Гоголь Н. В. - Иванову А. А., 16 мая 1842 г.

48. А. А. ИВАНОВУ.

Мая 16 <1842. Москва>.

Я получил ваше письмо и отвечаю вам только теперь, потому что прежде никак не мог по многим разным весьма хлопотливым обстоятельствам. Насчет вашего дела я советую все-таки прежде дождаться ответа на представление Жуковского. Моллер пусть своим чередом скажет Юрьевичу, Юрьевич государю наследнику. Нужно только, чтобы ваше имя было известно как следует и кому следует, нужно, чтобы на вашей стороне была гласность. А входить официально с новой просьбой, основанной на новых уже причинах, мне кажется, неловко. Почему вы не написали еще раз к Жуковскому? Верно, опасаетесь наскучить. Напишите теперь же и скажите ему, что я велел вам непременно это сделать. Вы должны помнить, что Жуковскому никогда нельзя наскучить в справедливом деле. И потому мой совет все-таки дождаться ответа на представление Жуковского. Теперь поговорим о другом. Вы упомянули в письме, что хлопочете о доставлении вам работы: копии с Рафаэлева фреска. А по моему мнению, вам нужна теперь не копия с фреска, все-таки более или менее поврежденного и выполненного быстро, но копия с окончательнейшего произведения Рафаэля. Вы теперь в вашей картине приближаетесь к окончательной отработке, и потому вам нужно теперь приобресть высокую чистоту и полную окончательность кисти. Заказ вам есть, если хотите только воспользоваться. Напишите копию с Мадонны di Foligno. Она будет вам хорошо заплачена, в этом я уверен.1 Но об этом, так же, как и об первом деле, мы переговорим с вами лично. Понимаете ли? Это значит — сею же осенью, может быть, мы с вами увидимся. К Жуковскому непременно напишите. Нужно прежде всего иметь от него ответ, чтобы знать, каким образом и как лучше действовать. А главное, мужайтесь и крепитесь. Нет дела, а тем более справедливого, в котором бы нельзя успеть, если только будем2 3 твердости и присутствия духа хотя на полвершка побольше куриного.

Распоряжения ваши Шаповалову насчет моих работ все хороши, и не может4 быть иначе: ибо мысли наши в этом деле совершенно сходны, и вы всегда можете действовать полномочно, будучи уверены заранее, что всё, что ни вздумается вам, придется по мне. Об одном только прошу, чтобы мои работы не отвлекли его от важнейших, и потому пусть он займется ими тогда только, когда решительно ничего нужнейшего и полезнейшего для него не случится. Прощайте! Будьте здоровы! Впереди всё будет прекрасно. Это я вам давно сказал. Если захотите теперь после получения вашего письма писать ко мне, то адресуйте в Гастейн.

На обороте:

Al Signore

Signore Alessandro Ivanoff (Russo).

Roma. Via Condotti. Caffe greco, vicino

alla Piazza di Spagna. Rome (en Italie).

1 Далее начато: А до того времени

2 нужно только

3 иметь хоть

4

Примечания

Печатается по подлиннику (ЛБ).

Впервые опубликовано: с пропуском — в «Сочинениях и письмах», V, стр. 472—474; полностью — в «Современнике» 1858, XI, стр. 134—135.

«Н. В. Гоголь. Материалы и исследования», I, стр. 128—129; ответ Иванова см. в книге М. П. Боткина «А. А. Иванов. Его жизнь и переписка». СПб. 1880, стр. 148—149.

— см. примеч. к № 45.

Моллер—1874) — художник, друг Иванова и Гоголя (см. Гоголь. АН СССР, XI, стр. 452).

Юрьевич — М. Ю. Вьельгорский.

Мадонна di Foligno — картина Рафаэля, написанная в годы полной зрелости художника, в 1512 г.

И. С. Шаповалов (1817—1890) — художник-мозаичист, ученик А. А. Иванова, которому Гоголь оказывал поддержку и материальную помощь. О работах, которые заказал Гоголь Шаповалову (копии женских фигур с фрески Рафаэля «Изгнание Илиодора» и головы Христа с его же «Преображения» и «Положения во гроб»), см. в письмах Гоголя к А. А. Иванову от 20 октября и 25 декабря 1841 г.