Страхов Н. Н.: Описание Днепра у Гоголя (старая орфография)

Описанiе Днепра у Гоголя.

"Историческiй Вестникъ". 1902, 3

Въ сочиненiяхъ Гоголя часто встречаются места, поразительныя яркостью и верностью красокъ, места, при чтенiи которыхъ живописецъ невольно берется за кисть и тотчасъ, можетъ быть, бросаетъ ее, чувствуя свое безсилiе въ соперничестве съ великимъ художникомъ слова. Таково, напримеръ, чудное описанiе Днепра. Эта великолепная картина представляетъ какой-то восторженный гимнъ красоте пышной реки. Кажется, по одному тому описанiя, по благоговенiю и восторгу, съ какимъ Гоголь любуется Днепромъ, можно угадать, что эта река, которой, по словамъ его, нетъ равной въ мiре,-- не чужая ему, но течетъ черезъ его родину.

Картина состоитъ изъ трехъ частей: Днепръ во время дня, ночью и въ бурю. Въ каждой части нетъ вы одного лишняго слова, ни одного сколько-нибудь общаго места; здесь каждое слово звучитъ и блещетъ, какъ червонецъ, каждое выраженiе полно значенiя и живописной выразительности. Поэтому нетъ возможности разбирать все прекрасное въ этомъ отрывке; для этого нужно бы разобрать каждую фразу, каждое слово.

Трудно лучше выразить пышную плавность и тишину теченiя Днепра, когда ярко светитъ солнце,-- блескъ и свежесть водъ его. Кажется, чувствуешь дыханiе прохлады, кажется, видишь опрокинутые въ воде земнокудрые прибрежные леса и эту голубую, зеркальную дорогу, безъ меры въ ширину, вьющуюся по зеленому мiру. За этимъ следуетъ еще более живописная, более роскошная картина Днепра въ летнюю ночь,-- лучшее место отрывка. Отъ сотрясенiя Божiей ризы сыплются звезды, и ни одна не убегаетъ отъ темнаго лона Днепра, разве погаснетъ на небе. Его сонная плавность, его безконечная темная синева, по которой иногда пробежитъ серебряная струя,-- изображены съ искусствомъ выше всякихъ похвалъ и сравненiй. Въ третьей части художникъ рисуетъ бурю, когда горы ходятъ по небу, и водяные холмы, отбегая отъ горъ, плачутъ и заливаются оно не высказано такъ оригинально, нигде тамъ прекрасно не соглашается съ местностью. Кажется, видишь разгульнаго казака, едущаго въ бурю по берегу Днепра. Старая мать убивается надъ нимъ, заливается горючими слезами, и плачъ ея сливается съ плескомъ волнъ Днепровскихъ.

Въ этомъ небольшомъ отрывке живость слога и блескъ выраженiй -- изумительны. Мы заметимъ более яркiя.

"Глядишь и не знаешь, или не идетъ его величавая ширина". Метонимiя смелая и чрезвычайно выразительная.

"Будто голубая, зеркальная дорога, онъ вьется по зеленому мiру". Эпитетъ необыкновенный, но чрезвычайно живописный, если вспомнимъ зеленыя степи, по которымъ течетъ Днепръ.

"Любо жаркому солнцу погрузить лучи въ холодъ стеклянныхъ водъ". Выраженiе живописное; кажется, можно видеть, какъ жаркiе лучи играютъ, преломляясь въ холодной воде.

"Синiй, синiй ходить онъ плавнымъ разливомъ". Это повторенiе, очень выразительное, даетъ слышать плавное волненiе реки.

зеленокудрые! пышные! Множество другихъ неуловимыхъ оттенковъ въ оборотахъ придаютъ слогу чисто поэтическую восторженность, свойственную одному Гоголю въ некоторыхъ местахъ его сочиненiй.

"Молнiя, изламываясь ".

Вообще, если замечать выраженiя новыя, смелыя, поразительно живописныя, то нужно бы подчеркнуть почти каждое слово, потому что каждое слово этого прелестнаго отрывка дышитъ неподдельною свежестью и живымъ поэтическимъ увлеченiемъ.

Раздел сайта: