Биография Гоголя, вариант 4

Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии.Происходил из помещичьей семьи средней руки. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте, а мать, Марья Ивановна, происходила из помещичьей семьи Косяровских. Семья была многодетной - помимо Николая в ней было ещё пять детей.

Детские годы будущий писатель проводил в основном в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), посещал и окрестные места - Диканьку, прообраз места действия известнейшего цикла произведений Гоголя. Большое влияние на мальчика оказала его мать, женщина религиозная, часто рассказывающая ему евангельские истории. С тех пор Гоголь находился под впечатлением фантастических картин загробного мира, нашедших отражение в его творчестве.

В 1818-1819 Гоголь учился в Полтавском уездном училище, потом брал частные уроки у учителя Г.Сорочинского. В 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учеником Николай был не выдающимся, человеком был замкнутым, зато снискал славу в гимназическом театре: как актер и художник-декоратор.

В это же время пробует свои силы в литературе: пишет стихи, прозу, сатиры. Увы, ни одна из работ этого периода не сохранилась.

В 1828 году, окончив гимназию, приезжает в Петербург, но устроиться на государственную должность в сфере юстиции не смог. В 1929 году под псевдонимом В. Алов Гоголь публикует поэму "Ганц Кюхельгартен". Когда же она получает уничижительные критические отзывы, он скупает остатки тиража и сжигает их. Таким образом Гоголь поступил ещё с многими своими произведениями, поэтому литературное наследие писателя, увы, неполное.

В том же 1929 у Гоголя случается и неудачная любовь, что побуждает его уехать в Германию на несколько месяцев, во возвращению откуда он устраивается служить чиновником в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Тогда же печатаются новые его работа - в основном статьи и эссе, но также и художественная проза (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" положила начало будущим фантастическим циклам из жизни простых хуторов). Тогда завязывает знакомства в литературном кругу - с Пушкиным, Плетневым, Жуковским.

В 1831 году выходит первая часть, а в 1832 - вторая часть сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки", принесшего писателю широкую известность и встретившего восторженные отклики критиков, в том числе Пушкина, отметившего "веселость" и поэтичность гоголевской книги. Специфика повестей в том, что прежде никто не делал нечистую силу полноправным участиком реальной жизни, а Гоголь размывает рамки действительного, даёт понять, что реальный мир на самом деле ирреален по своей сути и нечистая сила живёт и в обычных людях, а не только в чертях и ведьмах. Получается, что нарушается естественный порядок вещей, и виной тому сами люди, поэтому они живут не в ладу со своей природной сущностью. Юмор сборника весьма разноплановый: здесь и подшучивание над чертами героев, и сатира, и "чёрный юмор". Гоголь блестяще использует как фольклорность, так и собственные наблюдения над жизнью украинских хуторов - отсюда такая детальность, красочность, реальность.

С лета 1834 занимает должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета, но годом спустя целиком посвящает себя литературной жизни.

В 1835 году Гоголь переживает творческий подъём: публикуются два сборника прозы, "Арабески" и "Миргород", он начинает работу над поэмой "Мертвые души", закончивает сатирическую комедию "Ревизор", идею которой писателю подарил Пушкин, пишет первую редакцию комедии "Женитьба" (тогда она называется "Женихи"). Гогольмного публикуется в "Современнике" как критик, например, много споров вызвала статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году".

во всех её проявлениях: есть место и подвигу Остапа Бульбы, и обывательской никчёмности. В связи с этим происходит замена поэтичности строгим будничным стилем, повествовательность. Жизнь устрачивает мистицизм, но от этого лучше не становится, напротив, она предстаёт в ещё более неприглядном виде: сатирический талант Гоголя получает полную волю. Современная писателю жизнь оттеняется яркими картинами прошлого, в котором на первое место выходит внутренние конфликты: столкновение индивидуальности с общинностью в "Тарасе Бульбе". "Арабески" включают в себя повести "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", к ним Гоголь позже причислит "Нос"(1836) и "Шинель"(1842). Перед читателями предстаёт столица империи, Петербург, город чиновников, механической жизни и отчуждения от личности. Мир города пронизан социальными и нравственными проблемами, чувство несовершенства этого хрупкого мира усиливается засчёт трагических изломов внутреннего мира персонажей. Гоголь, пожалуй, первым проектирует внутренний мир героя на мир города, проводя связь между масштабным состоянием мира и узко личностным. Позже эти традиции будет развивать Ф.М.Достоевский.

Особого внимания достойна комедия писателя "Ревизор". В центре коллизии поставлен мнимый ревизор Хлестаков, тот ещё плут, но обманщик невольный, что придало действию гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Юмор Гоголя из "примиряющего" (как в "Женитьбе") превращается в уничтожающую сатиру на всё русское общество со множеством городничих, Земляник, Ляпкиных-Тяпкиных... Самообман царит в русской жизни, хотя сознание своей греховности героям Гоголя присуще. Взяточничеству, запустению, бахвальству обитателей провинциального городка писатель противопоставляет актерскую стихийность и искренность Хлестакова, который предстает персонажем во многом симпатичным.

В июне 1836 Гоголь уезжает за границу, где он живёт в течение более чем десяти лет с редкими визитами на Родину. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над поэмой "Мертвые души", сюжет которых так же, как и "Ревизора", был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность получала в это время конкретные очертания: по мере развития задумки чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться во всех её проявлениях, как негативных, так и позитивных.

Центр поэмы - мотив дороги, пути, "птицы-тройки", Руси. Вокруг Чичикова - лица помещиков, которые образуют целые художественные миры, это обобщенные и в то же время очень личностные образы. Но поэму не стоит рассматривать как исключительно сатирическое и социальное произведение, это ещё и творение о "вечном". Неслучайно "Мертвые души" задумывались цикл об аде (1й том), чистилище (2й том). В персонажах Гоголя прослеживаются неисчезающие типажи взяточников, мелочных карьеристов, мечтателей, разгильдяев. Двойственность названия (материалистическое "мёртвые" и абстрактно-духовное "души", трансформировавшее в меру измерения количества крепостных) находит продолжение и в дальнейшем: фактическое омертвление противопоставляется гибели души, а в центре этого конфликта - Чичиков, отрешенный от этих категорий поэмы.

поступок тем, что "пути и дороги" к возрождению человеческой души не получили достаточно правдивого и убедительного выражения.

что необходимо внутреннее, душевное христианское самовоспитание и перевоспитание всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные и социальные изменения к лучшему. В конце творческого пути Гоголь очень много обращается к религиозной, христианской проблематике - "Размышления о Божественной литургии", к примеру. Большое влияние на него оказывает ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский) и его проповеди ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования.

В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии. В 1852 году Гоголь заканчивает новую редакция второго тома "Мертвых душ", главы из которой Гоголь читает друзьям-литераторам. Однако спустя несколько недель в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает и эту ркопись.

Н.В.Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его смерть литературный мир воспринял как закат "золотого века" русской литературы. Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.