Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века
Раздел четвертый. Вступление

В гениальном исследовании "Сочинения Александра Пушкина" Белинский, рассматривая творчество великого поэта в связи со всем развитием русской литературы, пришел к выводу, что выдающиеся писатели и поэты XVIII - начала XIX века: Ломоносов, Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Крылов и другие - "относятся к Пушкину, как малые и великие реки - к морю, которое наполняется их водами. Поэзия Пушкина была этим морем. По смыслу нашего сравнения,- продолжает критик,- море больше и важнее рек; но без них оно не могло бы образоваться" (VII, 316). По условиям времени, а частью по неразработанности материалов истории нашей литературы Белинским не названы многие другие имена и события, которые участвовали в подготовке пушкинского творчества. Пушкин - итог развития всей национальной передовой русской культуры. В нем завершилась гигантская работа по освоению и обработке богатств русского народного языка, давшая уже такие замечательные плоды, как язык басен Крылова и "Горя от ума". Стих Пушкина, этот изумительный по своей выразительности, гибкости, силе и красоте инструмент поэтического творчества, увенчал вековую работу неустанного экспериментирования, начало которой положил Ломоносов введением силлабо-тонического сложения, продолжили Державин, Востоков, Жуковский и Батюшков.

Освоение всего опыта русского национального литературного развития происходило у Пушкина в самой живой, самой глубокой и творческой связи со всем тем, чего достиг художественный гений европейских литератур, что дала передовая мысль Европы, начиная от античных мыслителей и писателей Греции и Рима, кончая открытиями английских классиков политэкономии, французских историков третьего сословия и величайшими созданиями философского гения Германии. Пушкин немыслим без Батюшкова, Радищева, Крылова, Жуковского, Державина и Ломоносова не в меньшей мере, чем немыслим он без Гомера и Шекспира, без Вольтера и Гете, без Петрарки и Байрона. Ибо Пушкин - это язык и мысль великого народа, который в его время выходил на арену всемирно-исторической деятельности. Он призван был выразить дух великого народа, сказать о его жизни, прошлом и грядущем всему миру, поставить плоды его творческого гения в один ряд с самыми выдающимися культурными завоеваниями человечества. В нем сказалась одаренность, размах чувств и дум целого народа, великая тяга к творчеству и дерзость в стремлении к новому, небывалому, ничем не испробованному. До Пушкина "не бывало еще на Руси такой колоссальной творческой силы, и так национально, так русски проявившейся..." (Белинский, V, 558).

Раздел сайта: