Белый А.: Мастерство Гоголя
Глава четвертая. Ритм прозы Гоголя

РИТМ ПРОЗЫ ГОГОЛЯ

Проза Гоголя полна напева; он — трудно учитываем; он еще никем не изучен; он — действует; он — не размерен: не паузник только, не только киклический стих древних греков 65; напев не выразим всецело ни в былинном речитативе, ни в песенном ладе; последний, как гребень волны, поднимается, но на волне, состоящей из всей ткани напева; отдельные песенные строфы, которыми заострены кое-где ритмы Гоголя, действуют мощно лишь потому, что они — всплески пены всей, так сказать, речевой массы, образующей напевную волну.

Все ж ритм прозы ближе всего к сложным паузникам, — к строкам, где слоговые пропуски дают паузу, равную времени произнесения пропущенных слогов; обратно: неударный, принятый, например, за 1/4 — дробится: вместо него — два неударных, равные 1/8, три неударных, равные 1/12, и т. д.; наращение лишних слогов ведет к ускорению; многосложные, например, «вывороченная», взывают к быстрому чтению; чем дальше неударный от последнего ударения, тем более он переходит в трель; «вывороченная» звучит, как «выворочен»», а «выворочен» звучит, как «выверен»; т. е.: четыре неударных после ударения произносимы во время, равное трем неударным; три — во время, равное двум; и это значит: если неударный после ударного — 1/4, далекий неударный — 1/8; еще более далекий — 1/12 и т. д.; текст завивается голосовыми трелями; темп зависит от положения неударных; если их нарастание — до ударения, он — один; после — другой. Наоборот: ударный, следующий за ударным, вызывает глубокую паузу: между ними: ухо, ловя темп целого (ямб, анапест), вынуждает голос то к паузе, то к ускорению.

Интонация вписана в прозу Гоголя: она не от литературы, а от живого голоса; и тогда-то выявляются интонационные фигуры, строящие напев; значение паузы в прозе огромно; она падает на межсловесные промежутки, вырезывая каждое слово, как неделимую прозаическую стопу; стихотворная стопа не совпадает с прозаической: последняя богаче; она может быть то односложной (стук), то восьмисложной (непреоборимейшими); стопы в стихах разрезают слова: «разно́обра́зные́ жела́нья»; в прозе приводимое сочетание образует не 4 стопы, а 2: «разнообразные желанья»; что в метре стиха есть ямб, или ————, то в ритмической прозе двухстопие ——; из сложения слоговых комплексов вылепливаются и аморфные массы звуков, не дающие напева, и определенные, сложные, фигурные ходы, из которых складывается мелодия.

Гоголь фигурен: богат напевами.

Трудно говорить о фигурах его ритма; плаваешь в море недоумений: с чего начать описание этих богатств? Попробую указать в намеках на план учета ритмических элементов прозы; они — многостопия; греки такие многостопия называли «колонами» (членами); в прозе колоны

Во избежание путаницы набора буду неударные слоги слова обозначать малыми буквами, ударные большими; паузы — перпендикулярной чертой.

Напевность словесной ткани Гоголя в повторяемости элементов, подобных ходам на терцию, кварту, квинту; но элементов больше, чем стоп; образуемый ими напев — не размер; размеры — малая часть таблицы элементов; размером не определима проза; но каждый, порознь взятый, проходит в ней. Читая Гоголя, говоришь себе: ямб, амфибрахий; размер — элемент напева; встречаешь ямбические колоны: аАаАаАаА; например: «Профе́ссор был отча́сти пра́в» (Н); вот преобладание амфибрахия:

«Просну́лся дово́льно ра́но ———

И сде́лал губа́ми: «брр» (Н) ———

Вот киклический хорей: «Со́лнце то́лько что се́ло» (АаАааАа); вот киклический ямб: «она́ приняла́ меня́» и т. д.

Отмечу несколько ходов, к которым постоянно прибегает Гоголь. Назову ходом 1 — сочетание слов с ударением на последнем слоге: «Басаврюк уже́ поджида́л»; закипе́л куренно́й атама́н» (ТБ); «богосло́в помолчал, поглядел»; такой ход всюду, как и ход 2, который — в скоплении слов с ударением на первом слоге: «са́бли стра́шно звукнули» (СМ).

Следующие два хода обычны у Гоголя; ход 3 состоит в контрасте, в столке, в сближении ударов: до столка — слова (или слово), кончающиеся ударением (атама́н, старик); после столка — слова (или слово), начинающиеся с удара; схема этой фигуры: бБ Бб, или ббБ Ббб, или бБ бБ Бб Бб; примеры: «Не беси́сь, не беси́сь, ста́рая черто́вка; здесь: ббБ ббБ Ббб бБб (ВНИК); «расскажи́, расскажи́ ми́лый» — ббБ ббБ Бб (МН); или: «чернобро́вый па́рубок» — ббБб Ббб (МН); или «наградить тебя́, па́рубок» (МН); или: «она́ приняла́ на себя́ вид уто́пленницы» (МН); или: «бурсако́в почти никого́ не́ было в го́роде» (В); или: «и проте́р полоте́нцем глаза́: то́чно нет в го́роде» (Н). Я мог бы привести сотни подобных ходов; они перепестряют прозу Гоголя.

Им противопоставлена фигура отстава ударений; схема ее: Бб Ббб ббБ бБ; вместо столка — скопление неударных; первая половина дактило-хореична; вторая ямбо-анапестична; пример: «ста́л погля́дывать на те́мную старину́, где далеко́, из-за села́, черне́л земляно́й ва́л» — Б бБбб бБбб ббБ бббБ бббБ бБ ббБ Б (СМ); или: «да́, сны́ мно́го говоря́т». Назову этот ход — ходом 4; ходы 3 и 4, сцепляясь, часто дают цепочку ходов: 3+4; или 3+4+3 и т. д. Примеры: «Не хоте́л вы́пить за каза́цкую сла́ву» (СМ); здесь: ббБ Бб ббБбб Бб; «не хоте́л жи́ть в ладу́ с на́ми»: бБ Б бБ Бб: последний ход являет удвоение хода 3; «да́, сны́ мно́го говоря́т пра́вды» (СМ); здесь ход, составленный из трех ходов; схема его: 3+4+3; «ско́ро, говоря́т, бу́дут кури́ть не дрова́ми, как все́ че́стные христиа́не» (МН): Бб ббБ Бб бБ ббБб бБ Ббб ббБб, т. е. 4+3+4+3+4; приведенная фраза — цепочка из пяти ходов; она — чередование с отставами; чередование типично для Гоголя; оно часто; оно образует самодеятельный ход; назовем его ходом 5.

Особенно част ход 6 66: берется киклический хорей АаАаа, т. е. набор слов, или начинающихся с ударения, или таких, ударение которых падает на первую половину (аАаа); далее вводится слово (или слова) с ударением, падающим на середину слова (аАа, ааАаа); ход кончается набором слов с ударением на конце, или на второй половине слова; суть хода в градации переноса ударений с начала слов на конец их; в правой половине хода — слова типа Аа, Ааа, Аааа, аАаа и т. д.; в середине — слова типа аАа, ааАаа; в конце — аА, ааА, аааА, ааАа и т. д.; простейшая схема хода: АааАаааА; пример: «э́то жили́ще головы́» (МН); или: «ху́тор па́на Дани́лы между́ двумя́ гора́ми» — АаАааАааАаАаАа (СМ); когда промежуточное колено (аАа) выпадает, то ход 6 сближаем с отставом (4); «де́ду вспа́ло на у́м, что у него́» и т. д. (АаАааАаааА) (Т); «ди́вные ре́чи про да́внюю старину́»: АааАааАааааА (СМ); «зи́мняя, я́сная ночь наступи́ла» (НПР); «ве́сь заро́с, борода́ по коле́но» (СМ); «солнце только что село, и дневная теплота» и т. д. Суть его от замедленности — к разгону: точно предмет поднимают на́ гору; и потом — скатывают с горы. Это дает определенную интонацию; интонация хода 6 столь же обычна, как хода 3 (столка ударов). И разумеется, существует и ход 7, противоположный ходу 6; последовательная смена ударяемостей в обратном порядке по схеме: аА аАаАа; ход 7 реже хода 6; первый типичней для Гоголя.

Наконец ход 8 есть уже переход к сложению ходов; я его называю случаем симметрии; приведу примеры . Вот симметрия типа АааАаАааАа; правая половина хода наложима на левую: хорей, амфибрахий, хорей, амфибрахий: «То́лько напра́сно ду́мал бедня́жка» (ВНИК); этот ход с присоединением следующих двух слов дает иллюзию строчки гекзаметра: «Только напрасно думал бедняжка залить свое горе» (ВНИК); вот симметрия другого типа: в середине — неповторное амфибрахическое слово «водилась»; справа и слева от него по сочетанию анапеста с хореем, дающим фигуру столка; правая и левая половина хода симметричны друг другу: ааААааАаааААа: «в старину свадьба водилась не в сравненье с нашей» (ВНИК); или: «де́тям на́ смех танцу́ет но́чью на улице» (МН); целое звучит, как пентаметр; вот опять ход, подобный пентаметру: «возле коровы лежал гуляка парубок»; в центре — неповторный ямб («лежа́л»): справа и слева по амфибрахию («коро́вы», «гуля́ка»); перед и после амфибрахиев слова, начинающиеся с ударения («во́зле», «па́рубок»); симметрии прозы Гоголя рисуют лестницу восходящих сложностей; вот фраза, состоящая из трех отрезков; каждый имеет свою симметрию; в первом пара отставов, соединенная столком («си́ний жупа́н, яркий цветно́й»); во втором — чередование столков с отставами («по́яс,при боку́ са́бля и люлька»); в третьем столк слова с ударением в начале, образующий четырехстопный пеон первый (Аааа): «С ме́дною цепо́чкою по са́мые пяты́»; все — сложная симметрия (сложение симметрии): «Синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля, с медною цепочкою по самые пяты» (ПГ); сложение ходов уже — рудимент мелодии, не адекватный с размером; или: чередование пеонов третьих (ааАа) с одноударными словами: ааАаАаааАаАааАа: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь» (Н).

Я привожу элементарные ходы, чтобы намекнуть на то, как из сложения их складывается тема мелодии; темой, данной в вариациях, является, например, фраза из «СМ»: «Пошли, пошли, и зашумели, как волны в непогоду, толки и речи между народом». Можно привести эту фразу к фигуре симметрии; ухо же тут отмечает смутную мелодию, не сводимую ни к какому размеру; и тем не менее, как-то организованную.

Читатель спросит меня: не существуют ли напевные фигуры в каждом прозаическом произведении? В том-то и дело: разбирая словесные комплексы одних авторов, видишь: ха́ос стоп, притягиваемых с натяжкой подчас и к размерам; а они — не звучат напевно (размер не есть ритм прозы); в других встречаешь организацию фигур в более сложные фигуры; читая речь Тараса к казакам в «ТБ», я когда-то полагал, что в ней имеет место дактило-хореический ход, что она — подобна гексаметру; статистика слов не подтвердила догадки; слова отрывка 8-й главы «ТБ» (от слов «Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды» до окончания главы) я подвел под статистику; вот цифры ее: односложных ударных слов — 32; хореев — 118; ямбов — 120 (ни хорей, ни ямб не преобладает); дактилей — 41; анапестов — 50 (ни дактиль, ни анапест не преобладает); амфибрахиев — 117; пеонических слов — 118; слов с ударением на второй половине (от двухсложных до девятисложных) — 269; слов с ударением на первой — 230; ударение падает на середину слова 157 раз.

Статистика эта мертва; она не подает типичной стопы; а слова в прозе и суть стопы; нельзя говорить, что речь Тараса написана киклическим размером (ни киклическим ямбом, ни киклическим хореем); встают гексаметрические строки; но они, как отдельные всплески, как гребни волн, тают в общей напевности; и тем не менее: хочется воскликнуть о ритмах речи Тараса, внимая ритмам: «Пошли, пошли, и зашумели, как волны в непогоду...»

Шумит вся речевая ткань Гоголя переложением и сочетанием столков, отставов, симметрии, градационных переносов ударений и т. д.; ритмику предстоит благодарная, хотя и трудная работа над прозой Гоголя; над всей массой текста поднимается глухонапевный шум; я так называю его: ритмы его полувнятны; они глухо «Веч» и в «ТБ» — распевочный лад; страницами проза Гоголя — тонко организованная поэзия.

«СМ» вся — песня; напев на ударных местах поднимает гребень двустрочием, четырехстрочием:

«Табунов ни у кого таких не́ было,

«Как у Петро;

«Овец и баранов нигде столько не́ было.

«И умер Петро» (СМ).

Гоголь любил, изучал, знал украинские думки; страницами проза «Веч» — переиначивает народные лады; она прострочена звуком заплачек и присказок-двустрочий, то рифмованных, то являющих словесный повтор; характеристика колдуна из «СМ», построенная на «не» и «ни», ведет происхождение от народной песни, в которой ход на «не» широко использован: «Не белы снеги», «Не осенний мелкий дождичек» и т. д.

Вот строки, вынутые из текста:

Руби, казак!

Гуляй, казак!

Тешь молодецкое сердце.

...............

Гуляй, казак!

Но оглянись назад (СМ).

Это же шестистрочная строфа с повторами, заменяющими рифму с внутренними рифмами; третья и шестая строки — контрастируют ямбу, выявляя киклический хорей; в целом шестистрочие — являет ход, выше охарактеризованный как симметрия (повтор фигуры контраста). аАаАаАаААааАаАааАаАаАаАаААааАаА.

Разве не песня приводимые строки из «СМ».

Нет, Катерина,

Чует душа

Близкую смерть!

Что-то трудно

Становится на свете.

...........

О, помню, помню

Годы я;

Им верно

Не воротиться!

Он был еще жив,

Честь и слава,

Нашего войска, —

Старый Конашевич.

И т. д. (СМ)

«Конь полетел

На дно...

Казак... полетел

На дно» (СМ)

«Так уж если так,

Так вот что:

Нет у меня

Ничего» (ТБ) и т. д.

Или: «Погубили батько родную дочку свою! Погубила ведьма грешную душу свою» (МН).

Или:

«Наступает отец — подается пан:
Наступает пан — подается отец».

Здесь напевность подчеркнута повторами: одни расположены на́крест (отец-пан — пан-отец); другие — чередование (наступает, подается, наступает, подается) пеона третьего (ааАа); «Гегеге! Да как горит... Гегеге! Да как звенит» (ВНИК); «хороша была молодая жена... Бела была молодая жена» (МН).

«И стал казак — старик» (СМ); она действует, во-первых, потому, что она — ямб (аАаАаА); во-вторых: она действует потому, что в ней слово «старик» рифмует, чего многие не замечают: «Изо рта выбежал клык... И стал казак — старик» (СМ).

«Недобрый глаз поглядел на нас» (ВНИК); «ей, отдеру... на... бока́! Не доведут бабы до ́» (ТБ); «губы... алеют... брови темнеют» (СМ); рифмуют рядом стоящие слова: «здорово, небого» (ОТ), «рюши да трюши» (МД), «конь, как огонь» (ПГ) «» (МД), «пусть их живут, как венки вьют», «сударь ты мойиной» (МД), «с чепраком... с золотым шитьем» (ОТ), рифмуют целые фразы, образуя двухстрочия, трехстрочия, четырехстрочия, восьмистрочия. Двухстрочия: «Нужно вам знать, что память у меня — невозможно сказать» (Шп); «деревья темнеечернее» (ОТ); «в кандалы забить, оковать и » (ОТ); «несколько рябоват... несколько подслеповат» (Ш); «а деньги в кулаке, а кулак-то весь в огне» (Рев); «чрезвычайное происшествие!.. известие!» (Рев); «гости-то несчитанные, кафтаны » (Ж); «по жиле прохватила — как иглой шило» (Ж), «эдакие протянувши ручонки» (Ж); «прославляйте себя и нас. Мы умеем ценить вас» (П); «в жизнь никогда не глядели глаза, как они глядят у тебя» (П); «два русские мужика, стоявшие у дверей » (МД); «все мужики были рыбаки» (МД); «нарядятся в армяки и будут мужики» (МД); «кулич и халат взялдал» (МД); «с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами» (МД); «и вновь леса, уже синевшие... и вновь пески, еще бледней, но все желтевшие» (МД, 2).

«разворачивалось... блестело, звенело... и заворачивалось» (П); «музыка, и... визжала, и гремела... она села» (НП); «гляди налет на свой шапка в рубль, а щи без круп» (Ж); «как взглянула мелькнула... бровями и глазами» (ЗС); «галстук, возбуждающий удивление... усы, » (НП). Разве не восьмистишие параллелизм в «Носе»:

«И майор Ковалев с тех пор прогуливался,
Как ни в чем не бывало,
И на Невском проспекте, и в театре,
...
И нос тоже,
Как ни в чем не бывало,
Сидел
На его лице» (Н).

«заглохший пруд, заросший ров» (-охший-осший, ло-ро-ро) (СП); «бога бойбросьте просьбу» (бо-бой-бро-про, -осьте-осьбу) (СП); «на-варивалось, нас-оливалосьушивалось» (СП); «бледная Нева и бедные рыбаки в рубашках»: блед-нев-бедн-рыба-руба (НП) и т. д.

ферматой; его суть в за́держи внимания, в сознательном отяжелении речи вставочными словами между, напр., подлежащим и сказуемым; вместо «зеленые луга» — зеленые вдали луга»; существительное «луга́», задержанное вставочным «вдали», звучит с большим весом; или же: прием осуществлен перевертом слов, нарушающим прозаическую расстановку; он придает прозе песенный лад; можно его назвать ударной ферматой 1) на существительном, 2) на прилагательномглаголе, 4) на местоимении; на существительном: «необыкновенного огня глаза» (П), вместо «глаза необыкновенного огня»; переверт в том, что слово «глаза», сохраняемое для конца фразы, ожидается с напряжением; «необыкновенного огня», — что? И — ударная фермата: «глаза»! (А! Вот оно что!) Всюду у Гоголя фермата на существительном; вместо «вдоволь скакунов конного войска» — «вдоволь конного войска скакунов» (Р); или «обычные в трактирах блюда» (МД); «рассматривать бывшие перед ним виды» (МД); «поддерживал под ножку ножку» (МД); и перед «ножку», и после — глубокая пауза; и потому на слове «ножка» усилен интонационный акцент.

Фермата на глаголе: «он тебя погубить хочет» (ОТ); «час шестой был»; «у соседей расспросить» (МД); «жизнь его на мгновение озарилась» (МД) и т. д.; акцент на местоимение особенно част в первой фазе творчества Гоголя; но част и в бытовых повестях. Примеры: «объявила войну царю нашему» (ОТ); «ворон не найдет места вашего» (ОТ); «полдень был запечатлен в них» (П); «размолоть в муку носы наши» (ЗС); «оставляют на нем следы свои» (НП) и т. д.; акцент на прилагательных и наречиях: «накрамсывая хлеба безжалостно» (МД); «насаривая... золы бессовестно» (МД); «в небесах высоких» (МД); «почувствовал отвращение нечеловеческое» (МД) и т. д.

— лишь вид отстава; действительней отстав, когда между друг за другом следующими словами вставлены посторонние для этого места слова; тут нарушен обычный состав фразы; примеры: «блестели золотые вдали главы» (вм. «вдали блестели» и т. д.) (В); «темная у меня будет хата» (вм. «у меня будет темная хата») (ВНИК); «наимилейшая мне дочь» (В); «чудный мне сон снился» (СМ); «лежащая на распластанном на полу ковре» (ОТ); «весь рынок» (К); «глянет очами в очи» (Р); иногда вклинены два слова: «все, старый собака, знает» (ТБ); «живое в лицо» (НПР); «цветистый по красному полю платок» (СЯ); «погубившие свою душу » (СМ); «чудная в огороде у нас выросла репа» (Шп); «из-за перекинутого через плечо плаща» (Р); «среди широкой, , улицы» (МД); «прислоненный боком к стене шкаф» (МД); вклинены три слова: «садись, где кому нужно» (ТБ); «алая, как надречная калина, кровь» (ТБ); «в синей, местами уже с заплатами, свитке» (СЯ); «своею верхушкою» (Р); волосы «в тысяче разных образов поднятые на голову» (Р) и т. д. Вклинено более трех слов: «в белых, как убранный ландышами луг» (МН); «твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине от моря и до моря песия» (МД); «наиприятнейший во всех поверхностных разговорах обо всем представитель» (МД) и т. д.

— прием напевности, которая — выражение содержания имеющего и логику, и грамматику; прием совпадает с особым синтаксическим строением; его силится отгадать профессор Мандельштам, как прием усиления постановкою сказуемого перед подлежащим, дополняемого перед дополнением, определяемого перед определением в тех случаях, когда обычная «речь ставит их в ином порядке» (стр. 150); формула Мандельштама не исчерпывает фигуры отстава; пример: «час шестой был»; здесь сказуемое вопреки Мандельштаму поставлено после подлежащего; смысл не в синтаксисе, а в ритме.

Отстав дает речи медленность темпа; он рельефит эпический лад; и уместен там, где всплывает история; и потому-то фигура эта часта и в «ТБ», и в «СМ»; она контрастирует там с лирическим всплеском заплачек и лирико-драматических диалогов, нервная напевность которых осуществлена и фигурой повтора, играющей роль то рефрена, то вариаций темы; повтор Гоголя часто — контрапунктическая фигура: музыкальный прием, а не только средство изобразительности; повтор неотделим от ритмического хода, как в примере: «наступает отец — подается пан; наступает пан — подается отец» (СМ): четыре пеона третьего (ааАа) чередуются с крест-на-крест расположенными ямбами и одноударными:

ааАа (аА ааАа А

Примером сочетания ритмов с повторами приведу лирический речитатив из «МН», сжимающий в целое ряд приемов ритмической прозы Гоголя; напеву подчинены — образы, краски, синтаксис, даже... сюжет; тенденция первой фазы — ритм.

Вот отрывок: «Парубок, я награжу тебя. Я тебя богато награжу... Я подарю тебе пояс... ... Она мучила меня... Посмотри на лицо: она вывела румянец... Погляди на белую шею мою: они не смываются, , они никогда не смоются, эти синие пятна от железных когтей... Погляди на белые ноги мои: они — много ходили, не по коврам, — по песку, по земле, по колючему терновнику! А на очи мои, посмотри на очи: они не глядят от слез; найди ее, парубок, найди мне мою мачеху!» (МН).

Анализ ритма отрывка занял бы главку; после Гоголя ни русская, ни мировая проза долго не знала таких звуков; они вырвались позднее... ... символисты; Гоголь же на деле за несколько десятилетий осуществил их; приведенный отрывок скликается с речитативами бледных «готических» дев Метерлинка и Клоделя; но он звучнее; напев прозы «Веч» упреждает во многом напев 15 песенок Метерлинка.

Гоголь

Метерлинк

«Они не смываются, они не смываются, они никогда не смоются, эти синие пятна от железных когтей» (МН).

«Il faut attendre; il faut attendre, il faut attendre d’autres jours».

(15 песенок).

«Есть меж горами провал; в провале дна никто не видал» (СМ).

«A la première porte... A la seconde porte... A la troisième porte — la flamme est morte».

(15 песенок.)

«Einén góldenen Káhn sáb ich blinken... eínen sínkenden, trínkenden, wíeder wínkenden góldenen Kahn» (ínken-ínkenden-ínkenden, wíeder wínkenden) и т. д. Ритм усилен составом звуков, но... как у Гоголя, который до Ницше, — гремит, шепчет и заливается звуками: в первой творческой фазе; даже в заимствовании ритмов из думок — сказалась дерзкая оригинальность молодого Гоголя: вобрать повесть в форму песни в период, когда это казалось уже невозможным и когда вся повествовательная литература рвалась прочь от песни, чтоб стать «только литературой». Эту тенденцию возглавляли с успехом, с блеском и Пушкин-прозаик, и Лермонтов; вопреки им Гоголь подчеркивает — лад, ритм, музыку; и остается непонятым, осуществляя на деле поздний лозунг Верлэна: «Прежде всего музыка, а все прочее — литература» (т. е. условность). Гоголь за полстолетия до Верлэна предугадал: литература, начавшись с песни, ею и кончится: будущее трудовой, хоровой, коллективно распеваемой прозо-поэзии по-новому возвратит трудовую, хоровую, коллективно петую прозо-поэзию пра-пра-прадедов.

«прозу»; а Маяковский в XX веке сорвал с русского стиха «академический стих», превратив «поэзию» в кавычках в «», как Гоголь до него превратил прозу в «поэзию-прозу».

Примечания

65

66 Я воздерживаюсь называть словами ритмические элементы прозы Гоголя, предпочитая называть их цифрами, чтобы не плодить ненужных, всегда условных номенклатур.

Раздел сайта: