Белый А.: Мастерство Гоголя
Глава третья. Спектр гоголя

СПЕКТР ГОГОЛЯ

Я вел статистику цветов Гоголя; вернее — «старался» вести; ряд цветов неопределим; ряд предметов окрашен в цвет без упоминания об оттенке; слово «туман» — красочное представление, но группы оттенков, не подлежащей отметке; иногда упоминание о «белом личике» — условность языка, а не красочное пятно; оно тоже не подлежит отметке; и «синяя зелень», и «черная зелень» — не зелень красочного пятна; рубрика отмечает «синее», «черное», а не зеленое; есть ряд «цветных» слов, брошенных вскользь не для передачи красочности, а как условность языковых обиходов.

Такого рода условности «цветного» жаргона не попадали в реестр; приходилось задумываться и над явно красочными представлениями: суть ли они — предметные пятна, воздушный фон, колорит, отсвет; словом: менее всего моя работа — итог механической регистрации; тем более я мог ошибаться в оценке каждого представления; и далее: я ограничил себя реально осязаемыми цветами; слова: «свет», «светлый», «сверкающий», «ослепительный», «темный», «тусклый», «разноцветный» — не учтены; «снежный», «молочный», «бурый» заносились в группы «белых» и «коричневых» оттенков; ограничение уточняло статистику.

Наконец: я мог ошибаться и в операциях с цифрами; в среднем выровнялись перечет, недочет; статистика отражает факты.

Я беру красочность Гоголя в среднем; и по группам, отчасти отвечающим периодам творчества; в первой группе объединены повести романтические и исторические; эта группа включает в себя: «СЯ», «ВНИК», «МН», «ПГ», «НПР», «СМ», «ЗМ», «ТБ», «В»; вторая группа обнимает: «ШП», «СП», «ОТ», «Н», «П», «Р», «ЗС», «Ш», «НП», «Рев», «Ж», «ИГР», «ТО»; третья группа есть первый том «МД»; четвертая — отрывки второго тома «МД»; второй том — недоработан, часть текста — пропала; статистика цветов не до конца показательна здесь; показательны соотношения цветов первых трех групп.

В реестре 763 отметки; взяты на учет все встречавшиеся цвета; и редкие, и употребительные; ряд цветовых оттенков объединен в группы; рубрика «красного» объединила слова: «алый», «как огонь» (если показано, что «огонь» близок к красному), пламенный, «как кровь», «как мак», «красноватый», рубинный, червонный, кармазинный, «как бакан» (оттенок красного), брусничный, пурпурный, , пунцовый, багряный, яхонтовый, красный 34; группа «синее» заключает оттенки: синий, темносиний, лазурный, сизый (серо-синее с подчерком синего), синеватый и т. д.; группа «зеленое»: зеленый, яркозеленый, позеленевший, «как ярь», , светлозеленый, изумрудный, бутылочный, оливковый, зелено-золотой; цвета двойные регистрировались в трех рубриках: «зелено-золотое», «золотое», «зеленое»; группа «золотого»: золотой, позолоченный, сутозолотой, золотистый, «» и т. д.; группа «голубого»: голубой, бледноголубой, изголуботемный и т. д.; группа «желтое»: желтоватый, желтый, янтарный, палевый, лимонный, гороховый, светловерблюжий (последний цвет дан в сильном солнечном освещении; в нем желтое преобладает над ), желто-коричневый и т. д.; группа «оранжевого»: оранжевый, рыжий, рыжеватый, кирпично-желтый и т. д.; сложная группа с преобладанием «коричневого» оттенка: коричневый, темнокоричневый, темноореховый, коричнево-желтый, гнедой, кофейный, русый, бурый, табачный, медвежий, бронзовый «черного»: черный, «как уголь», вороной, «как крылья ворона», «как агат», смолистый, почернелый; группа «серого»: серый, пепельный, дымный, , «цвета гранита» и т. д.; группа «белого»: белый, беловатый, «как снег», «как сахар», «нестерпимой белизны» и т. д.; «серебряное»: серебряный, серебряно-розовый и т. д.; «лиловое»: лиловый, фиолетовый, сиреневый и т. д.

Такие цвета, как «цвета меди», «наваринского дыма с пламенем», «фосфорный», «цвета винных дрожжей», отмечены мной отдельно.

Группы оттенков дали таблицу четырнадцати наиболее обычных цветов; предлагаю ее вниманию читателя.

Цвета

в %%

«Веч», «В» и «ТБ»

1 группа

Повести и комедии

2 группа

«МД»

3 группа

Второй том «МД»

4 группа

Красное

17,4

26,6

12,5

10,3

6,4

Белое

 

9,5

22  

17  

Черное

 

11  

14,1

11,8

4,8

Зеленое

9,4

8,6

7,7

9,6

21,6

Золотое

9,2

11,6

8,9

2,8

12,8

Синее

8,7

10,7

6,1

4,9

6,4

Желтое

 

3,5

8,5

10,3

12,8

Серое

5,8

2,6

8,9

10,5

6,4

Голубое

4,8

4,4

5,7

7  

1,6

Серебряное

4,8

7,1

3,2

2,8

4,8

Коричневое

 

0,9

6,5

8,4

1,6

Розовое

2,3

3,8

0,8

2,1

3,2

Оранжевое

1,2

0,3

1,6

2,8

0  

Лиловое

0,9

1,7

1,2

 

1,6

           

Приведенная таблица — повод к графикам, которые понадобятся не раз.

Вот схема изменения процентного соотношения цветов по группам произведений и средняя групп.

Белый А.: Мастерство Гоголя Глава третья. Спектр гоголя

Белый А.: Мастерство Гоголя Глава третья. Спектр гоголя

Интересно сопоставление двух томов «МД» с первой фазою творчества.

Интересно: — дополнительный красного; синтез их — белый. Преобладающий цвет «Вечеров» — ; второго тома «МД» — зеленый (21,6); средняя — (26,6+21,6): 2=24,1; процент близок к проценту преобладающего цвета первого тома «МД»: он — белый (соединение красного с зеленым); его процент 22 (близко к 24,1).

красное — белое — черное (17,4—14—12); сумма цветов поэзии Блока, по данным Будницкой, выделяет на первое место ее ж; но порядок цветов иной: белое — черное — красное (28,5—14—13); занимает третье место; у Гоголя — первое; доминирующая трехцветка первой главы «Серебряного голубя» Белого дает тот же порядок: красное — белое — черное (29—13,2—8); не исследовано: есть ли совпад трех цветов общее явление; речь идет в сущности лишь о красном; белое, — проекции света и тьмы, вероятно, господствуют; впечатление от силуэтов «Войны и мира»: они — рисунки («блан-э-нуар); но в первой главе» «Петербурга» домирующая трехцветка иная; серое — черное — зеленое «МД» — белое — черное — серое (22—11,8—10,5); не цвет — светотень; в спектре второго тома «МД» стоит на первом месте; в суммарном же спектре оно — на 4-м (9,4); процент зеленого не велик в спектре Блока (4); различно пользование желтым; его у Гоголя в 4½ раза больше в сравнении с Блоком (7 и 1,5); голубое золотое у Гоголя занимает пятое место (у Блока — 8-е); процент оттенков белого красный у Гоголя дан в половину меньше, чем белый у Блока (14 и 28).

Гоголь и Блок — контраст в колорите, рельефе и композиции; цвета Гоголя ярче; и — впестрь; Блок — тусклей; переходы цветов не резки: под вуалью; Гоголь стреляет пятнами красок в глаза; Блок — ведет под флером, из далей. Гоголь-романтик — «японец»; романтик Блок — никогда!

, оранжевое, фиолетовое у Гоголя редки.

Разгляд спектра Гоголя по периодам и по группам являет картину исчезновения красного цвета; в группе «Веч», «ТБ», «В» процент красного — 26,6; в бытовых повестях и комедиях, перерождающих дифирамбы в иронию, падает этот процент до 12,5; в первом томе «МД» белое красного нет и в трехцветке; его процент 10,3 (менее ½ «Веч»); здесь сумма серого с черным белому: 22 и 22,3; светотень с присоединением , серебряного, данных в сияниях белого, образует 49,9% всего полотна, т. е. его половину; остальная ½ занята цветами-собственно; в «Веч» более половины и серебряных цветов из воздуха перенесено на предметы: утвари, позументы, оружие, шлемы и т. д.; цветописно 2/3 всего полотна «Веч», «ТБ», «В».

Отношение количества красочных отметок к количеству страниц непрерывного печатного текста — установило: на 2 страницы печатного текста в произведениях первой фазы имеем три зрительно кричащих красочных образа; в первом томе «МД» на 2 страницы текста один яркий красочный образ; издание не играет роли: отношение этих отношений дает соотношение: в нем количество страниц аннулировано; играет роль лишь отношенье меж цветностями; оно таково: «МД»; это менее всего оценка; красочность — не плюс и не минус.

Спектр Гоголя, разбираемый по фазам, рисует борьбу за господство цветов — красного, , серого, желтого и зеленого; в хвосте — оранжевое, розовое, фиолетовое; первенствующая трехцветка «МД», или светотень, в игре колорита как бы мимикрирует текст, насыщенный словечками: «— ни», «несколько», «в некотором роде», «довольно таки» (теневые оттеночки): доминирующее положение золотого и красного «Веч» выделяет ее особо. В «Веч», «ТБ», «В» цвета чисты и ярки: до ряби в глазах; распределение их впе́стрядь (несмотря на обилие ночных фонов); полосато-пятнистому тексту противостоит завеянность, засоренность дневного освещения в «МД», с теневыми углами предметов, поставленных в полусумерки комнат, обильных темнокоричневым колоритом, ослабляемым в серовато-желтое, серо-голубое и серое.

Убыванию красного в «МД» противопоставлено нарастание желтого, серого, белого, коричневого, голубого: до второго тома «МД» (а желтого и во втором); процент желтого для —8,5—10,3—12,8; рост серого: 2,6—5,8—10,5; рост коричневого: 0,9—6,5—8,4; рост : 4,4—5,7—7; рост белого: 9,5—14—22; в убывающей регрессии золотой—6,1—4,9; и — синий: 11,6—8,9—2,8.

В «Веч» цвета чисты, от радуги; тенденция цвета — вспыхнуть, дать отсверк; фон — тьма или свет; и светотень не представлена; мало рельефов; фон выглядит плоскостью; в глазах рябит от приближенности к глазам красочных пятен; и «красное море запорожцев» растаскивается на отдельные, великаньих размеров тела: за телом тело; и все оттого, что даль порой подана — к кончику носа (то самое, что бывает с детьми, когда они, лежа в постели, разводят глазные оси, — и стены с обоями вдруг прилипают к глазам: я так делал; и мои сверстники это умели делать).

— сознательно.

От «Веч» до первого тома «МД» краски гаснут, как бы выцветая и в тень садясь; перед глазами — один предмет, одно лицо, — в фокусе; оно — цветная скульптура, резьба, а не живопись вовсе: и кажется неподвижным оно; окаменение — удел все более несвободных, обуживающих себя жестов героев этих; как будто усилие их найти себе место — в живой картине, которой оборвано действие «Ревизора», недаром подмененное куклами Мейерхольдом. Цвет — неопределенен, как бы не принадлежа предметам, а тени, которая их окутывает, как платками; незатененные части бесцветят в бестенном пространстве, где дали и ма́ли, свои потерявши цвета, развивают невнятнейшие перебеги коричнев-атых, голубов-атых, зеленов-атых и желтов-атых

Если сложить отдельно: 1) ясные, спектральные, или к ним близкие чистые краски, 2) смешанные цвета (оливковые, ореховые, верблюжьи, кофейные, голубо-серые и т. д.), 3) отдельно взятые черные, белые, серые (карандашная перспектива), вот что получится: для «Веч», «ТБ», «В» группа чистых цветов (с золотыми, серебряными) — 75% всей цветности; светотень здесь представлена лишь в 23%; смешанно-грязноватых цветов всего 2%. А в группе бытовых повестей и комедий (второй фазы) процентное отношение трех групп таково: чистых — 53%; светотени — 35%; смешанных цветов — 11%; для первого тома «МД»: чистых цветов лишь 41%; светотени — 39%; смешанных — 19%.

как «цвета гранита», «в гороховом макинтоше» (Р), « цвета» (МД) «наваринского дыма с пламенем» (МД, 2); или: «фрак пегий, т. е. он был черный, но весь в и серых яблоках» (Н); или мундир «зелено-мучнистого цвета» (Ш); или — «глазки цвета» (ОТ) и т. д.; соответственно растет процент коричневого (красное с подмесью черного), голубого, которое у Гоголя чаще всего голубое с пыльцой; появляется обилие определений вроде «лишенный цвета», «неопределенного цвета» и т. д. Когда дается указание на цвет, то часто в окончании стоит тяжелое, неопределенное «-атый»: «желтов-атый цвет кожи» (МД); и приставка ограничивает чистоту цвета: по» (стало быть — не желтый) (МД), «по-желтевшая» зубочистка (МД) и т. д. И подыскиваются слова, определяющие не цвет, а группу цветов; отсюда ссылки на масти: «муругие», «черные с подпалинами», «рябые», «муруго-пегие», «красно-пегие», «полвопегие» и т. д.

Переход цветов от чистых, спектральных к неопределенно-смешанным до... фиктивных, бесцветных, сопровождает градацию фигур гиперболы: от гиперболы дифирамба через гиперболу иронии к... , строящей своим ходом непередаваемый стиль первого тома «МД».

И то ж совпадение глаза со звуком. И звук, как и цвет в первой фазе, — прост, чист, мелодичен; и — «девушки зашумели, как приречный тростник» (МН); и «слышался шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал» (СМ); и «цветы начали... разговаривать..., » (ВНИК); и «вопли едва звенели» тоже, как «серебряные колокольчики» (В); чистым цветам соответствуют частые звуки. Мутнеют краски в «МД»; и — помутнен звук: слышится «сиплый лай» (МД); и будто «комната наполнилась змеями» (МД); шип, сип, хлюп, хряст — мутные звуки!

Соответствие меж померклыми и некогда чистыми звуками и меж померклыми и некогда чистыми красками — в том, что подпочва и звука, и цвета у Гоголя — общая: звуковая метафора; и цвет во всех периодах пересечен с миром звука; и оттого — соответствие: «с тихим звоном разливался... цвет» (СМ); «звуки стали сильнее и гуще; ...розовый свет становился ярче» (СМ); и наконец: звуки и светоцвет пересекаются: «задрожав сверкающим смехом» (В), «блистающей песней»; и видится: «толстый бас шмеля» (СП); и видится: «продолговатая растяжка» голоса (Рев).

34 Велась специальная статистика всех оттенков и «цветных слов»; и потом уже объединялась в цветную группу при подведении к 14 наиболее употребительным цветным представлениям.

Раздел сайта: