об.).

1 В своих воспоминаниях Л. И. Арнольди привел мнение Гоголя о том, что «Шумский лучше всех других актеров, петербургских и московских, передавал эту трудную роль», т. е. Хлестакова («Русский вестник», 1862, № 1, стр. 92; ср. «История», 13).

2 Композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862), в это время исполнявший должность управляющего Московской конторой императорских театров.

3 «Гоголь часто нас навещает; мы его угощаем иногда малороссийскими песнями, но он так же мало разговорчив, как и прежде; его очень смущает, что нас не будет зимой здесь, и он всеми способами старается нам доказать, что нам выгоднее будет жить врозь, что непременно надобно провести весну в Москве, а в нашей деревне вредно и т. д. С отесенькой они беспрестанно в переписке» (неизд. — ИРЛИ, ф. 173, ед. хр. 10. 618, л. 74 об.).

Н. С. Аксакова писала матери осенью 1851 г.: «Я так много из Москвы привезла романсов и песен новых, которые теперь разучиваю. Гоголю еще <не> садилась переписывать — просто некогда. Отдал ли он 3-ю часть Диккенса — видался ли с ним Иван?» (неизд. — ЦГЛА, ф. 883, ед. хр. 7, л. 17—17 об.).

4 Гоголь предпринял печатание собрания своих сочинений, которое вышло, однако, в свет лишь в 1855 г. С. Т. Аксаков издавал в это время свои «Записки ружейного охотника».

5 В письме Аполлона Григорьева к М. П. Погодину (без даты) имеется следующее упоминание о Гоголе: «Вот Вам и конец статьи о Гоголе, многоуважаемый Михаил Петрович. Статья вышла жаркая, может быть и слишком, — но, предоставляя Вам право на подстрочное примечание, я прошу Вас не изменять в ней ничего— святыня, которой служу я с фанатическим идолопоклонством и горжусь таким идолослужением» (неизд. — ЛБ, Пог. II/9/28). О какой статье Григорьева идет здесь речь — нами не установлено. Весьма вероятно, что это статья «Летопись московских театров», о которой директор императорских театров А. М. Гедеонов, ведавший также театральной цензурой, писал М. П. Погодину 26 декабря 1851 г.: «Если Вы, милостивый государь, под статьями, долго не возвращаемыми, разумеете статью г. Григорьева „Летопись московских театров“, в которой делается разбор одного из представлений комедии „Ревизор“, полученную мною в прошедшем ноябре месяце, то я должен сказать, что статья эта в том виде, как делается по ней разбор помянутой комедии, не может быть одобрена к напечатанию и, кроме того, доставлена с перемарками и в полулистах, не сшитых между собою, тогда как по уставу о цензуре (14 том свода законов в статье 37) постановлено, чтобы рукописи, представляемые в цензуру, были чисто и четко переписаны. В заключение должно присовокупить, что помянутая статья прислана ко мне без подписи, от кого представлена, что противно цензурному уставу, § 34-й. Хотя же на заглавном листе ее и значится „А. Григорьева“, а на обертке, в которой была завернута статья сия (у сего прилагаемой), написано: „В контору журнала „Москвитянина“, но из этого еще не видно удостоверения в том, что статья сия принадлежит именно тому рецензенту, фамилия которого выставлена в начале, ибо подобная отметка не может назваться подписью» (неизд. — ЛБ, Пог. II/7/113).

О спектакле, вероятно послужившем поводом для статьи «Летопись московских театров», не пропущенной театральной цензурой, 2 октября 1851 г. Григорьев писал Погодину: «Хорошо, что Вы не поехали сегодня в театр. Такого мерзостного представления „Ревизора“ я не мог бы даже вообразить» (неизд. — ЛБ, Пог. II/9/27).

Раздел сайта: