Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга
Заключение

Заключение

Комедии Гоголя занимают важное место в развитии всей мировой драматургии. Своими пьесами он сказал свое смелое слово в сценическом искусстве, создал подлинно реалистический театр, основанный на "почве действительности". Верность жизни, широкий охват социальных явлений, острое сатирическое разоблачение пороков общества, глубокое проникновение в характеры, типичность образов и необычайная выразительность языка - вот что отличает Гоголя-драматурга. Предшествовавшая традиция не имела примера, равного Гоголю.

Об особенностях гоголевской драматургии прекрасно сказал Вл. И. Немирович-Данченко: "Когда вдумаешься в психологию творчества такого произведения, как "Ревизор", тогда не знаешь чему больше удивляться, какая из духовных сил, создавших эту комедию, возбуждает больше поклонения: та ли, которая вдохновляла поэта вылавливать из русской жизни ее самые типичные черты... та ли, которая углубляла его взор до самых мелких и острых рисунков быта и сообщала автору радость правдивого, чистого, заразительного смеха? Или же та, которая складывала все эти черты в гармоническую картину характеров и столкновений, разбитую на акты, сцены и диалоги, та духовная сила, которая вводила эти акты, сцены и диалоги в неразрывную связь с театральной залой и которая есть гениальное чувство сцены"1.

Замечательный режиссер, один из создателей МХТ очень точно здесь определил реалистическую силу образов Гоголя.

Гоголь не только унаследовал традиции своих великих предшественников - Мольера, Бомарше, Гольдони, Фонвизина; он создал новое искусство театра, новые художественные принципы комедии. Развитие действия в его комедиях определяется характерами персонажей, а не внешним сцеплением событий. В отличие от комедии интриг, он создал "высокую" комедию, комедию общественную, основанную на жизненной правде. Пьесы Гоголя решительно противостоят театру натуралистического бытовизма и самодовлеющего психологизма. Но Гоголь преодолел условность комизма положений и моралистических масок предшествующей традиции, вдохнув жизнь в образы своих героев, раскрыв их типическое значение.

Гоголь - создатель социально-реалистической комедии. Так правильнее всего было бы определить его значение в развитии драматургии. При всем различии "Ревизора" от "Женитьбы" или "Игроков", охватывающих внешне менее значительный круг явлений, комедии Гоголя прежде всего обращены к социальной проблематике, к коренным вопросам современной писателю действительности.

Своеобразие пьес Гоголя состоит в том, что в них сочетаются, с одной стороны,- принципы и традиции, восходящие к народной комедии (буффонада, народный фарс), с другой - углубленная реалистическая разработка характеров, определяющих развитие сюжета, конфликт пьесы. Тесная связь с жизнью придала его комедиям рельефность изображения, силу типического обобщения.

и другие талантливые представители сценического искусства, на пьесах Гоголя оттачивалось и совершенствовалось мастерство многих артистов советского театра и таких его замечательных мастеров, как Ильинский, Толубеев, - создавших яркие образы городничего, Хлестакова, глубоко раскрывших замысел великого драматурга.

Чем близок нам Гоголь сегодня? Прежде всего своей непримиримой враждой к косности, к "пошлости пошлого человека", паразитической психологии и корысти. Осмеяние всех этих проявлений собственнического мира, духовного уродства в его комедиях приобретает ныне новый смысл, поскольку в корне изменились самые общественные условия. В смехе Гоголя, говоря его же словами, "презренное и ничтожное" возрастает в "страшной, почти карикатурной силе".

Гоголь дорог и близок нам своим глубоким реализмом, сознанием ответственности художника перед народом, пониманием огромного воспитательного значения театра. Нам важно изучить те художественные средства, которыми пользовался Гоголь в своих комедиях, понять удивительное совершенство его искусства драматурга. Дело не в усвоении отдельных приемов или использовании комических ситуаций... Попытки такого "освоения" Гоголя неоднократно делались и делаются некоторыми советскими драматургами, но пьесы их редко подымаются до той "высокой", "общественной комедии", которая была создана Гоголем, а остаются на уровне хотя и остроумных и даже сатирически-едких водевилей, не достигая глубины обобщения, свойственной гоголевской драматургии.

Гоголю-драматургу свойственно широкое знание жизни, проникновение в самую суть социальных процессов, умение найти в обыденном и частном общее и типическое. Житейский случай, бытовой анекдот вырастают в его пьесах до всеобъемлющей картины действительности, приобретают широкое обобщение. Именно поэтому он не боится гиперболического усиления образа, резкости сюжетного и комедийного гротеска, помогающих раскрытию в бытовой, будничной среде основной идеи его произведения. Сатирическое изображение органически переплетается у него с углубленной психологической разработкой характера персонажа, его завершенностью, с живописной выразительностью речевой манеры. Он сочетает точную социальную характеристику, сословные и профессиональные признаки в обрисовке своих героев с общечеловеческими чертами. Его Хлестаков, городничий, Подколесин - образы, сохраняющие значение и обличающую силу далеко за пределами своего времени.

Гоголевские традиции имеют особенно большое значение для советской драматургии. Гоголь не только показал пример социальной, идейно насыщенной комедии, но явился и учителем советских драматургов в художественном мастерстве.

"Гоголь зовет нас к новаторству, к смелому осуществлению больших задач в драматургии. Его творческий дух, его мощный художнический темперамент, та вьюга вдохновения, о которой он писал, невольно будят возвышенные чувства в советском художнике, заставляя его зорче всматриваться в сияющие дали коммунизма, явственно чувствовать его зримые очертания в нашей действительности, в ее людях, героических строителях будущего, активно бороться против всего, что мешает нашему движению вперед. То, о чем мог смутно мечтать Гоголь, те "широкие черты человека величавого, которые носятся и слышатся по всей русской земле", является в наши дни воплощением нового характера советского человека, и Гоголь словно зовет нас к художественному воплощению этих новых народных характеров"2.

комедиях он неизменно обращался к окружающей его жизни, отбирая из нее наиболее существенные, типические явления. Советские драматурги продолжают эту замечательную традицию. По-разному претворяются завоевания основоположника русской комедии. "Гоголевское" чувствуется не только в общем сатирическом замысле, но и в самой манере изображения персонажей, юморе, языковой характеристике.

Особо следует отметить значение драматургии Гоголя для Маяковского. Его комедии "Клоп" и "Баня" творчески, новаторски развивали принципы комедий Гоголя. Маяковский сочетал остроту сатирического гротеска, типичность и точный прицел гоголевской сатиры с подлинным чувством современности. Такова резкая критика нэповского мещанства, грязной собственнической накипи на революции в его комедии "Клоп".

Созданный им образ Присыпкина обладает подлинной типической силой. Не менее острой сатирой, направленной против бюрократизма, делячества, комчванства, являлась и его комедия "Баня" с типически-запоминающимися героями - оторвавшимся от народа бюрократом Победоносиковым и подхалимом и организатором парадной шумихи Оптимистенко. Маяковский и в заостренности сюжетных ситуаций и в способах создания типически-обобщенных сатирических персонажей развивал и усиливал комедийные принципы Гоголя.

Советская драматургия, осмеивая и разоблачая носителей косного, уходящего в прошлое, воодушевлена светлыми идеалами коммунизма, во имя которых она и казнит все то мертвенное, уродливое, наносное, что мешает движению вперед, что замедляет наш переход к коммунизму. Это придает ей идейную значительность, делает ее могучим средством воспитания масс.

1 (Вл. И. Немирович-Данченко, Тайны сценического обаяния Гоголя. - "Ежегодник императорских театров", Спб., 1909, выпуск 2, стр. 28.)

2 ("Театр", 1952, № 3, стр. 16.)

Раздел сайта: