СПЕКТР ГОГОЛЯ
Я вел статистику цветов Гоголя; вернее — «старался» вести; ряд цветов неопределим; ряд предметов окрашен в цвет без упоминания об оттенке; слово «туман» — красочное представление, но группы оттенков, не подлежащей отметке; иногда упоминание о «белом личике» — условность языка, а не красочное пятно; оно тоже не подлежит отметке; и «синяя зелень», и «черная зелень» — не зелень красочного пятна; рубрика отмечает «синее», «черное», а не зеленое; есть ряд «цветных» слов, брошенных вскользь не для передачи красочности, а как условность языковых обиходов.
Такого рода условности «цветного» жаргона не попадали в реестр; приходилось задумываться и над явно красочными представлениями: суть ли они — предметные пятна, воздушный фон, колорит, отсвет; словом: менее всего моя работа — итог механической регистрации; тем более я мог ошибаться в оценке каждого представления; и далее: я ограничил себя реально осязаемыми цветами; слова: «свет», «светлый», «сверкающий», «ослепительный», «темный», «тусклый», «разноцветный» — не учтены; «снежный», «молочный», «бурый» заносились в группы «белых» и «коричневых» оттенков; ограничение уточняло статистику.
Наконец: я мог ошибаться и в операциях с цифрами; в среднем выровнялись перечет, недочет; статистика отражает факты.
Я беру красочность Гоголя в среднем; и по группам, отчасти отвечающим периодам творчества; в первой группе объединены повести романтические и исторические; эта группа включает в себя: «СЯ», «ВНИК», «МН», «ПГ», «НПР», «СМ», «ЗМ», «ТБ», «В»; вторая группа обнимает: «ШП», «СП», «ОТ», «Н», «П», «Р», «ЗС», «Ш», «НП», «Рев», «Ж», «ИГР», «ТО»; третья группа есть первый том «МД»; четвертая — отрывки второго тома «МД»; второй том — недоработан, часть текста — пропала; статистика цветов не до конца показательна здесь; показательны соотношения цветов первых трех групп.
В реестре 763 отметки; взяты на учет все встречавшиеся цвета; и редкие, и употребительные; ряд цветовых оттенков объединен в группы; рубрика «красного» объединила слова: «алый», «как огонь» (если показано, что «огонь» близок к красному), пламенный, «как кровь», «как мак», «красноватый», рубинный, червонный, кармазинный, «как бакан» (оттенок красного), брусничный, пурпурный, , пунцовый, багряный, яхонтовый, красный 34; группа «синее» заключает оттенки: синий, темносиний, лазурный, сизый (серо-синее с подчерком синего), синеватый и т. д.; группа «зеленое»: зеленый, яркозеленый, позеленевший, «как ярь», , светлозеленый, изумрудный, бутылочный, оливковый, зелено-золотой; цвета двойные регистрировались в трех рубриках: «зелено-золотое», «золотое», «зеленое»; группа «золотого»: золотой, позолоченный, сутозолотой, золотистый, «» и т. д.; группа «голубого»: голубой, бледноголубой, изголуботемный и т. д.; группа «желтое»: желтоватый, желтый, янтарный, палевый, лимонный, гороховый, светловерблюжий (последний цвет дан в сильном солнечном освещении; в нем желтое преобладает над ), желто-коричневый и т. д.; группа «оранжевого»: оранжевый, рыжий, рыжеватый, кирпично-желтый и т. д.; сложная группа с преобладанием «коричневого» оттенка: коричневый, темнокоричневый, темноореховый, коричнево-желтый, гнедой, кофейный, русый, бурый, табачный, медвежий, бронзовый «черного»: черный, «как уголь», вороной, «как крылья ворона», «как агат», смолистый, почернелый; группа «серого»: серый, пепельный, дымный, , «цвета гранита» и т. д.; группа «белого»: белый, беловатый, «как снег», «как сахар», «нестерпимой белизны» и т. д.; «серебряное»: серебряный, серебряно-розовый и т. д.; «лиловое»: лиловый, фиолетовый, сиреневый и т. д.
Такие цвета, как «цвета меди», «наваринского дыма с пламенем», «фосфорный», «цвета винных дрожжей», отмечены мной отдельно.
Группы оттенков дали таблицу четырнадцати наиболее обычных цветов; предлагаю ее вниманию читателя.
Цвета |
в %% |
«Веч», «В» и «ТБ» 1 группа |
Повести и комедии 2 группа |
«МД» 3 группа |
Второй том «МД» 4 группа |
Красное |
17,4 |
26,6 |
12,5 |
10,3 |
6,4 |
Белое |
|
9,5 |
9 |
22 |
17 |
Черное |
|
11 |
14,1 |
11,8 |
4,8 |
Зеленое |
9,4 |
8,6 |
7,7 |
9,6 |
21,6 |
Золотое |
9,2 |
11,6 |
8,9 |
2,8 |
12,8 |
Синее |
8,7 |
10,7 |
6,1 |
4,9 |
6,4 |
Желтое |
|
3,5 |
8,5 |
10,3 |
12,8 |
Серое |
5,8 |
2,6 |
8,9 |
10,5 |
6,4 |
Голубое |
4,8 |
4,4 |
5,7 |
7 |
1,6 |
Серебряное |
4,8 |
7,1 |
3,2 |
2,8 |
4,8 |
Коричневое |
|
0,9 |
6,5 |
8,4 |
1,6 |
Розовое |
2,3 |
3,8 |
0,8 |
2,1 |
3,2 |
Оранжевое |
1,2 |
0,3 |
1,6 |
2,8 |
0 |
Лиловое |
0,9 |
1,7 |
1,2 |
|
1,6 |
Приведенная таблица — повод к графикам, которые понадобятся не раз.
Вот схема изменения процентного соотношения цветов по группам произведений и средняя групп.
Интересно сопоставление двух томов «МД» с первой фазою творчества.
Интересно: — дополнительный красного; синтез их — белый. Преобладающий цвет «Вечеров» — ; второго тома «МД» — зеленый (21,6); средняя — (26,6+21,6): 2=24,1; процент близок к проценту преобладающего цвета первого тома «МД»: он — белый (соединение красного с зеленым); его процент 22 (близко к 24,1).
— красное — белое — черное (17,4—14—12); сумма цветов поэзии Блока, по данным Будницкой, выделяет на первое место ее ж; но порядок цветов иной: белое — черное — красное (28,5—14—13); занимает третье место; у Гоголя — первое; доминирующая трехцветка первой главы «Серебряного голубя» Белого дает тот же порядок: красное — белое — черное (29—13,2—8); не исследовано: есть ли совпад трех цветов общее явление; речь идет в сущности лишь о красном; белое, — проекции света и тьмы, вероятно, господствуют; впечатление от силуэтов «Войны и мира»: они — рисунки («блан-э-нуар); но в первой главе» «Петербурга» домирующая трехцветка иная; серое — черное — зеленое «МД» — белое — черное — серое (22—11,8—10,5); не цвет — светотень; в спектре второго тома «МД» стоит на первом месте; в суммарном же спектре оно — на 4-м (9,4); процент зеленого не велик в спектре Блока (4); различно пользование желтым; его у Гоголя в 4½ раза больше в сравнении с Блоком (7 и 1,5); голубое золотое у Гоголя занимает пятое место (у Блока — 8-е); процент оттенков белого красный у Гоголя дан в половину меньше, чем белый у Блока (14 и 28).
Гоголь и Блок — контраст в колорите, рельефе и композиции; цвета Гоголя ярче; и — впестрь; Блок — тусклей; переходы цветов не резки: под вуалью; Гоголь стреляет пятнами красок в глаза; Блок — ведет под флером, из далей. Гоголь-романтик — «японец»; романтик Блок — никогда!
, оранжевое, фиолетовое у Гоголя редки.
Разгляд спектра Гоголя по периодам и по группам являет картину исчезновения красного цвета; в группе «Веч», «ТБ», «В» процент красного — 26,6; в бытовых повестях и комедиях, перерождающих дифирамбы в иронию, падает этот процент до 12,5; в первом томе «МД» белое красного нет и в трехцветке; его процент 10,3 (менее ½ «Веч»); здесь сумма серого с черным белому: 22 и 22,3; светотень с присоединением , серебряного, данных в сияниях белого, образует 49,9% всего полотна, т. е. его половину; остальная ½ занята цветами-собственно; в «Веч» более половины и серебряных цветов из воздуха перенесено на предметы: утвари, позументы, оружие, шлемы и т. д.; цветописно 2/3 всего полотна «Веч», «ТБ», «В».
Отношение количества красочных отметок к количеству страниц непрерывного печатного текста — установило: на 2 страницы печатного текста в произведениях первой фазы имеем три зрительно кричащих красочных образа; в первом томе «МД» на 2 страницы текста один яркий красочный образ; издание не играет роли: отношение этих отношений дает соотношение: в нем количество страниц аннулировано; играет роль лишь отношенье меж цветностями; оно таково: «МД»; это менее всего оценка; красочность — не плюс и не минус.
Спектр Гоголя, разбираемый по фазам, рисует борьбу за господство цветов — красного, , серого, желтого и зеленого; в хвосте — оранжевое, розовое, фиолетовое; первенствующая трехцветка «МД», или светотень, в игре колорита как бы мимикрирует текст, насыщенный словечками: «— ни», «несколько», «в некотором роде», «довольно таки» (теневые оттеночки): доминирующее положение золотого и красного «Веч» выделяет ее особо. В «Веч», «ТБ», «В» цвета чисты и ярки: до ряби в глазах; распределение их впе́стрядь (несмотря на обилие ночных фонов); полосато-пятнистому тексту противостоит завеянность, засоренность дневного освещения в «МД», с теневыми углами предметов, поставленных в полусумерки комнат, обильных темнокоричневым колоритом, ослабляемым в серовато-желтое, серо-голубое и серое.
Убыванию красного в «МД» противопоставлено нарастание желтого, серого, белого, коричневого, голубого: до второго тома «МД» (а желтого и во втором); процент желтого для —8,5—10,3—12,8; рост серого: 2,6—5,8—10,5; рост коричневого: 0,9—6,5—8,4; рост : 4,4—5,7—7; рост белого: 9,5—14—22; в убывающей регрессии золотой—6,1—4,9; и — синий: 11,6—8,9—2,8.
В «Веч» цвета чисты, от радуги; тенденция цвета — вспыхнуть, дать отсверк; фон — тьма или свет; и светотень не представлена; мало рельефов; фон выглядит плоскостью; в глазах рябит от приближенности к глазам красочных пятен; и «красное море запорожцев» растаскивается на отдельные, великаньих размеров тела: за телом тело; и все оттого, что даль порой подана — к кончику носа (то самое, что бывает с детьми, когда они, лежа в постели, разводят глазные оси, — и стены с обоями вдруг прилипают к глазам: я так делал; и мои сверстники это умели делать).
— сознательно.
От «Веч» до первого тома «МД» краски гаснут, как бы выцветая и в тень садясь; перед глазами — один предмет, одно лицо, — в фокусе; оно — цветная скульптура, резьба, а не живопись вовсе: и кажется неподвижным оно; окаменение — удел все более несвободных, обуживающих себя жестов героев этих; как будто усилие их найти себе место — в живой картине, которой оборвано действие «Ревизора», недаром подмененное куклами Мейерхольдом. Цвет — неопределенен, как бы не принадлежа предметам, а тени, которая их окутывает, как платками; незатененные части бесцветят в бестенном пространстве, где дали и ма́ли, свои потерявши цвета, развивают невнятнейшие перебеги коричнев-атых, голубов-атых, зеленов-атых и желтов-атых
Если сложить отдельно: 1) ясные, спектральные, или к ним близкие чистые краски, 2) смешанные цвета (оливковые, ореховые, верблюжьи, кофейные, голубо-серые и т. д.), 3) отдельно взятые черные, белые, серые (карандашная перспектива), вот что получится: для «Веч», «ТБ», «В» группа чистых цветов (с золотыми, серебряными) — 75% всей цветности; светотень здесь представлена лишь в 23%; смешанно-грязноватых цветов всего 2%. А в группе бытовых повестей и комедий (второй фазы) процентное отношение трех групп таково: чистых — 53%; светотени — 35%; смешанных цветов — 11%; для первого тома «МД»: чистых цветов лишь 41%; светотени — 39%; смешанных — 19%.
как «цвета гранита», «в гороховом макинтоше» (Р), « цвета» (МД) «наваринского дыма с пламенем» (МД, 2); или: «фрак пегий, т. е. он был черный, но весь в и серых яблоках» (Н); или мундир «зелено-мучнистого цвета» (Ш); или — «глазки цвета» (ОТ) и т. д.; соответственно растет процент коричневого (красное с подмесью черного), голубого, которое у Гоголя чаще всего голубое с пыльцой; появляется обилие определений вроде «лишенный цвета», «неопределенного цвета» и т. д. Когда дается указание на цвет, то часто в окончании стоит тяжелое, неопределенное «-атый»: «желтов-атый цвет кожи» (МД); и приставка ограничивает чистоту цвета: по» (стало быть — не желтый) (МД), «по-желтевшая» зубочистка (МД) и т. д. И подыскиваются слова, определяющие не цвет, а группу цветов; отсюда ссылки на масти: «муругие», «черные с подпалинами», «рябые», «муруго-пегие», «красно-пегие», «полвопегие» и т. д.
Переход цветов от чистых, спектральных к неопределенно-смешанным до... фиктивных, бесцветных, сопровождает градацию фигур гиперболы: от гиперболы дифирамба через гиперболу иронии к... , строящей своим ходом непередаваемый стиль первого тома «МД».
И то ж совпадение глаза со звуком. И звук, как и цвет в первой фазе, — прост, чист, мелодичен; и — «девушки зашумели, как приречный тростник» (МН); и «слышался шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал» (СМ); и «цветы начали... разговаривать..., » (ВНИК); и «вопли едва звенели» тоже, как «серебряные колокольчики» (В); чистым цветам соответствуют частые звуки. Мутнеют краски в «МД»; и — помутнен звук: слышится «сиплый лай» (МД); и будто «комната наполнилась змеями» (МД); шип, сип, хлюп, хряст — мутные звуки!
Соответствие меж померклыми и некогда чистыми звуками и меж померклыми и некогда чистыми красками — в том, что подпочва и звука, и цвета у Гоголя — общая: звуковая метафора; и цвет во всех периодах пересечен с миром звука; и оттого — соответствие: «с тихим звоном разливался... цвет» (СМ); «звуки стали сильнее и гуще; ...розовый свет становился ярче» (СМ); и наконец: звуки и светоцвет пересекаются: «задрожав сверкающим смехом» (В), «блистающей песней»; и видится: «толстый бас шмеля» (СП); и видится: «продолговатая растяжка» голоса (Рев).
34 Велась специальная статистика всех оттенков и «цветных слов»; и потом уже объединялась в цветную группу при подведении к 14 наиболее употребительным цветным представлениям.