Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография)
Н. В. Гоголь, как историк и педагог.
Педагогические взгляды и деятельность Гоголя

Н. В. ГОГОЛЬ,

КАКЪ ИСТОРИКЪ И ПЕДАГОГЪ.

ПЕДАГОГИЧЕСКІЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОГОЛЯ.

Предполагая разсмотреть въ следующихъ главахъ педагогическiе взгляды Гоголя, мы считаемъ необходимымъ дать въ нихъ отчетъ въ томъ, какое вообще могутъ иметь значенiе для насъ эти взгляды, затемъ выяснить, въ чемъ они заключаются и, наконецъ, остановиться на вопросе, въ какихъ произведенiяхъ Гоголя мы можемъ также искать ихъ отраженiе. Прежде всего, конечно, не следуетъ упускать изъ виду, что мы смотримъ на Гоголя отнюдь не какъ на педагога, и, разбирая его педагогическiя мненiя, интересуемся ими, кроме собственно бiографическихъ соображенiй, больше какъ взглядами человека необыкновеннаго, какъ подобнымъ образомъ безспорный интересъ можетъ быть признанъ и за педагогическими мненiями Пушкина и другихъ писателей, хотя это были мненiя людей, въ сущности далеко не посвятившихъ себя педагогическимъ трудамъ и не имевшихъ даже истинныхъ побужденiй заняться серьезно этимъ деломъ.

Въ самомъ деле, хорошо известно, что Гоголь или Пушкинъ не были педагогами, подобно тому, какъ мы могли бы, напримеръ, съ большимъ правомъ признать педагогомъ Жуковскаго.

Гоголь, правда, состоялъ короткое время преподавателемъ, a потомъ и профессоромъ исторiи въ разныхъ учебныхъ заведенiяхъ Петербурга; но несомненно, что онъ совершенно случайно попалъ на эту дорогу, и скоро оставилъ ее навсегда съ глубокимъ убежденiемъ, что взялся не за свое дело и что никогда не имелъ ни малейшаго призванiя къ педагогическимъ занятiямъ. Пушкинъ же напр. никогда и не вступалъ на это поприще, и только однажды, безъ всякой подготовки, совершенно неожиданно и случайно, по требованiю императорской власти, долженъ былъ высказать свои взгляды на народное воспитанiе, оговорившись однако, что онъ „самъ по себе никогда бы не осмелился представить столь недостаточныя замечанiя о предмете столь важномъ, какъ народное воспитанiе“.

жизнь, и что ихъ сочиненiя даютъ намъ неоценимое удобство обозревать представленнымъ въ одной яркой и стройной картине все то, что̀ въ обыкновенной жизни является въ глазахъ заурядныхъ наблюдателей разрозненнымъ, недостаточно характернымъ, и что̀ часто не только не поддается точному анализу, но бываетъ даже трудно уловимо, благодаря затемненiю сущности дела множествомъ пустыхъ и ненужныхъ мелочей. Въ этомъ случае великiе художники служатъ намъ естественными и вполне надежными руководителями при странствованiи среди этого лабиринта спутывающихъ и развлекающихъ наше вниманiе во все стороны подробностей. Но кроме того, ихъ взгляды, какъ людей съ необыкновеннымъ умомъ и замечательной проницательностью, какъ сказано, въ высшей степени знаменательны и интересны сами по себе. Впрочемъ, хотя мы наблюдаемъ жизнь въ ихъ произведенiяхъ въ томъ самомъ виде, въ какомъ она отразилась въ ихъ сознанiи и затемъ была переработана ихъ творческой фантазiей, — какъ бы ни были любопытны и ярки непосредственно высказанныя ими личныя мненiя, последнiя все-таки далеко не должны иметь въ нашихъ глазахъ того безусловно великаго авторитета, который неотъемлемо принадлежитъ ихъ поэтическому ясновиденiю.

Въ виду этого мы признаемъ въ принципе художественное изображенiе встречающихся въ произведенiяхъ нашего писателя типовъ учителей и гувернеровъ и сделанныя нашимъ писателемъ характеристики системъ и результатовъ воспитанiя въ сущности не менее важными, нежели непосредственно высказываемые имъ взгляды о техъ же предметахъ, помня, что теоретическiя воззренiя художниковъ сло́ва бо́льшею частью остаются далеко позади ихъ творческаго откровенiя. Но, къ сожаленiю, въ настоящемъ случае, благодаря недостаточной полноте изображенiя въ произведенiяхъ Гоголя (а также и Пушкина и другихъ) вполне законченныхъ и ярко обрисованныхъ типовъ воспитателей, мы не можемъ решиться долго останавливаться на нихъ и придавать исключительное значенiе темъ немногимъ типамъ, которые съ обычнымъ мастерствомъ очерчены въ ихъ произведенiяхъ несколькими меткими штрихами. Поэтому главное содержанiе нашего очерка, по необходимости, составитъ все-таки преимущественно обзоръ взглядовъ на воспитанiе одного изъ величайшихъ представителей нашей литературы, а для более отчетливаго представленiя о томъ, какъ въ произведенiяхъ Гоголя отразился взглядъ на современную ему практическую педагогiю, въ виду крайне отрывочнаго матерiала, извлекаемаго изъ нихъ, мы позволимъ себе местами обращаться за сравненiями и справками къ соответствующему матерiалу въ произведенiяхъ другого величайшаго светила нашей литературы — Пушкина.