Гоголь Н. В. - Нащокину П. В., 20/8 июля 1842 г.

К № 68. П. В. НАЩОКИНУ.

<Гастейн. Июль. 20/8 1842.>

Черновая редакция

Я думаю, вы1 изумляетесь, Павел Воинович, моему молчанию и почему я не писал к вам ничего из Петербурга о вашем деле2 и о следствиях,3 которые имел мой разговор4 с Дм<итрием> Ег<оровичем> Бенардаки.5 Мне хотелось прежде обдумать и сообразить всё.6 Теперь я на месте и пишу к вам из Гастейна.7

Вы знаете уже причины, почему я хлопочу о вас.8 Я хлопочу о вас не потому, что вы мне дороги по дружественным отно<шениям> и прекрасным качествам души вашей,9но потому что вы кроме того владеете10 знаниями и качествами и познанием света и людей, ясным умом и верным взглядом, достоинствами, которые должны быть непременно употреблены, и я бы почел за грех, если бы не способствовал к тому,11 хотя бы вы даже не были близким моим приятелем и не имели никаких личных отношений со мною.

Я думал давно<?> о вашей участи и <о> том, каким образом дать ход12вашим способностям, и положение <ваше> занимало меня сильно, хотя я об этом не говорил вам. Жизнь ваша протекла шумно, разгульно, бешено, как веселилась прежде наша молодеж<ь>, и в свете осталось за вами название13 повесы.14 Свет остается долго15 что в истинной вере приобрел себе твердого вожатая. Свет не видит этого и обыкновенно продолжает свое. Вот вследствие чего вам закрыты все пути <к> казенной должности. И вот почему я остановился на мнении избрать вам частную<?> должность,16 для которой не требуется чинов и звания. У дельных и степенных людей в памяти ваша жизнь, и они не могут понять вас. Вот почему я предложил вам <поговорить с Бенардаки>. Знакомство мое с ним началось не так давно, но бог одарил меня17 способностью понимать и узнавать людей.18 Половина жизни моей протекла, и я до сих пор еще не обманывался ни в одном человеке, начиная с лет ребячества и юности. Я с первых разговоров с ним уже увидел человека, владеющего19 верным пониманием вещей,20истинной21 мудростью, которая дается умному человеку22только23 раз<нос>торонним обращением с людьми различных характеров и сословий.

Я ему рассказал всё откровенно, не скрывая ничего,24 рассказал, что вы промотали всё свое именье, что провели шумно и безрасчетно вашу молодость, что были в обществе знатных повес, что были в обществе игроков, но среди всего не потерялись душою, сохранили благородные движения души, умели заслужить невольное уважение достойных <и> умных людей, дружбу Пушкина, которую он питал <к> вам преимущественно перед всеми до конца своей жизни,25 сохранили доброе сердце, приобрели познание людей и света. И будучи низринуты в несчастие и бедность,26 в обстоятельства, от которых пошла <бы> кругом голова у другого, вы не вдались в отчаяние,27 не прибегнули ни к одному бесчестному средству, не вдались ни в один порок, в которые способен вдаться русский, приведенный в отчаяние, но с чудным терпен<ием> умели нести крест, благославляя имя божие и становясь выше и выше христианином в душе,28 который в бедах тверже и сильней29 становится по мере того, как несчастнее и тяжелее становится участь его.30

И в заключение слов моих я сказал, что если ему нужен честнейший31 и благороднейший человек во всех <отношениях>, то никого другого он не может употребить, по моему мнению, с такою пользою, как вас. Он слушал меня со вниманием,32 и по окончании33 сделал предложение, которого я вовсе не ожидал, именно предложил быть воспитателем его сына. Я,34 35 берут на эти места36молодежь вроде или студента, или семинариста,37 знакомого с наукою и школою, а не со светом, которому нужно в надежде будущих выгод взять это место как временное <из->за куска хлеба,38 я уже готовил, чем ему вашими устами произнести отказ.39 Но несколько слов, которые он тут же произнес, показали40 мне вдруг его образ мыслей насчет воспитан<ия>, и я должен сказать откровенно, что уваженье мое к нему возросло с тех пор еще больше. В словах его и в самом голосе, с которым он произнес эти слова, был слышен отец, глубоко понимающий всю важность воспитания, высокого воспитания души, а не наружного блестящего воспитания, о котором заботятся ныне почти все. И <я вам> вслед за ним делаю сам то же от себя предложение, быть воспитателем его <сына>. Обязанность слишком трудная, слишком требующая глубокого размышления? Размыслите строго, вообразите себя, всю жизнь свою. Но вот почему я требую, вот вследствие каких качеств.

О науках41 и учении нечего заботиться, для <этого> будут у него учителя, без сомнения лучшие, какие найдутся. Но вы можете уже с самых юных лет внушить ему познание света и людей в настоящем виде.42 Уже одно множество происшествий, случивших<ся> в виду вас, разорившихся владельцев, все бесчисленные случаи <и> истории, которыми обогащена ваша память, о которых вы с такой правдой43 и увлекательностью44 умели сообщить другим. Испытанный несчастием и устоявший среди них, вы можете один сообщить твердость в его душу, которой не в силах сообщить ни один не изведавший45 невзгод и волне<ний>. Након<ец> вы можете более, чем кто другой, водрузить46 неколебимой веры в бога, потому что приобрели ее не внушением других, но обрели ее в своем сердце и обрели в горниле бедствий.47И поэтому вы можете сообщить мужество не упасть духом в неудачах, не бледнея встречать несчастия. Итак, вот те случаи,48 которыми вы внушите.

Рассмотрим еще другие49 способности, которые на вашей стороне. Вы имеете на своей стороне светлую ровность характера, которая между прочим необходимое условие воспитания. Вы не можете предаться ни в коем случае минутному увлечению гнева, что портит обыкновенно характер воспитанника. Ваше обращение50 увлекательн<ым> делается уже светлостью, которая привлекает. Вследствие <этого> вы скоро можете заставить воспитанника полюбить себя, а это уже много, посредством любви можно много передать в душу, чего51 человек<?> другими средствами не в силах внушить. Вы можете сообщить ему мало-помалу охоту наблюдать за людьми и уметь отличать их хорошие и дурные стороны. Наконец вы, не имея подробного понятия о науках, имеете о них вообще верные и светлые идеи,52 что53 <бности, и> педантизм, с которым обыкновенно принимаются за науки. Вы понимаете в художествах54и искусствах и, стало быть, можете действовать нечувствительно на вкус.55

Не одно устроенье судьбы вашей зависит от этого, но вам предстоящая обязанность угодна56 богу. Ничего нет выше, как образовать прекрасного человека. И ведь вы посудите, воспит<аннику> вашему готовится57 поприще государственное. Уже по одному состоянию своему и богатству он будет58 иметь сильное влияние, стало быть вы можете быть творцом многих прекрасных дел. Отец его <при>обрел одною силою ума59 и соображений глубоких, а не удачами и слепым счастием. И потому богатства сии не должны быть истрачены втуне. Они достойны все быть употреблены60 на прекрасные дела.61Итак, вам предстоит воспитать так его, чтобы он62 был в силах употребить их прекрасно. Вы63 можете составить счастие не одного человека, но многих, потому рассмотрите неотложно.

Но как приступить к этому делу и действовать? Вот мои мысли. Они будут, сколько мне кажется, также совершенно согласны64 с мнениями отца. Ваше воспитан<ье> не должно вовсе походить на обыкновенное гувернерск<ое> воспитанье. Оно должно быть проще, как можно проще нужно взяться с детства. Вы должны следить за его движениями и более за его движеньями сердечными, но так, чтобы он сам почти этого не мог заметить, <сообщать> всё65в разговорах, а не в книгах и в каких-нибудь черствых поученьях. Вы должны сделать так, чтобы он искал бы с вами разговоров, — разговоры ваши будут увлекательны и поучительны, это я знаю, и достаточны совершенно возрасту, потому что, я знаю вас, <вы> не заговорите тоном выше, чем надобно <?>

Жизнь, живая жизнь должна66 составить ваше ученье, а не мертвая наука. Прежде всего то, что поближе окружает, должно быть доступно. В продолжение некоторого времени испытывая его в душе и пробуждая разговорами вашими все способности душевные, вы должны нечувствительно заметить, к чему преимущественно лежат его наклонности, какой элемент67 и зародыш к чему68 положила ему в душу натура,69 и тогда обратить на него почти всё внимание. Тогда ваше дело возбудить в нем сильнее и яв<ствен>ней эту наклонность, представить ему вдали в заманчивом проспекте науку70 и ее предмет таким образом, чтобы возбудилось в нем только любопытство.71 <ся> со своим профессором72 в эту науку. Но без этого увлекательного проспекта, который может внушить один только светский, практический человек, начало самой любимой науки покажется ему черствым.73

Но прежде чем узнать это направление преимущественно к чему-нибудь одному, вы испытывайте его во всех родах, наводите и долее <на>74 разговоры об всех предметах. Ибо помните, что только вы можете сделать это.75 Профессор, занятый односторонностью своего предмета, никогда не в силах открыть настоящей наклонности отрока.76 Это дело светского, опытного человека, равно обнимающего77 вниманием всё. Вы знакомы с лучшими произведеньями искусства,78 с художниками и артистами и потому водите как можно поболее в мастерские и вводите его в таинства искусств и наук. Это много облагораживает душевные движения. Наконец вы можете ему внушить эту очаровательную простоту79 в обращении,80 эту доступность и ровность со всеми при отличительном81 умении ценить достоинства каждого, что должен иметь всякий просвещенный человек, а тем более тот, которого круг действия обширней других и82который оттого неминуемо должен чаще соприкасаться с людьми. Вот те качества83 воспитателя, которые на вашей стороне. Недостатки ваши, по моему мнению, разве могут <быть> только84 лень и неподвижность, одолевающие всякого русского человека, и трудность85 подняться на дело. Но в той же силе русской природы есть способность, поднявшись на что-нибудь, совершить его так, как никто другой не в силах его совершить.86Русский сидень больше делает дел, чем хлопотун.87 При том же сообразите, <что>88бездейственность ваша не есть ваш характер, она есть следствие неиме<ни>я средств употребить свои силы.89 Подумайте об этом строго и прежде разберите.

О существенной важности воспитания уже не говорю ничего. Вы слишком глубоко чувствуете в душе необходимость высоких христианских добродетелей, и бог поможет вам передать не личину и маску ханжества, под которыми является религия, но глубокую внутреннюю силу, водружающую в наше сердце якорь и дающую ничем несокрушимый характер человеку.

<ие>. Вопросите себя в глубине души, способны ли вы исполнить.90 Но во всяком случае не решайтесь приняться вдруг за такой божий подвиг.91 Это трудно, потому что нужно пожертвовать <всем>, нужно посвятить себя всего служенью и совершенно умереть для [себя]. Но в этом-то и есть красо<та> подвига. Вы должны, во всех отношениях пересмотревши <свою> жизнь, избрать поприще. Рассмотрите жизнь и всё множество крушений, которые удалось пережить вам. И что <ж>, всё это без цели? Ничто не посылается богом без цели. Бедствия,92 несчастия,93 сама эта твердость душевная, приобретенная вами, всё это дано для того, чтобы употребили ее в дело. Теперь предстоит вам это дело, вы должны передать <ее> другому. Вы вытерпели ниспосланные несчастия, вы не роптали, вы находили возможность еще протянуть руку помощи другому, когда сами <страдали> под горькой нужд<ой>, но еще никакого подвига не наложили сами на себя доселе, никакого дела, никакого христианского пожертвова<ния>, свидетельства вашей любви к ближнему, — дела, без чего ничтожна наша вера, которое налагается тем пожертвованием, которое считаем необходимым отдать добровольно и в котором94 много сладости.

И если вы предпримете этот подвиг как подвиг, назначенный богом, потому что бог дает чудные силы всему, что предпринимается в честь его, и сами вы не так взглянете на этот подвиг, не откажетесь от него,95 ибо этот подвиг немаловажен.

Насчет условий я ничего вам не скажу. Это дело последнее. Скажу вам только: Бенардаки слишком хорошо знает, что значит воспитание сына, что вы и дети ваши будут обеспечены и что он лучше всякого другого почувствует, чем и как вознаградить вас.

Итак, я ожидаю вашего ответа. Не говорю ничего более<?>, пото<му> что вы слишком благородны, чтобы решиться взяться за такое дело не для самого дела, а для выгоды,96и я знаю, что как ни жестоки ваши обстоятельства, как ни доведет <вас> до последней крайности ваше положение, но вы [будете] иметь <мужество> отказаться. Итак,97 рассмыслите, сообразите и откровенно, как всегда привыкли вы действовать, дайте ваш ответ.98 Я только вам скажу, что всё, предпринятое с душевным рвением, подкрепляется высшею силою и99 обращается в легкое, и в труде уже обретается высшее наслаждение. Ответ ваш вместе с письмом я пошлю100 прямо к Бенардаки. Но это не должно вас ни в чем остановить. Вы должны действовать совершенно чистосердечно. Грех был бы со стороны вашей, если бы в этом деле не поступили вы откровенно. Я вас уведомлю об ответе,101 102 но каково <бы> ни было решен<ие>,103 я бы хотел во всяком случае чтобы вы узнали друг <друга>. Я не смею вам советовать ехать в Петербург, зная, что по расстроенному состоянию вашему всякая незначительная издержка тяжела,104 но я бы хотел очень, чтобы вы потом <познакомились>. Будьте просты105 и нараспашку, как вы всегда. Бенардаки тоже106 107 действовать просто, я даже просил [его] в случае какой-нибудь невозможности сказать вам просто слово: нет, без всяких даже объяснений, потому это твердо уверен, что если он скажет это слово, то верно вследствие слишком законных причин, и вы сами поймете, что это благороднее всего. Вот всё. Душевно обнимаю вас. Размыслитесь, помолитесь и бог вразумит вас.

Но еще вам повторяю: только тогда вполне возможен будет ваш подвиг и будет легок и отраден, как вы примите его как подвиг для бога. Если бы даже вы исполнили хорошо самое дело, и отец будет вполне доволен, то это ничего не значит. Нужно, чтобы вы сами были довольны, чтобы верили во глубине души вашей в это. От другого я бы не требовал этого, но от вас требую и молю бога именем святой <его> власти, именем вашей108 природы и ваших благородных душевных движений, которые, я знаю, вы не захотите ни в каком случае унизить.

Сноски

1 несколько

2 Вы, я думаю, [несколько изумлены], любезный Павел Воинович, тем, что я не писал вам до сих пор ничего о вашем деле.

3 об успехах

4 Далее приписано:

5 Далее было: с которым я бы желал от всей души, чтобы вы сошлись

6 а. Причина замедления, что во-первых нужно обдумать и сообразить прежде б. Причина замедления <в> недостатке времени во время моего доселе беспрерывного движения и в необходимости обдумать и сообразить всё.

7 и потом<у> написать к б. Теперь я остановил<ся>

8 Вы знаете, что я к вам испол<нен>

9 не по тому поводу, что вы мне дороги по вашей душе и прекрасным ее качествам, но потому

10

11 и клянусь, я почел бы грехом, если бы со своей стороны не употребил всех сил моих к тому

12 дать <1 нрзб.>

13и в свете вы остались все еще пове<сой>

14 Нет нужды

15 проч<но>

16 Вместо этого было: Но этих искр не могут видеть многие, не могут почтить ничтожные человека дружбою своею. Навеки название пустого человека остается <за> вами [без чинов на приобретение] и пути к службе все закрыты, а [учиться] сначала вам начинать нельзя. Я думаю, что нашел должность

17 перв<ым> б. важн<ым>

18 даром, за который день и ночь воссылаю ему молитвы, даром слышать и узнавать людей <2 нрзб.>

19

20 верным взглядом на вещи

21искренной

22 дается человеку

23 только тогда, когда глубоко

24 Далее начато: что

25сохранить до конца жизни дружбу Пушкина

26 Далее начато: от

27 в несчастие

28 а. б. показали изумительную покорность в<оле> провидения и умели сохранить <?> эту христианскую веру и благословлять все несчастия и стали глубоким в душе христианином

29 и совершен<ней>

30 чем немощи сильнее и тягостнее несчастия

31истинно честнейший

32 и сделал

33 Далее начато: моих

34 Я отвечал

35 зная, что обыкновенно требуется светом с людей

36 <ические>, что

37 или семинариста, или студента, только начинающего

38 определяющегося из-за куска хлеба в надежде будущих других подвигов

39 Далее было: Но несколько [слов, сказ<анных>] мыслей и мнений своих, которые [им] тут же сказал <он> об воспитании, так были справедливы и во многом так согласны с моими, что я получил к нему с [этой минуты] этих пор еще больше уважения и вслед за ним делаю сам

40

41 Далее начато: ничего

42 Далее было: науку, которой вы обязаны истории несчастия

43

44 и прелестью

45 <1 нрзб.>

46 Далее было: веры

47 Далее было: Вы

48 <е> случаи

49 другие, которые

50Ваша доброта

51 Далее было: не передать

52 <понятий>, светлые общие идеи о науках и о движения<х> и стал<о быть>

53 Далее было: мне

54 Вы чувствуете прекрасное

55 Далее было: Наконец вы можете внушить простоту, уверенность и ровность в обращении [необходимую], чуждую [при<страстия>] гордости и пристрастия, которой не дает простой вос<питатель>. Вот качества на стороне вашей. Итак, примите их в со<о>бражение и обдумайте хорошо.

56

58 он должен

59 Богатство это приобретено их умом

60 обращены

61 Далее было: <вашего> воспитанника уже навсегда будет сопряжена судьба других

62 Далее было: употребить

64 а. будут, я думаю, согласны б. будут совершенно и без

65

67 Далее было: и к какому напра<влению>

68 какой зародыш

69 В подлиннике:

70представить ему эту науку всю в такой

71 Далее было: а. А там уже б. Это уже достаточно для того, чтобы передать

72

73 Далее было: И потом, не упуская из виду, вы показывайте ему соприкосновение к жизни.

74 старайтесь заводить

75 Далее было:

76 ребенка

77 владе<ющего>

78 Вместо этого начато: Будучи знакомы в Москве со многими

79

80 Далее было: которую необходимо

81 при внутренней

82 Далее было: от

83 <оинства>

84 Недостатки на вашей стороне

85Переправлено на: в трудности

86 Далее было:

87 чем тот, который

88 И потому

89 а следствие [невозможности] необретения употребить ваши силы

90 Далее было: <дело?>. И то

91 И во всяком случае помните, что жизнь ваша должна

92 Несчастия

93 Далее начато: всё это дано

94

95 Далее было: прежде <?>

96 Сверху приписано: который может

97 откровенно

98 Далее было: а. ваш подвиг труден, но [за то] душевное рвение много значит, и предпринятое трудное обратится в легкое б. Ваш подвиг труден, но ведь и великое и трудное обращается не толь<ко> в нетрудное, но и делается легко

99

100 пошлю я вместе

101 обо все<м>

102 В подлиннике описка: от вас

103 <шения>

104 потому что не зная в возможности ли вы предпринять эту поездку

105 Далее было: как только можно

106 Я просил Бенардаки так<же>

107

108 ваших

Раздел сайта: