Гоголь Н. В. - Плетневу П. А., 15 декабря 1849 г.

131. П. А. ПЛЕТНЕВУ.

Декабрь 15 <1849>. Москва.

Мы давно уже не переписывались. И ты замолчал, и я замолчал. Я не писал к тебе отчасти потому,1 что сам хотел быть в Петербург, а отчасти, и потому, что нашло на меня неписательное расположение. Все кругом на меня жалуются, что не пишу. При всем том, мне кажется, виноват не я, но умственная спячка, меня одолевшая. «Мертв<ые> души»2 тоже тянутся лениво. Может быть, так оно и следует, чтобы им не выходить теперь. Дело в том, что время еще содомное. Люди, доселе не отрезвившиеся от угару,3 не годятся в читатели, не способны4 ни к чему художественному5 и спокойному. Сужу об этом по приему «Одиссеи». Два-три человека обрадовались ей, и то люди уже отходящего6 7 Пожалуста, отправь это письмецо к Гроту и сообщи мне его точный адрес. Передай также мой душевный поклон Балабиным и скажи им, что я всегда о них помню. Затем, обнимая мысленно с тобой вместе всех близких твоему сердцу, остаюсь

твой весь Н. Г.

Адрес мой: в доме Талызина на Никитском булеваре.

Об «Одиссее» не говорю. Что сказать о ней? Ты, верно, наслаждаешься каждым словом и каждой строчкой. Благословен бог, посылающий нам так много добра посреди зол!

1 и потому

2 Даже и «Мертв<ые> души»

3 далеко не отрезвились и еще в чаду от угару

4 и не способны

5

6 прежн<его>

7 свидетель многому такому, что заставляет чело<века>

Примечания

Печатается по подлиннику (ПД).

— в «Опыте биографии», стр. 164—165; полностью — в «Письмах», IV, стр. 289—290. Ответ Плетнева, от 23 декабря 1849 г., см. в «Русском Вестнике» 1890, № 11, стр. 60—61.

Датируется 1849 годом на основании пометы Плетнева на подлиннике: «П<олучено> 21 дек<абря> 1849».

...... — письмо № 132.

Раздел сайта: