86. Н. Я. ПРОКОПОВИЧУ.
Рим. Октябрь 22/10 <1842>.
<Боле>1знь моя была причиной, что до сих пор не вслал тебе <зак>1лючительной пиэсы, которую теперь посылаю. Едва справляюсь2 <с писаньем и едва?>1 мог кое-как переписать ее. Хотя она всё еще вовсе не в том <виде, в>1 каком бы желал, и хотя многое следовало бы выправить и <передела?>1ть, но так и быть. Авось либо простят и припишут времени <неопытнос?>1ти и молодости автора, как оно действительно и есть, ибо писано давно. <Если>3 мое заявление и молчание повергло тебя в изумление и <недоумен?>1ие, то, с другой стороны, твое молчанье мне кажется <непост>1ижимо. Ну, что бы уведомить меня хотя одною строчкой, как идет дело и печатанье. Я послал тебе три письма, и ни на одно ни строчки ответа. В одном письме я тебе послал конец «Ревизора», в другом письме «Игроков», написал тебе порядок, в каком должно быть и следовать одно за другим. Писал, чтобы в «Тарасе Бульбе» удержать попрежнему слышу, вместо — чую. Под комедией «Женитьба» выставить год, в который писана (1833).4 За нею особенный лист с титулом: «Отдельные сцены и драматические отрывки (с 1832 по 1837 год)». Потом такой порядок: «Игроки», «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Сцена из светской жизни», «Театральный разъезд». Всякая с особым передовым листом. Сделай милость, уведоми меня обо всем. Теперь, кажется, никакой нет уж помехи, а потому благословляю оканчивать печатанье, да и пускать книгу в продажу. Если печатанье взяло много издержек и книги вышли толще, нежели предполагалось, то можно пустить по 30 рублей. Первые экземпляры сей же час послать в Москву. Один Шевыреву. Другой Сергею Тимофеевичу Аксакову. Третий Хомякову. Четвертый Погодину. Все можно адресовать на имя Шевырева, с просьбой, чтобы он поскорее вручил им. В Петербурге первые экземпляры: гр. Вельегорскому (живет возле Михайлов<ского> театра), Александре Осиповне Смирновой (на Мойке, в собственном доме, за Синим мостом, за домом Ам<ериканской> компании), Плетневу, само по себе разумеется, Вяземскому.
Нужно распорядиться так, чтобы «Ревизор» и «Женитьба» отданы были вскоре после отпечатанья в театральную цензуру, чтобы не были там задержаны долго, ибо5 <н>6ужно, чтобы всё это поспе<ло>6 к бенефису <Ще>6пкина и Сосницкого. Не дур<но буд>6ет тебе съездить потом <к Сос>6ницкому <и сказ>6ать ему, что мое7 8 чтобы их бенефисы пришлись <в один>6 день. Чтобы «Женитьба» была представлена в один день и в <Москве>6 и в Петербурге. Что таким образом, как ему известно, я хотел <и преж>6де. И потому, чтобы он с своей стороны постарался тоже <об уст>6ранении всякого рода препятствий. Если театральная цензура <будет?>6 привязчива и будет вычеркивать кое-какие выражения, то обратись <к Вель>6егорскому и скажи ему, что я очень просил его сказать цензору <...?>6 слова два, особливо если цензор — Гедеонов, которого Вельегорский знает. <Щепкин>6 об этом очень просил. Насчет этого не дурно бы также <посове>6товаться с Краевским, который, кажется, знает все цензурные <поряд>6ки. Я напишу от себя письмецо к Никитенке, которому поклонись от меня <усерд>6 126, 3 piano. Будь здоров. Целую тебя сто раз. <Люби меня?>6попрежнему, люби так, как я тебя люблю. В следующем письме поговорим <обо>6 всем, и о тебе и о мне. Спешу отправить на почту. Перецелуй за меня всех <своих?>6 Пожалуста, не замедли извещением обо всем. Кланяйся всем помнящим меня <...?>6 Белинскому, Комарову.
На обороте: St. Pétersbourg, Russie.
Николаю Яковлевичу Прокоповичу.
С. Петербург, на Васильевском острове, в 9 линии, между
1 Вырвано.
1 Вырвано.
1 Вырвано.
1
1 Вырвано.
1 Вырвано.
1 Вырвано.
1 Вырвано.
2
3 Далее было: уди<вило?>
4 Далее начато: По о<кончании?>
5
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6
6
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6
6 Вырвано.
6 Вырвано.
6 Вырвано.
7 мои
8 Далее было: так
Печатается по подлиннику (КАБ).
Впервые опубликовано с пропусками в «Русском Слове» 1859, I, стр. 121—123; полностью — в «Письмах к Прокоповичу», стр. 38—40. Подлинник письма поврежден.
...<зак>лючительной пиэсы... Имеется в виду «Театральный разъезд», отправленный Гоголем Прокоповичу вместе с настоящим письмом.
О (1788—1863) см. Гоголь. АН СССР, XI, стр. 367.
Сосницкий, Иван Иванович (1794—1872) — знаменитый русский актер, первый исполнитель роли городничего в «Ревизоре».
Гедеонов—1867) — с 1833 по 1858 г. был директором императорских театров в Петербурге.
Краевский—1889) — издатель «Отечественных Записок».
Комаров, Александр Александрович (ум. 1874) — преподаватель словесности в петербургских военно-учебных заведениях, близкий знакомый Белинского.